Диссертация (Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ), страница 29
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ". PDF-файл из архива "Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 29 страницы из PDF
Фотоработы. Электронный ресурс. URL: http://evgeniaarbugaeva.com (дата обращения:12.12.2015)"145§ 3. Литературный андеграунд"Возвращаясь к вопросу о месте культуры андеграунда в современномкультурологическом научном аппарате, после попытки объяснить всеактуальные основания недостаточности поиска ответа лишь в рамках оппозициик «официальной» российской культуре, мы обратились к хронотопусовременности.
В отечественном контексте так называемого «неофициального»искусства 1980-х гг. осмысление темы времени и «культурного безвременья»проходило через выбор художественной самоидентификации142. В то время какдля современной художе ственной деятельно сти характерна идея««разорванного» времени, в котором отсутствует преемственность в сменесобытий, а значит, и направленность»143.Современный контекст безвременного восприятия реальности становитсяактуальным уже с конца XX столетия. С одной стороны, хронотоп современноймысли теряет свою связь с причинно-следственным осознанием культурноисторической памяти. Временное восприятие в координате временнопространственного континуума начинает сводиться к определенным точкам наней, вместо линейного осмысления.
Отчасти в связи с процессамиглобализации, где темп и ритм событийности на координате собственногосуществования ускоряется, время представителя современной культуры (восновном, молодежи), воспринимается через призму основных моментов,произошедших с ним на определенном этапе его жизни. Современнаяэкзистенция начинает тяготеть к проживанию моментами, теряя целостностьжизненной модели человека.
В связи с постепенной утратой культурноисторической памяти, концепция «здесь и сейчас» переживает новый витоксвоего переосмысления в современной культурной парадигме.142Житенев А.А. Альтернативные модели времени в самосознании «неофициальной» культуры // Новоелитературное обозрение (Москва).
№ 135. 2015. С.280.143Там же. С.280."146В настоящее время все четче проявляется «идея «остановки» историческоговремени, идея культурного «безвременья»»144, в которой наши современники непредставляют себя деятелями, прямыми акторами культуры.
Постепенноначинает утрачиваться понимание того, что в данную историческую эпохучеловек может что-то изменить. Исследуя вопрос об актуальных проявленияхкультуры андеграунда, нам важно отметить воззрение представителейандеграунда о невозможности изменения существующего строя прямымобразом как одну из характеристик145.Утрата ощущения себя во времени характерна больше для представителейевропейской части России. Лозунг «здесь и сейчас» под влиянием массовойкультуры, официально принятой в современном российском обществе,представляется в своем искаженном варианте, все больше отдаляя егопоследователей от причинно-следственной исторической памяти в культуре.«Здесь и сейчас» в современном понимании представителя европейской частирегиональной России символизирует гражданскую свободу, которая бы непротиворечила такой же свободе окружающих, но подразумевающую под собойте действия, которые могут быть направлены на себя.Восточная часть региональной России, где распространены традициибуддизма и шаманизма, также разделяет позицию «здесь и сейчас» в хронотопесовременности, но в меньшей мере утрачивает историческую память.
Традициясвязи «Ученик - Учитель», «Отец - Сын» сохраняются в мировозренческомпредставлении о жизни в связи с поддержанием устоев шаманской и буддийскойрелигий, поэтому точки на временно-пространственной координате экзистенциисовременного россиянина на примере республик Тыва и Бурятия будутментально пролонгированы за пределы актуального хронотопа.В этой связи также важно отметить культурный феномен восприятиясобственного жизненного мира с религиозной позиции. Культурная памятьпредставителей регионов Бурятии и Тывы, основываясь на особенностях144Там же. С.282.145Там же. С.284."147религиозного сознания и воспитания в определенной традиции, будетобусловлена отношением к жизни не как к конечности, не как к тому, чтозавершается моментом смерти, а как к возможности перерождения.Соответственно, события, имеющие важное место в личностном хронотопебудут напрямую связаны если не с кармической предрасположенностью, то сродовым базисом. Наиболее популярные обряды, за которыми современныебуряты и тувинцы приходят к шаманам - те, что связаны с практиками очищениярода, снятия родовых проклятий и порч146.В европейской части России региональные представители культурысвязывают события с результатами собственных усилий.
Время, в восприятиипредставителей регионов Кировской области, а также Пермского края, и вбольшинстве городах - миллионниках, таких как Новосибирск, НижнийНовгород, Казань, представляет собой процесс скоропостижный, быстроутекающий и конечный. Менталитет такой направленности зачастую нерассматривает события с привязкой к родовой памяти, а ориентирован наиндивидуальное проживание моментов. Таким образом, понятие «безвременья»в ситуации «эпохи перехода» становится одним из определяющих аспектовтермина «андеграундная культура», когда современный представительандеграунда уходит в «подполье» из-за четкого убеждения, что не сможет ничегоизменить в действующей временной парадигме. Региональные различиязаключаются лишь в традиционном понимании времени: в европейской частиэта модель будет разорвана, в то время как в восточных и юго-восточныхрегионах России «эпоха безвременья» будет непосредственно обладатькультурно-исторической памятью.Так или иначе, в современных условиях нам никуда не деться от влиянияглобализационных и информационных процессов, именно поэтому, по мнениюКалиновской М.С., все, что происходит в современной культуре, пропитано всееще живущей идеей постмодернизма147: «Постмодернистское сознание146По результатам интервью с шаманами Бурятии и Тывы в ходе экспедиции в августе 2015г.147Калиновская М.С.
Арт-практики андеграунда в системе современного философского дискурса //Вестник СПбГУКИ. № 4 (25). 2015. С.181."148направлено на отрицание норм и традиций – этических, эстетических иметодологических, на отказ от авторитетов, начиная от государства,национальной идеи, моральных парадигм и кончая правилами поведениячеловека»148. В действительности, мы не может игнорировать тот факт, чтоандеграунд как феномен произрастает из отрицания, непринятиясоциокультурной реальности, о чем мы неоднократно упоминали в своемисследовании, поэтому он начинает органично вписываться в эпохупостмодерна. Если ранее, например, в советскую и постсоветскую эпохи,отрицание являлось девиантной формой отношения к обществу и внутри самогообщества, то сейчас на отрицании и плюрализме мнений строитсядемократичная современная культура.
Именно поэтому андеграунд, находясьуже в иной среде, качественно меняет отношение общества к себе как кфеномену, но это еще не дает нам права говорит о том, что андеграунда всовременных реалиях не существует, поскольку он является лишь феноменомСоветской России. Калиновская М.С. пытается оправдать существование новыхусловий для андеграунда через понятие «эстезис», введенное М.Маффесоли:«Культура – ризоматичный гипертекст, отрицающий линейность иоднозначность. На практике происходят сложные процессы, которые вовлекаютв свою структуру помимо людей их мысли, отношения, социальный опыт,чувства, эмоционально-психическое состояние, поэтому линейные моделикоммуникации перестают отвечать современным социальным отношениям, таккак не находит отражение реальное состояние системы.Вводится новая категория – эстезис – понятие, предложенное М. Маффесоли,описывающее специфическое предсознательное мироощущение в практикаххиппи, художественного андеграунда и других философско-религиозныхсообществ.
В рамках глобализации андеграунд становится отправной точкой всоциальной, художественной, культурной, экономической и политической сфере148Там же. С.181."149жизни человека. Как культурный феномен андеграунд включает в себяразличные модусы: литературу, музыку, художественную практику»149.Модусы андеграундной культуры неразрывно связаны с массовой культурой,всякий раз пересекаясь с ней.
В настоящее время непринято больше говорить остандартной оппозиции «массовая культура» - «элитарная культура». В светесовременных медийных технологий элитарная культура становится массовой.Лозунги «балет - в массы», «театр - в массы», «опера - народное искусство»,медиа проекция картин известных художников «Живые полотна» - все этодоказывает отсутствие в современной культуре элитарную ее часть. На сменубинарной оппозиции «массовая - элитарная», приходит другая: «массовая андеграунд», или народная, аутентичная.С массовой культурой граничит и понятие толпы, даже со стороны ееакторов. Чтобы быть узнаваемым, надо держаться «общей массы» - коллектива,где тебя смогут представить как актора культуры.