Диссертация (Социокультурные паттерны родственных отношений в условиях большого города (на примере Санкт-Петербурга)), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Социокультурные паттерны родственных отношений в условиях большого города (на примере Санкт-Петербурга)". PDF-файл из архива "Социокультурные паттерны родственных отношений в условиях большого города (на примере Санкт-Петербурга)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Такие«формальные» паттерны определения родства, скорее всего, основаны на повседневныхпрактиках и разговорах, в которых старшим поколением очерчивается нормативный круг тех,кого надо считать родственниками. Это пространство концептуализации родственниковявляется базовым для всех последующих.Вторая группа родственников рождается в процессе углубления понимание «настоящих»родственников. На этом уровне концептуализации у детей появляется представление о том, чтогенеалогические связи не всегда отражают истинные отношения. Так, например, отношения сдвоюродным братом могут быть лучше, чем с родным, а младшая мамина двоюродная сестраможет быть ближе, чем кузина. Углубленное понимание родства реализуется в том, что детипытаются реинтерпретировать существующую номенклатуру родства за счет паттернов,подразумевающих создание своей внутренней терминологии.
Авторы указывают на то, что 26из 49 проинтервьюированных детей в некоторых ситуациях не употребляли с терминамиродства префиксы, которые указывали на менее близкие отношения (например, «step mother»превращалось в «mother», а «half brother» в «brother»).Третья группа родственников основана на паттернах дистанцирования от «настоящих»родственников и является зеркальным отражением предыдущей: среди «настоящих»родственников есть не только те, кого дети хотят «приблизить» к себе, но и те, с кем у детейотношения не складываются, и это влечет за собой желание отдалить таких родственников отсебя. Механизмом снова выступает реинтерпретация существующей терминологии: ребенок неможет оспорить родство с «настоящим» родственником, поэтому прибегает к использованиютермина, обозначающего дальнее родство.
Например, практика называния своих старших кузин19через добавление к их имени слова «тетя». Социокультурные паттерны «углубления» и«дистанцирования» являются хорошим примером того, как реально присутствующие илиотсутствующие отношения «создают» систему родства параллельную той, которая существуетна основе предзаданных категорий родства.Четвертая группа формируется на основе паттернов, предполагающих выбор изпотенциальных родственников.
Эту группу образуют люди, которые, с точки зрения детей, неявляются «настоящими» родственниками, но потенциально могут такими стать. К этой группе,в первую очередь, относятся сожители кого-то из «настоящих» родственников. Что же можетпревратить потенциального родственника в «настоящего»? Во-первых, к классическимпаттернам причисления к родственникам через «общую кровь» и «заключение брака» можнодобавить такой, как наличие детей.
С точки зрения детей, если один из партнеров (в ситуациисожительства) является «настоящим» родственником, то факт появления детей у такой пары,автоматически превращает не-родственника в «настоящего» родственника. Во-вторых, важнымфактором становиться время, так как невозможно «стать родственником» мгновенно. Втретьих, статус «настоящего» родственника можно заработать через участие в рутинныхповседневных семейных практиках. В-четвертых, для детей, с точки зрения признания человекакак родственника, представляется важным, чтобы человек в своих действиях был ориентированна них и на их интересы.Наконец, пятая группа родственников формируется на основе паттернов, включающихотношения похожие на родство.
Д. Мэйсон и Б. Тайпер отмечают, что 65% детей указали на то,что имеют такие отношения, которые похожи на родство, но не в полной мере им являются. Вопервых, это отношения с друзьями опрашиваемых. Здесь актуализируется паттерн, основанныйна идее «разделенной биографии», подразумевающий, что человек чувствует общность с тем, скем проводит много времени, вместе растет и развивается. Для многих детей фраза «мызнакомы с рождения» является фактом, говорящим об очень близких отношениях.
Во-вторых, вэту группу попадают друзья родителей. Авторы называют такой паттерн формированиясвязанности «родством по доверию»: отношение к родителям дети переносят на близких друзейродителей. И в этом контексте как раз могут возникнуть родственники, попадающие вкатегорию «тети», которую мы рассмотрели выше. В-третьих, в ситуациях описания отношенийпохожих на родство, очень часто возникают домашние животные, которых дети рассматриваюткак членов своей семьи.Таким образом, исследование Д. Мэйсона и Б.
Тайпера показывает, что наряду сформальной терминологией родства существует своя внутренняя система называния20родственников, которая находит отражение в ряде социокультурных паттернов причисления кродственникам. При этом родственные отношения понимаются детьми как то, что можетсоздаваться в процессе совместных практик и совместного общения.Кроме гибкости системы причисления процессуальный взгляд на родство позволяетпроанализировать динамический аспект родственных отношений. В данном случае родствопонимается как никогда не заканчивающийся процесс становления собой (Carsten 1995: 223),который идет на протяжении всей жизни и находится под влиянием различных событий.
Э.Бауэр, анализируя трансформации в родственных отношениях на протяжении четырехпоколений одной семьи, выделяет несколько важных моментов процессуального пониманияродства (Bauer 2010: 53-62). Во-первых, процесс родства складывается из «разделенияпрошлого опыта и будущих ожиданий», то есть связь выстраивается не только через общеепрошлое, но и через предполагаемое взаимосвязанное будущее (Bauer 2010: 58). Во-вторых,отношения родственников всегда есть результат «прошлой истории взаимоотношений»:поведение родственников в каждой конкретной ситуации не может быть рассмотреноабстрактно без учета того, какие отношения у них были в прошлом (Bauer 2010: 54). В-третьих,если отношения в прошлом влияют на отношения в настоящем, то в эту рамку также попадаюти биологические отношения, которые могут, например, очень сильно отличаться отнормативных представлений о том, какие они должны, потому что в каждом конкретном случаебудут основаны на личном и субъективном опыте.
В-четвертых, – и на это обращают вниманиемногие исследователи (Carsten 2000:14, Franklin, McKinnon 2001: 18) – процессуальный подходк исследованию родства позволяет анализировать не только, как отношения создаются, но и какони разрушаются и пересоздаются вновь. В этом смысле Э. Бауэр делает интересное замечаниепо поводу отношений после развода: в то время, как принято считать, что развод – это то, чтопрекращает отношения, действительность оказывается более сложной, и часто отношениямежду супругами после развода продолжаются – например, из-за общих детей, простоприобретаядругиеформы.Наконец,важнымфактором,дающимпочувствоватьпроцессуальный характер родства, становится память об умерших родственниках. Э. Бауэрпишет, что невозможно разделить реальную жизнь и воспоминания о близких людях, потомучто они живут в высказываниях, делах, привычках, в соблюдении каких-то норм, и этимвиртуально связывают предыдущие, настоящие и будущие поколения (Bauer 2010: 61).Исследование Р. Астути, выполненное с точки зрения процессуальной перспективы,позволяет увидеть, как меняется конфигурация родственной сети и представления о местечеловека в ней в течение жизни (Astuti 2000: 90-103).
Автор, анализируя рассказы своегоинформанта о родственниках и данные из других исследований, представляет три паттерна21концептуализации родственной сети: с точки зрения молодого человека, с точки зренияпожилого человека и с точки зрения умершего человека (последний вариант рассматривается наоснове существующих в обществе представлений о предках, а также поведения членов семьипосле смерти человека). Р. Астути решает эту задачу со структурной позиции, показывая, что водном и том же обществе могут одновременно сочетаться киндред, когнатная десцентнаягруппа и унилинейная десцентная группа. Киндред отражает представление о родственнойсвязанности молодого человека, который видит себя, окруженный разными по степениблизости к нему родственниками. Когнатная десцентная группа – образ, с помощью которогородственнуюсетьописываетпожилойчеловек,рассматривающийсебявкачестве«прародителя» рода.
Унилинейная десцентная группа – понятие, описывающее представленияпотомков о родственной сети умершего и основанное на том, что после смерти человек долженбыть похоронен там же, где и его умершие родственники, и так как похоронить человекаодновременно в нескольких местах невозможно, то родственники определяются по одной, вданном случае, мужской линии.
Однако в рамках нашего исследования интерес представляет нестолько структурные характеристики групп родственников, сколько сам факт того, что ипаттерны отношений, и паттерны восприятия связанности меняются на протяжении жизни. Р.Астути очень точно отмечает, что «если мы хотим понять, как люди становятся связаннымидруг с другом, мы не можем ограничивать наш анализ исследованием одного момента вовремени.