Диссертация (Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ), страница 31
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ". PDF-файл из архива "Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 31 страницы из PDF
Выполняясобственно параллельно с этим саму работу по журналу (которая в самомзахудалом издательстве оценивалось бы как минимум в столько же) как развместо всякой институциональной карьеры и зарплаты. И все это для того,"155чтобы потом быть обвиненными в том, что только говорим и получаем западныегранты»156.Официально тексты, имеющие под собой негативный подтекст поотношению к политическому строю и социокультурной ситуации в российскомобществе, не публикуются в крупных литературных изданиях, поэтому им и егоколлегами - выпускниками филологического факультета СПбГУ, был созданжурнал «Транслит», который впоследствие стал существовать за счетиностранного финансирования со стороны стран Европы, в основном, Германиии Франции.
Среди московских сторонников и авторов «Транслита» - КетиЧухров, доктор философ.наук, доцент кафедры всеобщей истории искусстваРГГУ. Сама Кети Чухров объясняет свою позицию, как современное «размытие»рамок между элитарным и массовым в искусстве: Принято считать, что уискусства нет никакой пользы, что искусство не утилитарно. Это действительнотак.
Однако часто под неутилитарностью подразумевается элитарность. Инапротив, сопротивление элитарности часто приводит к инструментализацииискусства, к использованию его языков с той или иной прикладной целью.В первом случае искусство превращается в некий сакральный институтизбранных. Во втором оно играет роль социальной терапии или культурногопроизводства.В XXI веке и тот и другой путь представляются исчерпанными. Почему?Потому что в скором будущем мы все больше будем сталкиваться с оттокомискусства из тех мест, где мы его традиционно ожидаем – из концертных залов,музеев, театральных сцен, галерей, кунстхалле и пр., и все чаще оно будетоказываться в произвольных, непредсказуемых местах»157.И Кети Чухров, и Павел Арсеньев, как представители андеграунднойпетербургской мысли часто называют себя «сторонниками левых взглядов в156Арсеньев П.
Электронный ресурс. URL: https://www.facebook.com/lartpaulars / Публикация от8.07.2016 (дата обращения: 9.07.2016).157К.Чухров. О пользе и вреде искусства для жизни. Электронный ресурс. URL: https://chtodelat.org/ar_4/nr_9/кети-чухров-о-пользе-и-вреде-искусств/?lang=ru (дата обращения: 9.07.2016)."156политике и эстетики»158. В статье «Что такое левое искусство?» К.Чухровобъясняет это как наследие авангарда, занимающее ся критикойкапиталистического общества: «Слово «левый» применялось в отношениимосковского акционизма 1990-х, но тогда все общество было радикальноне левым, не критическим, поэтому необходимо было употреблять этот термин.А весь культурный авангард западной современности не мыслит себя без левогодискурса и без критики общества. И там этот термин сам собой разумеется»159.И здесь же добавляет о том, что «левое» искусство имеет две грани: «Некоторыепараметры левого искусства (пропаганда, протестность, элементыр е вол ю ц и о н н о с т и , я з ы к и н а с т р о е н и я р е вол ю ц и о н н о с т и ) л е г корепродуцируются и становятся эстетической формой, которая застыла и ужене является политическим инструментом или новым словом в искусстве.Авторы современных российских проектов часто воспроизводят жаргон левогоискусства, не вникая в конфликтность общественной проблематики.
Поэтомумы можем разделить искусство левой направленности на то, котороене формализовано и глубоко исследует общественные процессы, и на то,которое просто использует клише «левизны», но по своим убеждениями подходам лишено пафоса вопрошания о справедливости, о равенстве,о проблемах угнетения. Если левое искусство — это симулякры или визуальныеклише типа Че Гевары, то его можно апроприировать везде и всегда.
А еслилевое искусство основано на убеждениях, его апроприировать нельзя»160.Павел Арсеньев, помимо упоминания о себе как о литературном критике«левых взглядов» в статьях и интервью, в своих стихах указывает на четкуюгрань между «человеком массового искусства» и «человеком левых взглядов»:на примере данного стихотворения«Мы снова увидим, какПолитические декларации,158К.Чухров. Что такое «левое искусство»? / Интервью Кети Чухров для «Театр». Электронный ресурс.URL: http://oteatre.info/chto-takoe-levoe-iskusstvo/ (дата обращения: 9.07.2016).159Там же.160Там же."157Включенные в произведение искусства,Распрямляют,УпрощаютИ выводят произведениеИз эстетического пространства,Переводят его в некую иную плоскость."Мы увидим, что авторБудет пытатьсяВыразить свои политическиеВзгляды и убеждения,Неумело маскируя ихЭстетической формой.Объективные же качества последней,По мнению многих экспертов,Непременно окажутсяЗначительно ниже,Чем если бы он занимался своим деломИ просто писал стихи,Ища свой стильИ свое место в литературном процессе."Если бы автор для началаНесколько умерил свою спесь,Почитал классиков,Поучился бы на филологическом факультете,Где, безусловно, умеют прививать к ним любовь,Осознал бы всю несовместимостьПолитики и искусства,И только потом уже"158Попробовал быСочинить что-то свое,Желательно в подражательном духе,Тогда бы мы еще моглиГоворить здесь о поэзии.Но в данном случае мы не можемПозволить себеГоворить о поэзии."Мы увидим также,Что автору придется признатьПрямо в тексте стихотворенияВсю несостоятельность собственных претензий,Однако также мы сможем проследить и то,Что он непременно попробуетКак-нибудь выкрутиться,Прибегая к таким чуждымРусской поэзии явлениям,Как концептуализм,Постмодернизм и др."Кроме того, мы увидим, что авторВ данном стихотворенииКощунственным образом попираетОсновы русского силлабо-тонического стиха,Заложенного такими великими людьми,Как Ломоносов, Державин, ЖуковскийИ, конечно же, Пушкин,Из чего мы сможем сделать вывод,Что автор наверняка не может похвастаться"159Истинно патриотическим отношениемК великой двухсотлетнейРусской культуре."Принимая во внимание все вышесказанное,А также то, что авторПрибегал к использованиюЗапрещенной символики,Разжиганию ненависти по отношениюК социальной группе «власть»,И, наконец, был замеченНа собраниях отдельных леворадикальных групп,Мы можем заключить, что егоЖалкие эстетические отправленияДействительно содержат экстремистский компонент,А сам он может быть осужденПо статье 280 Уголовного кодексаРоссийской Федерации «Публичныепризывы к осуществлениюэкстремистской деятельности,совершенные с использованием средствмассовой информации».(Павел Арсеньев, «Экспертиза» из книги «Бесцветные зеленые идеи яростноспят», 2011).Критика массовой культуры как о сновополагающая тенденциялитературного творчества отражена не только в текстах представителейстоличного андеграунда.
Основным направлением современной андеграунднойлитературы становится ориентация вовнутрь: интернальная направленностьтворческих проектов в ситуации эпохи «безвременья». Андеграундная культура,как форма положительной девиации, все больше обращается в своих текстах к"160древним знаниям, приобретая тем самым эзотерическую направленность. Темарока, провидения, кармы прямо или косвенно присутствует в современнойандеграундной культуре, накладывая это на сюжеты современной жизни. Истокиданных сюжетов нынешней андеграундной региональной литературы лежат врелигиозных текстах, причем разных конфессий, в зависимости от региона.Уральская андеграундная литература ориентирована на основные заповедихристианства и их православной интерпретации, бурятская и тувинскаяиспользуют шаманистские и буддийские источники, легенды, сказания,Казахстан и Татарстан фиксируются на мусульманской традиции.
Как былоотмечено ранее, современная андеграундная культура меняет свое содержание ипредлагает новые альтернативные проекты социокультурной реальности,ориентируясь на традицию. Традиция в литературном андеграунде базируется нарелигиозных текстах и устном народном творчестве.Т.Б.Журба в 2014г. впервые публикует азбуку знания тувинскогошаманизма161. Будучи сам шаманом, Т.Б.Журба родился и вырос в Саратове, нопринадлежит к традиции тувинского буддийского шаманизма.
Он публикуеткнигу о своем учителе Т.Б.Кунга - потомственном шамане енисейских кыргызови дает практические советы для начинающих шаманов. Посвещая своюдеятельность шаманистской традиции, известная бурятская писательницаЛ.Харахинова публикует роман «Одегон 03.14» о судьбе современной девушкеДаши и ее связи с традиционной религией бурят.
В аннотации к книгеговорится: «Дашка не шаманка, хоть и называли её друзья этим словом. Онаатеист-пересмешник, математик, бывшая спортсменка и комсомолка, некрасавица, но с «бездной трансцендентного, как 3.14, обаяния», доставшегосяей от предков – бурятских боо`гов и одегонов. В конце «лихих 90-х», в поисках«страны ОЗ» она покидает регион-03 и уезжает в столицу, где в моде слово161Журба Т.Б.