Диссертация (Религия в текстах массовой коммуникации структурно-семантические, функциональные и этические аспекты), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Религия в текстах массовой коммуникации структурно-семантические, функциональные и этические аспекты". PDF-файл из архива "Религия в текстах массовой коммуникации структурно-семантические, функциональные и этические аспекты", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Однако при анализе взаимодействиярелигии и СМИ, с нашей точки зрения, было бы методологически неверноредуцировать аналитический арсенал исключительно к филологическимметодам, поскольку адекватная интерпретация результатов, полученных прианализе текстов, невозможна без применения социологического или этическогоинструментария. Поэтому проведенное диссертационное исследование понеобходимости имеет принципиально комплексный характер.Научнаядостоверностьдиссертацииобеспечиваетсяприменениемнаучной методики и методологии, достаточно обширным эмпирическимматериалом, а также использованием различных источников теоретической иэмпирической информации.14Теоретической базой исследования стали труды отечественных ученых,занимающихся исследованиями в области общей социологии (Б.А.
Грушина,Г.С. Батыгина, Ю.А. Левады, В.А. Ядова, Б.В. Дубина, Л.Д.Гудкова, Н.А.Зоркой и др.), в сфере изучения масс-медиа (Е.П. Прохорова, Л.Л. Реснянской,М.М. Лукиной, В.В. Барабаша, А.А. Грабельникова, Л.М. Земляновой и др.) и –отдельно – социологии массовых коммуникаций (И.Д. Фомичевой, А.А.Верховской, Ф.Ф. Ширяевой, В.П. Коломийца, М.Е. Аникиной, В.С.Коробейникова, М.М. Назарова, Л.Н. Федотовой и др.) и религиоведов (М.Ю.Смирнова, А.А. Красикова, С.Б.Филатова, Е.А. Элбакян, Р.Б. Лункина и др.).В свете выбранной темы поле, пока еще мало разработанной в России,исключиетльно полезными оказались исследования западных ученых – кактеоретиков коммуникации (М. Кастельса, Н. Лумана, М.
Маклюэна, Д.Маккуэйла, Ю. Хабермаса и др.), так и экспертов в области медиатизациирелигии (К. Лундби, Н. Коулдри, А. Хеппа, С. Хьярварда, М. Ловхейм и др.)Эмпирической базой диссертационной работы стали результаты 18научных исследований, проведенных автором и под его руководством в периодс 1994 по 2018 гг. (полный их хронологический список см. в Приложении 1).Предметами в этих исследованиях были профессиональный этос современногороссийскогожурналиста,телеологическиеоснованияжурналистики,семантические особенности освещения религиозной тематики, религиознаяинформация в текстах российских информационных агентств, мифологизацияхристианства в российских СМИ, типичные ошибки в освещении деятельностирелигиозных меньшинств, попытка РПЦ создать Общественный совета понравственности на российском ТВ, взаимодействие со СМИ пресс-структурхристианских церквей, представления о Боге и религиозных ценностяхучастников массовой сетевой коммуникации, эффекты СМИ в формированииобразоврелигиозныхменьшинстввсознаниироссиян.Рядсобытийрелигиозной жизни (крещенские купания, почитание православными поясаБогородицы и мощей святого Николая, заявление папы Франциска о том, что15собаки якобы попадут в рай, напряженность вокруг мусульманского праздника"Курбан-Байрам" в Москве и других городах России) стали объектамиточечных комплексных исследований.
Кроме того, в диссертационномисследовании использованы первые результаты начавшегося в 2018 годумасштабного исследовательского проекта "Медиатизация религии в России".Теоретическаяпредложеннойоснованнойценностьнормативнойнаработымоделителеологическойзаключаетсяпреждевзаимодействиярелигии"матрице",полученнойввсегоивСМИ,результатеструктруно-семантического анализа текстов СМИ, функционального анализадеятельности религиозных и медийных институтов. Полученная в результатедиссертационного исследования модель может быть подвергнута дальнейшейтеоретическойдетализациииоперационализациидляприкладныхисследований.
Кроме того, в научный оборот введен общирный массив данныхоб освещении религиозной жизни в российских СМИ, который может бытьиспользован для теоретического осмысления в иных понятийных системах ипарадигмах, а также ряд важных характеристик, полученных в результатеанализа некоторых дисфункциональных ситуаций во взаимоотношенияхрелигии и СМИ.Практическая значимость результатов. Данные, полученные в ходедиссертационного исследования, могут быть применены в практическойдеятельности как минимум трёх типов:журналистской деятельности - изложенные в диссертации принципымогут быть полезными в освещении религиозную тематики;законодательнойиправоприменительнойдеятельностипорегулированию СМИ – в части регулирования представления в медиарелигозной жизни;научной и экспертной деятельности – в разработке принципов освещенияфункционированиярелигиииоценкиегорезультатов,посколькув16диссертационном сочинении в главе 5 представлен один из возможныхинструментов анализа взаимоотношений религии и СМИ.Несмотря на то, что текст диссертации не рассчитан на широкуюаудиторию, некоторые его положения могут быть изложены в популярном видедля повышения медиаграмотности в потреблении религиозного контента СМИ.Кроме того, материалы исследования могут быть использованы в учебномпроцессе, в системе повышения квалификации работников СМИ.На защиту выносятся следующие положения:1.
СМИ в ряде случаев остаются главным источником информации,влияющим на массовые установки в области приятия или неприятияиноверцев и инородцев. Особенно ярко это проявляется в тех случаях,когдастепеньинтенсивностинепосредственногообщениялюдейневерующих, атеистов и последователей разных религий недостаточнадля формирования устойчивой установки по отношению к людям другихисповеданий.2.Функция журналистики заключается не в том, чтобы разрушать мифы орелигиозной жизни, а в том, чтобы их понимать и "обезвреживать"рационализацией наиболее агрессивные, социально опасные, несмотря наинерционность мифов и их структурно-семантическую устойчивость.3. С одной стороны, у российских СМИ не обнаруживается осознаннаяинформационная политика в освещении религиозной жизни, котораямогла бы быть эксплицитно выраженна в особом наборе стандартовпрофессиональной деятельности. С другой стороны, у субъектоврегулирования, сорегулирования и саморегулирования СМИ слабоартикулированопредставлениеобособойспецификеосвещениярелигиозной жизни.4.Главным фактором формирования религиозной повестки дня для17журналистов является не инициативный поиск тем и сюжетов, а прессрелизы, отчеты и официальные заявления религиозных деятелей.Журналисты ставят себя в положение заложников повестки дня,формируемой без их участия.5.
Российскиеинформационныеагентства,которыеопределяютинформационную картину мира для других СМИ, представляютрелигиозные меньшинства как "иностранные религии", что приводит всознании аудитории к разделению религиозных общин на "свои" и"чужие".6.Семантическая неадекватность СМИ в освещении религиозной жизни,представление религиозных меньшинств как чужеродных российскомусоциуму ведет к неадекватности прагматической − их маргинализацииуже не в информационном, но в политическом пространстве, в частности,во время принятия органами власти административных решений.7.Журналисты игнорируют свою просветительскую миссию и фактическиподготавливают почву для возможных негативных социальных явлений ипроцессов, направленных на дискриминацию религиозных общин.8.Напряжённость в отношениях между религией и СМИ имеет этическуюприроду, поскольку обусловлена напряжённостью между религиозным (вчастности, христианским) этосом и этосом журналистским.9.Религиозныеинициативыпоповышениюуровнясобственнойпрозрачности и оптимизации внутренних структур для связей со СМИявляются эмпирическим индикатором процесса медиатизации религии,поскольку в них происходит адаптация к "логике медиа".10.
Отсутствие достаточного опыта взаимоуважительного взаимодействия соСМИ приводит религиозные организации к конфликтным ситуациям ипопыткам их разрешать не в ходе общественного диалога, а обращениямив органы законодательной, исполнительной и судебной власти.18Апробациярезультатов.Результатыпроведенныхисследованийрегулярно представляются в виде докладов и обсуждаются на всероссийскихнаучно-практических конференциях, Московских Международных научныхчтениях «СМИ и массовые коммуникации» и других конференциях в высшихучебных заведениях и академических институтах.
Кроме того, результаты,использованные в диссертации, были апробированы на международныхнаучных конференциях в Берлине, Браге, Братиславе, Будапеште, Варшаве,Вене, Дублине, Зальцбурге, Кальмаре, Кембридже, Кракове, Лестере, Осло,Питтсбурге, Риме, Стамбуле и Цюрихе.Данные и выводы исследований активно используются в рамках учебныхкурсов по социологии СМИ, теории и практике медиаисследований,взаимодействию религии и СМИ.По теме диссертации подготовлено более 60 публикаций (19 из них - вжурналах из списка ВАК) и тридцати докладов. Диссертация состоит извведения, пяти глав, заключения, библиографического списка и трехприложений.19Глава 1.
Религиозный фактор в массовой коммуникацииВ первой главе данного диссертационного исследования после определениябазовых понятий и описания границ их применения мы обратимся кконцептуальным основаниям решения основных задач, поставленных вовведении, и доказательства выдвинутых гипотез.1.1. Теоретические основания исследования религиозного фактора вмассовой коммуникации.1.1.1. РелигияПонятие "религия" относится к многоаспектным, многоуровневым ипоэтому трудноопределяемым.
По данным отечественного исследователя И.Яблокова, в настоящее время в религиоведческом дискурсе насчитываетсяболее 250 определений религии 20. Это число постоянно увеличивается,поскольку ученые для своих нужд рассматривают объект с разных ракурсов и,соответственно, определяют его в соответствии с собственными задачами.Обычно различают три больших класса определений – богословские (связанныес тем или иным вероучением), философские (ориентированные на раскрытиесущности религии как общего, родового понятия) и социологические(рассматривающие религию как социальный институт или как автономнуюподсистему общества).Однако перед их внимательным анализом представляется целесообразнымобратиться к этимологии понятия "религия", по поводу которой в научном миресуществуетнесколькогипотез.происхожденияэтогослова,интерпретации,сделанныеПризнаваяисследователиЦицерономинесомненностьопираютсяЛактанцием.налатинскогодвеегоДревнеримсякийЯблоков И.Н. Проблема определения религии // История религии.
В 2 т. Т. 1. Учебник –М.: Высшая школа, 2002. С. 18.2020философ Цицерон выводил religio от латинского religere с исходнымсмысловым гнездом "вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать,откладывать на особое употребление", что в переносном смысле означает"благоговеть" или "относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением".Исходя из этого, Цицерон определял религию как богобоязненность, страх ипочитание богов. Христианский мыслитель и оратор IV века Лактанций считал,что religio является производным от глагола religare ("вязать, связывать,привязывать, сковывать") и, соответственно, означает добровольные узы,соединяющие людей с Богом в служении и повиновении ему: "С тем условиеммы и рождаемся, чтобы оказывать справедливое и должное повиновениепорождающему нас Господу, Его одного знать, Ему следовать.
Будучисвязанными сим союзом благочестия, мы находимся в соединении с Богом, отчего получила название и самая религия... Так имя «религия» произошло отсоюза благочестия, которым Бог соединил с Собою человека..." 21. БлаженныйАвгустин считал, что слово "religio" произошло от глагола "re-eligere" –"воссоединять",и,следовательно,религияозначаетвоссоединение,восстановление утерянного союза между человеком и Богом. "Его-то ища, илилучше, вновь отыскивая (от чего, кажется, получила название и религия), мыстремимся к Нему любовью, чтобы, когда достигнем, нам успокоиться" 22, писалБлаженный Августин.В современных русскоязычных философских словарях латинское religioпереводится как "благочестие, набожность, святыня, предмет культа" 23, афилологи начала прошлого века переводили его с акцентом на "совесть": 1)совестливость, покоящаяся на внутреннем чувстве, добросовестность; 2)совестливое отношение к чему-нибудь священному, в том числе религиозноечувство, благочестие, набожность, религиозное почитание, богопочитание,Рождественский Н.П.
Христианская апологетика: В 2 т. СПб., 1884. Т. 1. С. 136.Августин. О граде Божием. Цит по: Рождественский Н.П. Указ. соч. С. 137.23Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 576; Краткая философскаяэнциклопедия. М., 1994. С. 391.212221культ" 24.Висториичеловечестварелигиястановиласьвсеболеедифференцированной, складывалась в систему с различными элементами ивзаимосвязями.В рамках данной работы будет использовано понятие "религии",предложенноесоставителямисовременной"Энциклопедиирелигийирелигиоведения": "Религия (от лат. religio – совестливость, благочестие,набожность) – одна из сфер духовной и практической жизни людей, состоящаяиз следующих элементов: 1) религиозное сознание, основу которого составляетвера в существование «иного» мира, сверхъестественных сил (мана, оренда,хамигья и т.п.) и существ (духи, боги, Бог, ангелы, черти, сатана и т.п.); 2) культрелигиозный, обеспечивающий связь человека или сообщества людей сосверхъестественными силами и сущностями и поддерживающий у верующихрелигиозныечувства;объединяющие3)религиозныеединоверцев,которыеорганизациисовместноразличногоотправляюттипа,культ,вырабатывают и претворяют в жизнь общие принципы поведения" 25.Социологический подход к религии предполагает различение во второмпунктеданногоопределениярелигиозныхотношенийирелигиознойдеятельности, которая подразделяется на культовую и внекультовую.