Диссертация (Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ), страница 32
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ". PDF-файл из архива "Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 32 страницы из PDF
Введение в традицию кыргызского шаманизма. Вера Вечного Неба. Астрология Зурха. М.,2014."161«манекенщица». И там неожиданно проявляется её одегонский дар. Как и на чтоона его использует?»162.Популярным становится роман В.Серкина - ученого и писателя из г.Магадан,«Хохот шамана», в котором он подробно описывает быт и философиюшаманизма на примере своего знакомого шамана163.В современной бурятской поэзии, как замечают А.Л.Ангархаев иИ.С.Болдонова, также начинает доминировать ориентация на традицию, ивместе с тем отмечают, что «возврат к истокам - явление положительное,возвышающее значение нашей бурятской поэтической мысли»164. Современнаябурятская поэзия, как и проза, ярко демонстрируется философской концепцией встихах Л.Д.Тапхаева.
Он также обращается к вопросу о хронотопе жизненногопути человека и разделяет его на несколько циклов, синхронизируя их свременами года. Пространство в бурятской поэзии также переосмысливается:«это Родина, Дом, в котором Очаг является пространственным концептом; всеэто восходит к Космосу»165.Игорь Орловский166 выступает в качестве глашатая православных ценностейв своей прозе. В своем романе «Под землей живут мертвые» он характеризуетфеномен современного андеграунда, охарактеризовав его через стремление кдепрессии: «Трапезников: Депрессия для тебя приходяще-уходящее чувство,либо постоянное?Мерзляков: О, депрессия – это всё моё естество. С ней я не борюсь, анаоборот, лелею.
Депрессия – превосходный позыв к творчеству. Онасвоеобразный катарсис, лёгкая форма естества. Светлая и глубокая,подстёгивающая и расслабляющая, она, как сон чужим сном».162Новости Байкала. Baikal Daily. Интернет СМИ. URL: https://www.baikal-daily.ru/news/16/147058/ (датаобращения 11.11.2015)163Серкин В. Хохот шамана. М., 2008.164Ангархаев А.Л., Болдонова И.С.
Некоторые мотивы современной бурятской поэзии // ВестникБурятского Государственного Университета. № 6/2012.165Там же.166Публикуется на бесплатном портале неформальной поэзии www.proza.ru"162Я страдаю, следовательно, я существую»167.Татьяна Стафеева на том же портале www.proza.ru публикует свои романы, вкоторых противодействующими силами являются добро и зло внутри человека,где злыми силами у нее выступают нижние духи, или духи-мстители, а добрыми- сам Создатель168.В поисках ответа на вопросы о социокультурной ситуации в стране, оценностях и морали в обществе, о превратностях личной судьбы, все большеавторов обращаются к идее божественного.
Сама позиция смирения каксоставная часть принятия современного общества, появляется как реакция нанего. Такая реакция обусловлена отчасти культурным страхом и интуитивным,духовным поиском ответов на личные и глобальные вопросы, и можетотноситься к нескольким социокультурным моделям поведения: либо избегание,либо приспособленческой модели, в зависимости от той или иной позицииавтора.«Чёрный омут воды... Отражение ломкое… Блики… Чьи-то странныекрики... Огради нас, Господь, от беды! Вёдра полные в ночь унесу...
Чистойрадостью душу умою... Положу крест с молитвой святою… Благодарность зажизнь вознесу!» (Вера Маркова)169."«Закрепиться в райских кущахДо сих пор ни одному;Бог – могучий, вездесущий:В Небе равных нет Ему."А охрана – для порядка:Богу надо и вздремнуть,167Орловский И. Под землец живут мертвые. Электронный ресурс. URL: http://www.proza.ru/2011/01/22/1084 (дата обращения: 12.08.2016)168Стафеева Т. Проза. Электронный ресурс. URL: http://www.proza.ru/avtor/2jpsn (дата обращения:12.08.2016)169Маркова В.
Проза. Электронный ресурс. URL: http://www.proza.ru/2016/04/29/860 (дата обращения:12.08.2016)"163И пока Он дремлет сладко,В рай закрыт нечистым путь…"Дождь стучит, стучит о крышу…Сон нейдёт… мигрень-вопрос:Отведёт какую нишуМне Небесный скоро Босс?..»(Анатолий Бешенцев. «На пути к покаянию»)170."«Взгляни на нас Господь с небес!Видишь, жизнь наша - стресс?!И столько бесов развелось…А мы всё надеемся на «авось»И на твою помощь, наш Создатель.» (Отрывок. Евгения Козачок.
«Взгляни нанас, Господь…»)171.Мотив пути также всегда был одной из ведущих тем в литературе, но всовременной андеграундной мысли он принимает новые черты, культивируя всебе переосмысление на пути в обращении к божественному. «Что наша жизнь?Долгое путешествие в поисках истины, себя, внутренней гармонии ивзаимопонимания с внешним миром. <…> Жизнь – это большое путешествие!Цепочка событий, встреч, душевных переживаний, которая формирует нашуличность, обогащает Душу эмоциями, такими качествами, как доброта,сострадание, милосердие, умение прощать, радоваться успехам других.Под воздействием пережитого на протяжении жизненного пути Душаработает: страдая – обретает, радуясь – отдаёт.
И хочется порой обнять весь мирили же уединиться в тишине, молча созерцая ясное звёздное небо» (Марина170Анатолий Бешенцев. «На пути к покаянию». Электронный ресурс. URL: http://www.proza.ru/2016/04/23/39 (дата обращения: 12.08.2016)171Евгения Козачок. «Взгляни на нас, Господь…». Электронный ресурс. URL: http://www.proza.ru/2016/05/26/480 (дата обращения: 12.08.2016)"164Шатерова. «Птица душа»)172. Мотивы путника, пути появляются в современнойандеграундной литературе вне зависимости от региона и вероисповедания:христианская модель пути напрямую схожа с буддийской идеей Алмазного пути,а также с кочевыми языческими представлениями о метафизическом и духовномпутешествиях. Эти традиционные идеи в современной интерпретациипредставляют собой духовную работу личности как способ протестасовременной социокультурной ситуации.
В данном контексте, эта тенденцияпроявляет себя как в региональной андеграундной литературе, так и встоличной.Периферийные процессы, которые мы наблюдаем в современнойандеграундной культуре, постепенно начинают присутствовать и в официальномпространстве, в частности, в продуктах массовой культуры. В.Пелевин, нынеизвестный российский писатель, в своей последней работе обращается именно кэтим сюжетам, которые отмечаются в региональном андеграунде. В своем новомромане (2016г.) «Лампа Мафусаила, или битва чекистов с массонами»В.Пелевин наделяет своего главного героя Киклопа возможностьюконтролировать сознание других людей, тем самым создавая жизненныесобытия и влияя на причинно-следственные связи в историческом срезе. Эпоха«безвременья», продиктованная условиями современной социокультурнойситуацией, в европейской части России становится регулируемой за счеториентации на трансцендентное в культуре и истории.Прогнозы относительно будущего андеграундной культуры Россииориентированы на ее дальнейший переход из периферийного статуса вофициальный.
Взаимосвязь андеграундной культуры с массовой культуройпозволяет ей претендовать на место нового истеблишмента173. Вместе с тем, кпозитивной, казалось бы, тенденции возвращения андеграундной культуры ктрадиционным истокам, не всеми воспринимается как его положительная172Марина Шатерова.
«Птица душа». Электронный ресурс. URL: http://www.proza.ru/2016/04/06/2356(дата обращения: 13.08.2016)173Николаева О. Андеграунд как новый истеблишмент. Электронный ресурс. URL: http://www.pravoslavie.ru/56975.html (дата обращения: 9.08.2016)"165характеристика. Замечая, что современный андеграунд, как сосуществующееявление с массовой культуры и зависимое от нее, О.Николаева в своей статье«Андеграунд как новый истеблишмент» обращает внимание, что эти новыепроцессы происходят в постмодернистскую эпоху, что не может ни отражатьсяна культурных практиках современности: постмодернистское «сознаниеаннигилирует прошлое и упраздняет будущее – значимым является тольконастоящее, «актуальное», «метаисторическое»: в нем нет ни нового, ни старого,но все может быть привлечено и использовано для карманных нужд текущегомомента. Контекст делается важнее текста, творчество подменяетсяпроизвольной интерпретацией уже сотворенного, и это перетолковывание ужесуществующего становится преимущественным видом деятельностипостмодернизма».Из чего за этим следуют выводы автора: «Это означает прежде всегоразмывание всяких границ – культурных, этических, эстетических,религиозных, церковных.
Это означает опрокидывание всех ценностныхиерархий и уравнивание «в правах» самых разнородных сущностей ипредметов. Собственно, никакой вертикали в этом мире больше не существует:сакральное профанируется, профанное эстетизируется, возвышенноередуцируется, а низкое обретает статус нормального. В этом «культурномпространстве» иерейский крест демократично соседствует с трезубцем икозлиным хвостом, попадая в единый «текст» какого-нибудь современногописателя или делаясь атрибутами видеоклипа. Но главное все же то, что в такомже неумолимом равноправии они существуют в самом постмодернистскомсознании»174.С одной стороны, бытовая житейская мудрость, оправданная осознаниембожественного присутствия, которая распространена в современныхандеграундных литературных текстах, не может претендовать на то, чтобыименно на нее ориентировались следующие поколения, с другой стороны, такаятенденция в культуре становится настолько доминирующей, что невозможно ее174Там же."166игнорировать и не подвергать рациональной аналитике.