Диссертация (Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ), страница 30
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ". PDF-файл из архива "Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 30 страницы из PDF
Важно отметить и тотпарадокс, что все общества андеграундной литературы, музыки иизобразительного искусства были все же группой, редко кто держался в«одиночных» представителях.В рамках нахождения истоков массовой культуры, мы обращаемся к теории«третьей культуры» московского искусствоведа В.Н.Прокофьева150. В его теорииречь идет о промежуточной «третьей культуре» в рамках одной национальной,которая находится между культурой элитарной и дистанцированной отдеревенского фольклора: «ее возникновение обусловлено появлениемсоциального слоя, удовлетворяющего свои культурные потребности иначе,нежели образованные верхи или крестьянские низы.«Третья культура» представляет собой ремесленную продукцию (в отличиеот художественной школы ученого артистизма и от фольклора, передаваемого всемейной традиции), но характеризуется сниженным профессионализмом.
Она149Там же. С.182.150Прокофьев В.Н. О трех уровнях художественной культуры Нового и Новейшего времени (к проблемепримитива в изобразительных искусствах) // Примитив и его место в художественной культуре Нового иНовейшего времени. М., 1983. С. 6-28."150использует культурный импорт и «сверху», и «снизу», возникающие же приэтом структуры лишены целостности и стабильности. Вчерашние ипозавчерашние «высокие» культуры переигрываются в сфере примитива,использующего банализированный, отработанный «наверху» материал; вовторой половине XIX - нач.
XXв. им оказывается вульгаризированныйромантизм. При этом, однако, примитив испытывает тоску по «материнскомулону» фольклора, но, в отличие от его древней памяти, осваивает только памятьблизкую. Историческая преемственность здесь пунктирна и осуществляетсяпетлями: то через «верх», то через «низ»»151. Массовая культура зиждется наобосновании Прокофьевым третьей культуры: с одной стороны, массоваякультура - прямое противопоставление культуре элитарной, она нацелена наширокую аудиторию, с другой стороны, массовая культура не имеетрегиональных отличий и не несет национальной аутентичности, как этопроисходит с фольклором.Массовая культура внерегиональна и межнациональна. Будучи отчастипродуктом глобализации, массовая культура охватывает еще большуюаудиторию, нежели это было в случае с народной культурой и фольклором.Обладая определенными характеристиками, мы все же наблюдаем, как феномен«третьей культуры», описанный В.Н.Прокофьевым, устаревает.
Массоваякультура как явление «третьей культуры» начинает заполонять всепространство, доминирующей, в нашем случае, российской культуры. Большенет разграничений между элитарной культурой и массовой, между народной имассовой. Практически все проявления в культуре тяготеют к тому, чтобы статьмассово известными и воспринятыми, тем более что это становится сделатьгораздо легче в современных информационных условиях. Региональныеособенности того или иного проявления фольклорного типа также пытаютсясделать достоянием и распространить видео-, аудио- информацию,документальные письменные свидетельства посредством сети Интернет. Мы151Неклюдов С.Ю.
Фольклорные традиции современного города. Электронный ресурс. URL: http://www.culture29.ru/upload/medialibrary/f67/f67211a724844c58553b17ad1374f56a.pdf (дата обращения:11.11.2015)"151можем наблюдать, как многие молодежные музыкальные группы собираюттексты по деревням и селам, и накладывают современную экспериментальнуюэлектронную аранжировку на народные тексты (коллектив из Санкт-Петербурга«Ветер Всем», московский коллектив «FolkBeat», музыкальный коллектив изПетрозаводска «Карелия», коллектив из Кызыла «Ят-Ха» и др.). Таким образом,те разграничения, которые подчеркивал Прокофьев, выделяя серединную частьмежду культурой элитарной и фольклором, разрослось и поглотило остальныесоставляющие.Массовая культура стала повсеместной. Основным вопросом в пиар-акцияхсовременного продукта культуры становится «как дать знать о себе как можнобольшему количеству народа?».
Противопоставление «элитарная культура» «массовая культура» также элиминируется: в свете современных медийныхтехнологий даже ранее называемая элитарная культура становится массовой.Становятся популярным направлением мастер-классы и семинары, проводимые,в основном, психологами, как научиться рисовать за короткий срок, какобучиться игре на гитаре за месяц, как научиться хорошо петь за неделю и т.п.Надо отметить и тот факт, что последние пару лет подобные семинарыстановятся еще более доступными: если ранее Москва и Санкт-Петербургизобиловали такого рода предложениями, то в связи с нарастающейпопулярностью «онлайн-обучения», вебинаров, скайп-консультаций, удаленныхзанятий представители региональной России обретают возможность получениялюбого вида информации удаленно.На первый взгляд кажущейся положительной тенденция, сталкивается сбольшим количеством «подводных камней» на практике, одним из которыхявляется упор на «рентабельность» того или иного проекта. Средний доходж и т е л я р е г и о н а л ь н о й Ро с с и и отл и ч а е т с я от з а р а б от н о й п л ат ысреднестатистического москвича, поэтому с коммерческой точки зрения,проводить онлайн консультации и вебинары, вещая из столицы в регионы, невсегда прибыльно.
Помимо прочего, несмотря на такую возможность,представители региональной России пока что не разделяют современное"152западное представление о том, что деньги надо вкладывать именно всобственное образование.В.П.Шестаков в своей работе «Мифология XX в: Критика теории и практикибуржуазной «массовой культуры»» выделяет основные характеристикимассовой культуры, а именно:- «Одной из важнейших особенностей «массовой культуры» являетсястремление к эскепизму, то есть бегству от реальности в мир фантазий илигрез»152. Одной из чертой современного общества является недовольствособственной жизнью. Большинство жалоб психологического характера153приходится на монотонность естественного порядка вещей, на рутинностьжизни. Массовая культура обладает механизмом, позволяющимабстрагироваться от состояния неудовлетворенности. Во время просмотрасериала человек отдыхает от напряжения собственного ума.- Второй характеристикой массовой культуры, которую выделяетВ.П.Шестаков, «заключается в создании его консюмеризма, илипотребительской психологии.
«Массовая культура» - это прежде всегопотребительская культура»154. Потребительская особенность современногообщества не может иметь причину только лишь в появлении массовойкультуры в обществе. Потребительская психология формируется в той точкемедиареальности, где быстрыми темпами меняется информация. Информацияпостоянно обновляется, ее становится в несколько раз больше. Основнымакцентом в постоянно обновляемой информации становится нахождениесвоей «целевой аудитории». «Целевой аудиторией» современного маркетингав сфере информации становится группа искомых получателей сообщения.- То, что отмечает В.П.Шестаков в-третьих, становится противоречиеммассовой культуры: «В ней можно обнаружить сочетание двух152Шестаков В.П. Мифология XX в: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры». М.,1988.
С.32.153По результатам социологического исследования154Шестаков В.П. Мифология XX в.: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры». М.,1988. С.33."153противоположных тенденций: с одной стороны, свойственное длябуржуазного общества и культуры стремление к индивидуализму, а, с другойстороны, - тенденцию к стандартизации, характерную для современногоиндустриального производства. «Массовая культура» таит в себе тенденцию кстандартизации под видимостью максимального удовлетворения самыхразнообразных индивидуальных склонностей»155. Более того, в современныхусловиях, для более привлекательной подачи информации и нахождениясвоей «целевой аудитории», берется в расчет аутентичный продукт,значимость которого будет уникальной. Люди ищут нестандартные идеи,нестандартных персонажей, уникальные истории - лишь бы информация,которую они предоставляют, а также товары и услуги, отличались от тогоспектра массовой продукции в сфере культуры, которую предлагают напросторах сети Интернет.Надо отметить, что несмотря на относительную давность написаннойработы В.П.Шестакова, в названии которой есть даже устаревший по нашиммеркам термин «буржуазный», менее актуальной от этого информация не стала.Массовая культура до сих пор сохраняет в себе эти три особенности,отмеченные ученым.
С одной стороны, массовая культура действительнотяготеет к тому, чтобы быть единожды использованной, но с другой стороны,массовая культура набирает такие обороты, расстворившись с фольклором иэлитарной культурой, смешение чего приобретает порой статус «неизменногознания». Многие произведения искусства, которые обнаруживают, например, вфольклорной традиции, и популяризируют это знание посредствоммедиатехнологий, становятся уникальной информацией на века. Этопредставляет собой не просто информацию, но знание, которое можноиспользовать в социокультурной среде, а также передавать по наследству. Такуюценность обретает уникальная информация, в то время как потребительскаячерта больше относится все же к материальным ценностям.155Там же.
С.32."154Знание, как информация внеисторическая и вневременная, универсально,поэтому сейчас и обладает такой огромной ценностью. Чем труднее получитьэто знание, тем больше в нем ценности (отсюда и современныенеономадические практики, развитие регионального туризма России, интерес кмалочисленным народам и их религии). Таким образом, массовая культура непросто поглотила все области социокультурной жизни, но, как следствие,предоставила продукты более высокого порядка, нежели принято было считатьпродуктами массовой культуры до сегодняшнего дня, а «эпоха безвременья»явилась основанием для возрождения андеграундной культуры.Представители столичного андеграунда наглядно демонстрируют своюориентацию на массового зрителя, для чего они обычно сами себя и относят кандеграундной культуре.
По тому, как это происходит, например, вуниверситетской среде среди студентов и аспирантов филологического,исторического, философского факультетов, мы можем сделать выводы, чтосовременые представители андеграунда признают себя таковыми в том случае,когда их творческие проекты недостаточно оценены, чтобы получитьгосударственную поддержку, как финансовую, так и информационную. Ониначинают самостоятельно печатать свои произведения (в случае спетербургским литературным андеграундом).На своей странице в социальной сети «Facebook» сооснователь«подпольного» журнала «Транслит» Павел Арсеньев оправдываетпетербургский литературный андеграунд: «Ведь все, включая самого Овсея,некогда печатавшегося у нас, прекрасно знают (или путем несложных операцийв интернете могут узнать), что мы несколько месяцев собираем краудфандингомзарплату кондуктора трамвая, чтобы оплатить расходы типографии.