Диссертация (Религия в текстах массовой коммуникации структурно-семантические, функциональные и этические аспекты)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Религия в текстах массовой коммуникации структурно-семантические, функциональные и этические аспекты". PDF-файл из архива "Религия в текстах массовой коммуникации структурно-семантические, функциональные и этические аспекты", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Российский университет дружбы народовФилологический факультетНа правах рукописиХруль Виктор МихайловичРелигия в текстах массовой коммуникации:структурно-семантические, функциональные и этические аспектыСпециальность 10.01.10 – ЖурналистикаДиссертация на соискание ученой степенидоктора филологических наукНаучный консультантд.ф.н., проф. Барабаш В.В.Москва – 20182ОглавлениеВведение4Глава 1. Религиозный фактор в массовой коммуникации191.1.
Теоретические основания исследования религиозного факторав массовой коммуникации191.2. Медиатизация религии: концепт и его операционализация301.3. Методы прикладных исследований и междисциплинарный подход55Глава 2. Структурно-семантические и функциональные аспектытекстов о религии в российских СМИ662.1. Жанровые особенностиосвещения религиозной жизни в российских СМИ682.2. Языковая и функциональная спецификатекстов СМИ религиозной тематики822.3. Дисфункциональные проявления современной журналистикив освещении религиозной жизни111Глава 3. Особенности бытования религиозных смысловв пространстве сетевой коммуникации1793.1.
Религия, вера, идентичность в сетевой коммуникации1793.2. Формирование и выражение религиозной идентичности в Интернете1893.3. Религиозные ценности в текстах сетевой коммуникации190Глава 4. Этические аспекты влияния религии на контент СМИ2264.1. Религиозный этос и журналистская этика2264.2. Религиозные инициативы регулирования российских СМИ2634.3. Медийно-религиозные коммуникативные кризисы и способы ихпреодоления3023Глава 5. Оптимизация взаимодействия религии и СМИ:телеологические основания и нормативные модель3225.1. Религиозные ценности и моральное согласие в обществе3225.2.
Телеологический подход и современная российская журналистика3395.3. Основные принципы построения нормативной модели взаимодействиярелигии и СМИ в пространстве общественного диалога348Заключение366Библиографический список374ПриложенияПриложение 1. Список авторских научно-исследовательских проектов,использованных в диссертации413Приложение 2. Список таблиц, приведенных в диссертации415Приложение 3. Полевые материалы исследовательского проекта"Медиатизация религии в России"(cписок российских СМИ для контент-анализа)4174ВведениеАктуальность исследования.
Роль СМИ в современной религиознойжизни на разных ее стадиях, на разных уровнях, в разных манифестациях впубличной сфере, в разных отношениях с государством и обществом, а такжепроявлениявразличныхповседневныхконтекстахвпоследниегодыпрактикахпривлекаютвсеиэтносоциальныхбольшеевниманиеисследователей, причем не только социологов, политологов, этнографов, но имедиааналитиков, и не только за рубежом 1, но и в России2.Длязаметногонарастаниясовокупногоакадемическогодискурса,посвященного анализу многоуровневого и многообразного взаимодействиярелигии, общества имедиа, есть несколько причин, какглубинно-онтологических (в частности – принципиальная конкуренция религии и медиаза влияние на индивидов и общности), так и ситуативно-поверхностных, когдав публичной сфере разворачивается дискуссия по связанным с религиямсюжетам (в России, к примеру, это панк-молебен в московском православномсоборе 21 февраля 2012 года, "охота за покемонами" в храме в Екатеринбурге вавгусте 2016 года, общественное обсуждение возвращения Исаакиевскогособора в Санкт-Петербурге Русской Православной Церкви - далее РПЦ - напротяжении всего 2017 года , на Западе - карикатуры на мусульманского1Taylor, Ch.
Varieties of Religion Today. – Cambridge, MA: Harvard University Press, 2002; ThePower of Religion in the Public Sphere. / еd. by Mendieta E., Van Antwerpen J. – ColumbiaUniversity Press, 2011; Religion and Media. / еd. by De Vries H., Weber S. – Stanford: StanfordUniversity Press, 2001.2Легойда В.Р. Религиозный дискурс в современных СМИ: Можно ли говорить охристианстве в эпоху секуляризма // Церковь и время. Научно-богословский и церковнообщественный журнал. – 2006. – № 2 (35); Лученко К.В.
Интернет и религиозныекоммуникации в России // Медиаскоп (электронный журнал) –2008. – № 1; Малухин B.H.Русская Церковь, светские СМИ и христианские ценности в постсоветской России // Церковьи время. Научно-богословский и церковно-общественный журнал. – 2006. – № 2 (35); Медианакануне постсекулярного мира. Коллективная монография / Под ред. В.А. Сидорова. –СПб., Петрополис, 2014. – 176 с.; Религия в информационном поле российских масс-медиа. –М., 2002; Религия и конфликт.
/ Под ред. А. Малашенко, С. Филатова. – М., 2009; ЩипковА.В. Религиозное измерение журналистики. М.: РПУ, 2014.5пророка в 2006 году и расстрел журналистов французского журнала "CharlieHebo" в январе 2015 года).Знание о социальной природе религии, каналах ее медиатизации и формахфункционирования в публичной сфере, а также умение профессиональноанализировать деятельность религиозных институтов и деятелей в публичнойсфере необходимо для адекватного освещения религиозной проблематики вСМИ. Зачастую непонимание особой сложности освещения религиознойжизни, соотношения в ней религиозного и светского, личного и общественного,профанного и сакрального приводит к конфликтам между последователямирелигий и журналистского сообщества, а также стремлению религиозныхорганизаций влиять на медийную политику (ситуация вокруг оперы"Тангейзер" в Новосибирске и многочисленные религиозные инициативы,направленные на запрет тех или иных фильмов, книг, театральных постановок).Кроме того, понимание журналистами особенностей медиатизациирелигии в СМИ и - шире - текстах массовой коммуникации, влиянияжурналистики на религиозный сегмент массового сознания, а также особойчувствительности аудитории к освещению событий религиозной жизниявляется важным элементом профессиональной культуры.
Однако по объемувнимания и значимости в иерархии целей религия до сих пор остаётся напериферии внимания как журналистов, освещающих социальные процессы, таки медиаменеджеров, которые, как правило, не видят в религии существенногофактора, влияющего на функционирование медиасистемы.
Между тем, какпоказывают исследования, в том числе и российские, его недооценка приводитк дисфункциям СМИ, негативно влияет на соответствие контента интересам ипотребностям аудитории и снижает ее доверие к СМИ 3 (о чём подробнеепойдет речь в главе 2 данного диссертационного сочинения).Religion and Media. / еd. by De Vries H., Weber S. – Stanford: Stanford University Press, 2001;Лученко К.В.
Интернет и религиозные коммуникации в России // Медиаскоп (электронныйжурнал) –2008. – № 1; Религия и глобализация на просторах Евразии. / Под ред.А. Малашенко, С. Филатова. – М., 2009.36Академический интерес медиаисследователей сталкивается с некоторымиспецифическими характеристиками объекта – религии, которая не вполнеподдается описанию, анализу и интерпретации в силу своей принципиальнойтрадиционности, догматичности, герметичности и непрозрачности. Опираясьна классические описания, можно отметить, что религию от других социальныхподсистемобычноотличаютособыйязык,специфические,труднодекодируемые формы манифестации, внутренняя дихотомия сакрального ипрофанного4.Рассмотрение религии во взаимодействии с СМИ во всем спектревозможных взаимоотношений и взаимовлияний представляется нам важнойзадачей, корректное решение которой может приблизить к пониманиюсоциальных процессов, происходящих в России и мире.Логика представленного диссертационного сочинения такова: послефеноменологического описания проблемной зоны мы определяем предметнообъектную область, выдвигаем гипотезы, ставим цели и задачи, далее следуеминдуктивным путём - от вычленения наличных проблем в областивзаимодействия религии и СМИ к анализу их причин на филологическом(языковом,структурно-семантическом)ифункциональномуровняхвэтическом контексте и телеологической перспективе.
Проделанный путьвыводит нас на возможность построения нормативной модели взаимодействиярелигии и СМИ, основанной на телеологической "матрице" и допускающейоперационализацию до эмпирических индикаторов, которые могут бытьэффективно использованы в прикладных исследованиях (некоторые из них ужебыли применены в исследованиях как текстов СМИ, так и текстов сетевойкоммуникации).Степень разработанности проблемы.
Важным фактором, повлиявшим насоздание данной работы и существенным образом мотивировавшим автора,4Durkheim E. Elementary Forms of the Religious Life. / trans. Karen E. Fields, – New York: TheFree Press, 1995;7стало состояние этой области в отечественных социальных и гуманитарныхнауках. После эпохи научного атеизма, с одной стороны, и партийно-советскийпропаганды - с другой, исследователи только в последние 20 лет смогли"легитимно" обратиться к изучению взаимодействия религии и журналистики.На заре этой возможности выдающийся отечественный социолог Ю.А. Левада,который много занимался социологией религии, отмечал году в статье"Религия", написанной для перестроечного "Словаря нового мышления" в 1989году: "Судьбы религиозных идей в России за последние столетия взначительной мере связаны с тенденциями их гиперсоциализации и дажеполитизации." 5После десятилетий систематической атеизации вполне объяснимы иневежество российских журналистов в религиозных вопросах и слабаяартикулированность религиозныхконцептоввпубличнойсфереивобщественном мнении (низкий уровень осведомленности об особенностяхвероучений и практик христианских, мусульманских, еврейских и другихисповеданий существенным образом отличается от ситуации в западныхстранах, где - при заметной секуляризации - остается распознаваемым базовыйрелигиозный культурный код, во России с трудом восстанавливаемый).Внимание медиаисследователей к религиозной проблематике обращаютпредставители смежных областей - философы и социологи.
В 2011 году вышлав свет книга "Сила религии в публичной сфере", в которой о религиозномфакторе размышляют Ю. Хабермас, Ч. Тэйлор, Дж. Батлер и К. Уэст.6 Оцениваятрадиционные подходы, философы констатируют, что многие архаичныеконцепции и идеи о функционировании религии в публичной сфере до сих порукоренены не только в массовом сознании (что вполне естественно), но и всознании экспертном - в подходах и методах исследователей, в академическомЛевада Ю. Религия // Опыт словаря нового мышления. М., Париж.