Диссертация (Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ". PDF-файл из архива "Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
2СОДЕРЖАНИЕ"ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3"ГЛАВА 1. СТРУКТУРА АНДЕГРАУНДНОЙ КУЛЬТУРЫ ..………………….…..17§ 1. Междисциплинарные исследования андеграундной культуры ………………19§ 2. Модификации неофициальной культуры: народная культура, контркультура,субкультура, андеграунд ……………………………………………………………..38§ 3. Основные характеристики андеграундной культуры российскихрегионов………………………………………………………………………….……60"ГЛАВА 2.
ФИЛОСОФИЯ АНДЕГРАУНДНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКИХРЕГИОНОВ……………………………………………………………………………68§ 1. Культурные девиации и интуитивный аспект андеграунда……………………69§ 2. Трансформации современной андеграундной культуры ………………………93§ 3. Арт-менеджмент современной андеграундной культуры.……………………102"ГЛАВА 3. КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОГОРЕГИОНАЛЬНОГО АНДЕГРАУНДА …………………………………………….114§ 1.
Музыкальный региональный андеграунд …………………………………….115§ 2. Визуальное андеграундное искусство..………………………………………..133§ 3. Литературный андеграунд.……………………………………………………..145"ЗАКЛЮЧЕНИЕ..…………………………………………………………………….167"СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.…………………………………170"""""3ВВЕДЕНИЕ"Актуальность темы исследования.Актуальность темы современной андеграундной культуры российскихрегионов может определяться целым рядом факторов.
Прежде всего, этомноговекторность культурных процессов в жизни современной региональнойРоссии, которые находятся в постоянной динамике и требуют своевременнойпроблематизации новых явлений и феноменов. Пространство российскойкультуры, в течение последних двух-трех десятилетий, претерпело интенсивныетрансформации в своей социальной, политической, экономической, религиознойсферах, и преломление этих процессов в культурном и социальном сознанииимеет многонаправленный характер.
В связи с этим, проживая изменениякультурной парадигмы, ценностей, приоритетов, представляется важнымотследить, в какой точке находится современное общество и его духовная жизнь.Вместе с тем, не всегда возможно определить генеральный вектор развития,исследуя исключительно его «фронтальный образ», его официальнуюсоставляющую, поэтому, в поисках объемного образа, в диссертациисфокусировано внимание на периферийных составляющих пространствароссийской культуры, которые формируют, помимо центростремительныхсмыслопорождающих тенденций, их центробежные вариации.
В этом смыслеисследование субкультуры, контркультуры и андеграунда, в рамках современнойрегиональной российской культуры, несет в себе содержательный материал дляанализа актуальной социокультурной реальности, в отличие от доминирующих,открыто ангажированных ее проявлений, транслирующихся посредствомофициальных СМИ.Современная российская культура представляет собой поле пересеченияразличных и, на первый взгляд, взаимоисключающих идеологическихконструкций, тем самым идентифицируя себя как культурное пространство, вкотором предполагается несколько психоэмоциональных оценок одного и того жефакта.
С началом XXI века постепенно те тенденции, которые считались до этого"4запретными (сферы культурной деятельности смысловой периферии, илиандеграунд), в наше время становятся господствующими, оттеснив на своевторостепенное место предыдущие. В связи с такими изменениями, сам процесскультуры, как становление само сознания обще ства, также долженрассматриваться в направлении его сдвига, а отношение к культурным формам исодержанию - сквозь призму целостной структуры. Если раньше андеграунднаякультура находилась на культурной периферии, то теперь она вовлечена вкультуробразующий процесс и ее официальную идеологию. Таким образом,своевременное изучение современных культурных периферийных явлений,происходящих в обществе, которые, спустя время, могут превратиться вдоминирующие, позволяет обозначить актуальные векторы в культуре дляисследовательской деятельности непосредственно в рамках культурологии.Помимо прочего, актуальность работы напрямую связана с методологическикорректным пониманием самой темы исследования и определением предметаисследования (что представляет собой современная андеграундная культура какчасть неофициальной российской культуры; чем она отличается от официальной;существует ли фиксированная смысловая граница, благодаря которой мы можемвыделить это отличие; каким содержанием наполнено понятие культуры регионовв сравнении с культурной жизнью «центра» и т.д.).
Таким образом, вдиссертационном исследовании предлагается определять андеграундную культурукак социокультурный феномен регионов Ро ссии в сфере культурыповседневности, проявления которого сосуществуют параллельно с официальнодекларируемым курсом культурной политики, иной раз противореча друг другу, всвязи с этим не пользующиеся государственной поддержкой и вынужденныереализовываться за собственный счет и своими инициативами.
Проявленияданного феномена носят латентный, культурсозидательный характер инаправлены на реализацию андеграундного проекта.Поскольку андеграундная культура - явление атрибутивное внутриофициальной культуры, в диссертации выстраивается система критериев, областьзначения терминов, предлагаются четкие формулировки понятий андеграунда,"5субкультуры, контркультуры, и объединяющих их факторов и различий.Практиче ская актуально сть диссертации сводится к структурномукатегориальному анализу основных понятий, а также развернутому описаниюрапрезентативных представителей современной андеграундной культурыроссийских регионов и их культурных практик.
Также для современной наукипредставляется важным понимание текущей ситуации, в которой находитсясовременное российское общество, чтобы определить векторы его последующейтрансформации. Игнорирование неофициальных процессов ведет к однобокомувосприятию культурной реальности.Степень разработанности проблемы.При изучении современной андеграундной культуры в диссертации авторсталкивается с дефицитом исследований по данной теме.
Большое внимание вработах по андеграундной культуре уделяется феномену советского андеграунда,ленинградскому андеграунду, а также андеграундным проявлениям в областистоличного искусства, в частности, музыкального и изобразительного. В связи снедостаточностью источниковедческой базы для исследования, в данной работеавтор вынужден обращаться к исследованиям из смежных культурологии научныхобластей.В контексте многоуровневой характеристики культуры, а такжедвойственности ее проявлений автор использовал труды Ж.Дюрана поантропологическим структурам воображения, особенно выделяя его идею оноктюрническом и диурническом качествах реализуемых проектов, и «Эрос ицивилизация» Г.Маркузе, где также высказывается идея о разделении культуры надва противоположных вектора: орфико-нарциссический и прометеевский.
РазборЗазеркалья Л.Кэролла Ж.Делезом удало сь применить при анализенеоднозначности проявления в социокультурной плоскости практикнеофициальной части культуры. Подтверждение идеи подобной двойственностичерез намеренное создание образа Врага, борьба с которым приводит ксаморазвитию, автор находит в работе У.Эко «Сотвори себе врага». Дляобоснования отношения общества и государства внутри одной культуры, а также о"6причинах их возможных разногласий автор прибегает к концепции «вызова иответа» А.Тойнби и теории элит В.Парето.Андеграундная культура как социокультурное явление располагается в сференеофициальной культуры и является одной из ее модификаций.
С этой точкизрения явление андеграунда рассматривают С.Савицкий и С.В.Исаченко, отводясущественную роль неофициальным аспектам андеграундной культуры.Изучением контркультуры, как следующей модификацией неофициальнойкультуры, и схожим с современным андеграундом феноменом, впервые началзаниматься Т.Роззак. Его критика современного ему западного общества серединыXXв. нашла свое отражение в работах Г.Маркузе и Ж.П.Сартра.Исследования по субкультуре, в частности, молодежной, что представляетсянаиболее полезным для исследования андеграунда, берут свое начало уже с тогомомента, когда термина «молодежная субкультура» еще не было в научномобиходе, но существовали философские размышления на тему молодежныхобъединений.
Й.Хейзинга и Х.Ортега-и-Гассет в своих работах уже размышляютна тему молодежи как группы лиц, создающих новые культурные ценности, нопока не способные стать носителями культурной традиции. Американскийантрополог М.Мид связывает становление индустриального общества сформированием кофигуративной культуры, которая, в свою очередь,характеризуется повышением социально-культурной активности молодежи ивлиянием молодежных субкультур на культуробразующие тенденции в обществе.Изучением непосредственно молодежных субкультур занимались С.И.Плаксий,В.Ф.Левичева, Т.Б.Щепанская, В.И.Ильин, И.М.Ильинский и др. К вопросамрегиональных молодежных объединений в рамках социологии культурыобращались Е.А.Омельченко и В.А.Луков. В рамках культурологии изучениемсубкультур занимался П.С.Гуревич, С.Н.Иконникова, Е.А.Петраш и др.Андеграундная культура как одна из модификаций неофициальной культурыупоминалась в исследованиях современного искусства К.Чухров и И.М.Чубаровас позиции андеграунда как продолжения авангарда в искусстве, или как «левого»искусства."7Для различения регионального андеграунда от столичного, современнаяситуация внутри провинциальной культуры подробно исследуется в работахН.М.Инюшкина, а также в рамках изучения современного феноменапостфольклора С.Ю.Неклюдова.Поскольку в диссертации отражены практики современности и, вместе сэтим, процессы информационные и глобализационные, имеющие особоевоздействие на трансформацию андеграунда, большую значимость дляисследовательской работы представляют труды В.В.Савчука по медиакультуре.Влиянием глобализации на российское общество, а также теорией российскойкультуры занимаются В.М.Дианова и Е.Э.Сурова, а следствием глобализации кактрансформации культуры повседневности и городского пространства Е.Н.Устюгова.Вопросы государственной политики в официальной сфере культуры иискусства и политической психологии затрагивает в своей научной деятельностиН.Х.Орлова.