Диссертация (Религия в текстах массовой коммуникации структурно-семантические, функциональные и этические аспекты), страница 4

PDF-файл Диссертация (Религия в текстах массовой коммуникации структурно-семантические, функциональные и этические аспекты), страница 4 Филология (52306): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Религия в текстах массовой коммуникации структурно-семантические, функциональные и этические аспекты) - PDF, страница 4 (52306) - СтудИзб2019-09-14СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Религия в текстах массовой коммуникации структурно-семантические, функциональные и этические аспекты". PDF-файл из архива "Религия в текстах массовой коммуникации структурно-семантические, функциональные и этические аспекты", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 4 страницы из PDF

Обычно урелигии выделяются следующие функции: мировоззренческая, компенсаторная(психотерапевтическая),коммуникативная,регулятивная,интегративная,дезинтегрирующая 26. Кроме того, некоторые исследователи говорят ополитической и культурной функциях религии, отмечая тем самым ее большоевлияние на соответствующие сферы общественной жизни. Все эти функции вбольшей или меньшей степени проявляются во взаимодействии религии смассмедиа и будут описаны в дальнейших главах данной работы.Петрученко О. Латинско-русский словарь. Репринт IX издания 1914 г. М., 1994.

С. 546Религия//Энциклопедиирелигийирелигиоведения.URL:www.religiopolis.org/enciklopediya.html26Там же.242522Религия определяется, как правило, двумя способами – содержательным ифункциональным: содержательные определения описывают ее через веру всверхъестественную реальность, а функциональные – через указание наценностно-нормативную систему, определяющую деятельность индивидов иобщностей. Если обратиться к атрибутивным признакам религии, то к нимотносятся священные существа, предметы, явления, символы, священныедействия (ритуалы) и ценностно-нормативные системы, производные отвероучения27.

"Религия как социальный феномен должна получить объяснениев социальных категориях, а не как явление индивидуально-психологическое,производное от уровня развития познавательных возможностей человека, егоразума. Социолог должен рассматривать любую религию, в том числе самуюпримитивную, не как ложную или истинную, а как выражение социальнойжизни, как именно социальный феномен", – подчеркивает отечественныйсоциолог В.И.

Гараджа28.Институциональный подход к исследованию религии имеет в социологиидавние традиции, при этом религия как социальный институт изучается в трехаспектах: а) деятельностном (религия как устойчивая форма деятельности иотношений определенных групп людей); нормативном (религия как системанорм и правил, как совокупность социальных ролей и поведенческих образцов)и организационном (религия как социальная организация). Социологиотмечают, что "интегрирующим компонентом духовной сферы, в том числе ирелигии, является сознание"29. Это замечание очень важно для данногодиссертационного исследования, глава 3 которого посвящена изучениюрелигиозного сегмента массового сознания через анализ текстов сетевойкоммуникации.В рамках академических исследований необходимо видеть и разные посвоему объему составляющие изучаемых явлений. Очень важное дляТам же.Гараджа В.И.

Религиоведение. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 166.29Там же. С. 22.272823журналистов и медиа в целом различение между религией и конфессией сделалароссийская исследовательница А.В. Митрофанова: "Под термином «конфессия»подразумеваетсяорганизованнаярелигия,воплощеннаявкаких-либосоциальных институтах (церковь у христиан, система улемов у мусульман,буддистская сангха и др.)" 30 А.В. Митрофанова выражает сожаление по поводутого, что "проблема взаимоотношений религии и политики часто сводится кпроблеме отношений церкви (или другого религиозного института) игосударства", а между тем явления внецерковного и внегосударственногохарактера(транснациональныерелигиозныедвижения,религиозномотивированный терроризм, религиозно-этнические конфликты) упоминаютсявскользь.

"Между тем религия не тождественна «церкви» или любой другойофициальной структуре" 31. В контексте проведенного исследования важноотметить, что "религиозный фактор" оказывает воздействие на массовыекоммуникации и публичную сферу, что станет предметом рассмотрения впоследнующих главах данного диссертационного сочинения.1.1.2. Средства массовой информации и медиаНесмотря на проникновение в академический дискурс нового, болееширокого термина "медиа" и его производных, в русскоязычной научной средепонятие "средства массовой информации" – хотя на протяжении десятилетий непродолжаются споры о его границах и соотнесенностью с понятиями "средствамассовой коммуникации" (СМК) и "массмедиа" 32 – отличается устойчивымупотреблением. Ключевым словом в словосочетании "средства массовойинформации" является прилагательное "массовый".

Феномен массы иМитрофанова, А. В. Религиозный фактор в мировой политике и проблема «цивилизаций»[Текст] / А. В. Митрофанова // Век глобализации. – 2008. – №1. – С. 110.31Там же. С. 110.32Обзор этой дискуссии и подведение промежуточных ее итогов см. в: Лазутина Г. В.Термины – хранилище концепций // Вестн. Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. – 2012. –№ 1. – C. 52.3024присущего ей особого типа сознания был обнаружен более ста лет назад, когдав поле зрения социальных наук попали общности, которые отличались"неклассическими" характеристиками.Ученые прежде всего зафиксировали иные формы поведения по сравнениюс известными к тому времени групповыми.

Впервые публика и толпа какспецифические общности рассматривались в качестве объекта исследования вработах Г. Тарда 33, Г. Лебона34, С. Сигеле 35 и других ученых конца XIX –начала XX в. 36. Эти исследователи обратили внимание, во-первых, наслучайностьвозникновенияконкретнойобщностии,во-вторых,накратковременность ее существования. Однако эти исследователи толпы,публики и других подобных общностей приписывали новому объекту явнооценочныеразрушающеехарактеристики,личность.КакквалифицировалиотмечаетГ.К.егоАшин,какобразование,"термин"толпа"подставлялся на место социально-политической категории "народные массы",когда революционное массовое движение подводилось под типологическуюконструкцию, выработанную при наблюдении действий случайного сборищ,реакционного сброда, косной, обывательской аудитории"37.Однако, наряду с этой методологической ошибкой, когда масса не былаусмотрена как таковая, в частных случаях Г.

Тард и Г. Лебон заметили немалоценных для последующего изучения массы характеристик. Отечественныйфилософ и социолог Б. А. Грушин подчеркивал в своей монографии "Массовоесознание": "Многообещающей была мысль Лебона о том, что толпой можетбыть не только множество рабочих, но и множество академиков. Наконец,Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп. М.: Институт психологии РАН; КПС+, 1998.Лебон Г. Психология народов и масс // Психология толп. М.: Институт психологии РАН;КПС+, 1998.35Сигеле С.

Преступная толпа. Опыт коллективной психологии. М.: Академический проект,2011.36Обзор концепций массы см. в: Моисеев С. П. «Реабилитация» понятия «масса» всоциальных науках: поиск обобщающего определения // Социология: методология, методы,математическое моделирование (4М), 2016. № 42. C. 61-83.37Ашин, Г. К. Массовая культура: иллюзии и действительность. М., 1975. С.

37.333425особенно много продуктивных суждений было высказано по поводуконкретных механизмов сознания, действующих в рамках толпы, в частностисвязанных с явлениями подражания, заражения, внушения и т.д."38.Дальнейшее изучение массы и массового сознания в зарубежнойсоциальной науке проходило под знаком отождествления или, по крайней мере,смешения масс и классов, причем своего рода преимущественно негативноеотношениек этим феноменам в начале века отчетливо заметно и в последующиедесятилетия. Так, например, вослед Г. Лебону, в работах X.

Ортеги-и-Гассета39,Я. Буркхарда масса характеризуется как темная, неразвитая и неспособная кразвитию общность. Д. Рисмен, Э. Фромм, Г. Маркузе и другие критическинастроенныемыслителисчитаютмассунегативнымпорождениемантигуманного капитализма, Г. Блумер связывает процессы массовизации сдеятельностью средств массовой информации и настаивает на том, чтомассовизированное общество приходит на смену классовому 40. В принципе врамках подобного взгляда выдержана и работа американского футуролога О.Тоффлера"'Третьяволна"41,вкоторойнеизбежностьдемассовизациисовременных форм социальной жизни рассматривается как высвобождениечеловеческой личности из плена массы.

Таким образом, масса, во-первых,опятьоцениваетсяотрицательнои,во-вторых,означаетнекуюфазусоциального развития. Мы же, вослед за Б. Грушиным, считаем, что массыдействуют не вместо классов или других больших социальных групп, но нарядус ними, образуясь как внутри классов, так и на их пересечении, а массовоесознание представляет собой особый феномен в общественном сознании.Впрочем, это мнение разделяют далеко не все отечественные ученые. Еслиобратиться к работам, в которых за последние полвека так или иначеГрушин Б.А. Массовое сознание. М., 1987. С.

161.Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс: сб. / Пер. с исп. М.: АСТ, 2002.40Более подробный разбор их работ см.: Грушин Б. А. Массовое сознание: Опытопределения и проблемы исследования. – М.: Политиздат, 1987. –368 с.41Тоффлер, Э. Третья волна. – М., 2004.383926обсуждается проблематика "массы" и "массового сознания" (статьи имонографии Г. Г. Дилигенского, Б.

Ф. Поршнева, А. Г. Здравомыслова и др.42),то мы вынуждены констатировать скорее разногласия, нежели согласие даже втаких основополагающих вопросах, как определение этих понятий и выделениеихвсамостоятельныйпредметанализа.Отчастиэтообъясняетсяисторическими и идеологическими обстоятельствами (смешением массы кактаковой с "пролетарскими массами" и "массами трудящихся"), отчасти –академическими причинами (отсутствием в поле зрения авторов эмпирическогоматериала).

Вместе с тем, наработан определенный опыт осмысления терминоввруслеразличныхподходовот–абстрактно-философскогодофеноменологически-описательного, в существенной степени степени учтен вданной работе, которая строится на понимании массы как субъектаинформационных процессов.РоссийскийтеоретикжурналистикиЕ.П.Прохоровотмечал,что«полученная информация о состоянии массового сознания (желательносоциологическистрогая;впрочем,хотяжурналистывповседневномотслеживании ситуаций имеют сведения недостаточно строгие, но с ними тожеможно и нужно работать, хотя и с оговорками) – это только «полдела».Следующейпринципиально«разработкапутейиважнойспособовзадачейоптимизацииисследователюподсистемивидитсясистемнойструктуризации массового сознания, т.е.

средств достижения эффективности всвоем взаимодействии с реальным массовым сознанием» 43. Однако очевидно,чтобезрешенияпервойосуществление«второй»представляетсязатруднительным.См.: Дилигенский Г.Г. Массовое политическое сознание в условиях современногокапитализма // Вопросы философии, 1971. № 9. С. 15-26.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
428
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее