Диссертация (Религия в текстах массовой коммуникации структурно-семантические, функциональные и этические аспекты), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Религия в текстах массовой коммуникации структурно-семантические, функциональные и этические аспекты". PDF-файл из архива "Религия в текстах массовой коммуникации структурно-семантические, функциональные и этические аспекты", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Однако, как настаивает К.66Thompson, John B. 1995. The Media and Modernity. A Social Theory of the Media. Cambridge:Cambridge University Press.37Лундби,"ядроммедиатизацииявляютсясоциальныеикультурныепреобразования, а не технические средства как таковые" 67, поэтому любоетехнические детерминированное определение медиатизации он считаетнеприемлемым.захватывающимНазываявсемедиатизациюобщество,авторвлиятельнымсчитаетнеобходимымпроцессом,выяснитьвзаимоотношения и взаимосвязи медиатизации с другими подобнымипроцессами – глобализацией, коммерциализацией и индивидуализацией.Рассматривая медиатизацию преимущественно в социологической перспективе,К. Лундби настаивает на принципиальной важности междисциплинарныхсвязей в дальнейших исследованиях, использование подходов и методовгуманитарных и социальных наук. В сборнике представлены попытки описатьмедиатизацию в феноменологической, семиотической, антропологической инормативно-этической перспективах.Авторы глав в учебнике признают, что исследования медиатизации поканаходятся в состоянии теоретического обоснования, и поэтому инструмент дляэмпирических исследований еще не готов.
Поскольку многие согласны с тем,что движущей силой медиатизации является "медиалогика", а изучение еепроникновения в социум и воздействия на социальный порядок представляетсянаиболее актуальным.В теоретическом плане развивается критический анализ взаимосвязи между, содной стороны, изменениями среды коммуникаций и, с другой стороны,изменениями культуры и общества. При этом подчеркиваются три важныехарактеристики медиатизации: 1) она является долгосрочным процессом; 2) онаподразумевает трансформацию практик и институтов и 3) эти преобразованияпроисходят коррелирующим образом как в социальном контексте, так и всамих медиа.В области возможных прикладных исследований медиатизации авторыучебника полагают плодотворным изучение процессов на разных уровнях67Указ.
соч., с. 8.38анализа – от обыденной жизни, повседневных практик, до структурныхизменений глобального порядка. Они отмечают, что в исследованияхмедиатизации могут быть применены различные методологии и конкретныеметоды из гуманитарных и социальных наук. В частности, М.
Мадиану изЛондонского университета предприняла попытку анализа миграции как омедитизированного явления, применив этнографические методы для изученияиспользованияновыхкоммуникационныхтехнологийфилиппинскимимигрантами в контактах с семьями на родине. Мадиану эмпирическиподтвердила, что возможность таких контактов существенным образомизменила повседневные практики мигрантов68.Среди ученых, занимающихся проблемами медиатизации, наиболее популярнысоциально-конструктивистские или символико-интеракционистские теории, аакцент делается соответственно на символических процессах или насоциальном конструировании реальности.Касаясь нормативной стороны дела, Лундби подчеркивает: "Хотя медиатизацияне является нормативной концепцией, может существовать целый ряднормативных вопросов, связанных с процессами медиатизации"69.
Он в первуюочередь ставит два вопроса: 1) о моральных и этических последствияхмедиатизации и 2) о том, в лучшую или худшую сторону она меняет жизньлюдей.В целом же объемный том "Медиатизация коммуникации" адекватноотражает поле согласия и дискуссионные узлы динамически развивающейсянаучной области (что, на наш взгляд, является его преимуществом). Нампредставляется разумными примиряющие голоса британских исследователей С.Ливингстон и П. Лунта, которые предлагают квалифицировать медиатизациюкак своеобразный хэштег (#), позволяющий маркировать эту область изучения,См.: Lundby K.
Mediatization of communication. Mediatization of Communication. Ed. byLundby. Berlin: De Gruyter Mouton, 2014. P. 323-348.69Указ. соч., с. 32.6839чтобы заинтересованные исследователи могли ее "опознавать" и далеевыстраивать, сравнивая свои идеи, данные и доказательства70.В рамках данной работы важно понимать, что, несмотря на споры об объемепонятия и его масшабе в рамках всего поля медиаисследований, медиатизацияостается удобным маркером для обозначение влияния разных факторов намедиа (и религиозного фактора в частности).
Кроме того, как будет показанониже, в религиозных стратегиях распространения своего влияния медиалогикаи медиаформаты играют все более важную роль.Что касается русскоязычного исследовательского сообщества, то термин"медиатизация" здесь был принят благосклонно 71, практически с полнымдоверием к западным коллегам, которые взяли на себя тяжелый труд пообсуждению термина и его контекстуализации.Медиатизациюсвязываютпреждевсегостехнологическимиобщественным развитием, тогда как религию, напротив, в классическом смыслепринято рассматривать как хранительницу традиций, которая с большойосторожностью относится к переменам и социальной динамике.1.2.2 Медиатизация религии: успехи и проблемные областиКонцепция медиатизации применительно к религии представляет большойинтерес еще и потому, что религия – это наиболее чувствительная, деликатнаяи требующая особой осторожности со стороны медиа социальная подсистема.Эта концепция может быть использована – наряду с концепцией секуляризации70Livingstone S., Lunt P.
Mediatization: an emerging paradigm for media and communicationstudies. Mediatization of Communication. Handbooks of Communication Science (21). Ed. by K.Lundby. Berlin: De Gruyter Mouton, 2014. P. 703–724.71См. например: Землянова Л.М. Медиатизация культуры и компаративизм в современнойкоммуникативистике // Вестник Московского университета.
– Серия 10. Журналистика. –2002. – № 5; Воинова Е.А. Медиатизация политики как феномен новой информационнойкультуры: дис. ... канд. филол. наук. М., 2006; Она же: СМИ в контексте медиатизацииполитики. // СМИ в меняющейся России. – М., 2010; Шаронов Д.И. О коммуникативномсмысле медиатизации // Вестник ВГУ. – Серия: Филология. Журналистика. – 2008. – № 2.40для теоретического обоснования религиозной динамики – как на уровнеинституциональном, так и на уровне индивидуального и массового сознания(см. продроблее в главе 3). Если деятельность религиозных структур ирелигиозность населения меняются очевидным, эмпирически фиксируемымобразом, то логично "заподозрить" в этом и медиа – с их всепроникающим, каккажется, влиянием. И даже скорее медиа – в первую очередь, поскольку ониявляются проводником (иногда даже "сверхпроводником") как для секулярныхидей, так и для нарождающихся новых культов, стремительно рекрутирующихбольшое количество адептов.Две тенденции – уже названная секуляризация общества, с одной стороны,и возрождение религиозности – с другой – кажутся взаимно противоречивыми.Однако обе тенденции наблюдаются и описываются, иногда в особыхэтнических средах или географических пространствах, иногда – в разныхсоциальных стратах одного и того же общества.
Публикация в 2006 году статьиЮ. Хабермаса "Религия в публичной сфере" 72, которая была написана какреакция на протесты против публикации карикатур о пророке Мухаммеде вдатской ежедневной газете "Jyllands-Posten", вызвала широкую реакцию вакадемических кругах.Развитие науки, экономики, культуры – по предсказаниям О. Конта, К.Маркса и М. Вебера – должно было привести к минимизации влияния религиина публичную сферу и ее "приватизации", то есть переходу в сферу частнойжизни.
Однако Х. Казанова обратил внимание на эмпирические данные,которые свидетельствовали об обратном, и выступил с критикой концепциисекуляризации в целом73. Несмотря на медленное, но устойчивое снижениеприверженности традиционным религиозным догмам, падение посещаемостибогослужений и снижение значения религии в повседневной жизни, особенно вЕвропе, религия обнаружилась в новых форматах и на новых платформах, в72Habermas, J. Religion in the Public Sphere In: European Journal of.
Philosophy 14 (2006), 1.Casanova, J. Rethinking secularization: a global comparative perspective. In Peter Beyer & LoriG. Beaman (eds.), Religion, Globalization and Culture. Brill. pp. 101--120 (2007).7341новых дискурсах и практиках. Кроме того, ритуалы, обряды и символы разныхтрадиций, смешиваясь и переплетаясь с псевдо- и лженаучными учениями,широко распространялись СМИ, привлекая к себе интерес многомиллионнойаудитории (например, в перестроечной России по телевизору экстрасенсыЧумак, Кашпировский и другие "заряжали" воду и проводили сеансыисцеления).