Диссертация (Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ), страница 16
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ". PDF-файл из архива "Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 16 страницы из PDF
Медийные средства информации и глобализациясущественно меняют характер андеграундной региональной культуры,предоставляя ей возможность самостоятельного информационногообеспечения и, в некоторых случаях, нахождения финансовой поддержки внезависимости от официального политического курса внутри российскойрегиональной культуры (например, возможности социальных сетей ифаундрайзинговые платформы).
Вместе с тем, те же самые процессыспособствуют смене социокультурной модели поведения, как уже былоотмечено, формируя новые вариации проявлений андеграундной культуры(адаптация и приспособление).6. Бифуркация. Любой из аспектов синергетики имеет «свое критическое(пороговое) значение, при достижении которого в количественной эволюциисистемы происходит качественный скачок - точка разветвления эволюционнойлинии, которая и получила название бифуркации (от англ. - fork - вилка)»75.Современная андеграундная культура предлагает нам множество ответвлений,появление которых вызвано критической оценкой социокультурнойреальности: это может быть не только проявление в музыкальном,75Хакен Г. Синергетика. М., 1980. С. 138."78изобразительном, визуальном, литературном искусстве, но и касаетсярелигиозных и мифологических проявлений неофициальной культуры.7.Кооперация.
Данный аспект является актуальным для современногообщества, и понимание важности кооперации постепенно зарождается упредставителей современной андеграундной культуры, следствием чего будетявляться смена модели избегания общества на модель адаптационную илиприспособленческую. Для процесса перехода из одной модели поведения вдругую кооперация является необходимым условием.8. Свобода выбора. Представители андеграундной региональной культурыдорожат таким понятием, которое синергетика предлагает нам как «свободувыбора». Добровольность, независимость от внешних явлений, от постояннойсмены политического, экономического, социального курсов представляютсобой ряд условий организации от хаоса к порядку внутри многочисленныхпроявлений андеграундной культуры, а также важной системообразующейдоминантой андеграундного сознания.Синергетический подход к изучению современного явления андеграунднойрегиональной культуры позволяет нам расширить теоретическую областьисследования, не ограничивая его рамками общественной и политическойобусловленности, а также органично внедряет идею саморазвития в структуруандеграундного сознания его региональных представителей.
Важно отметить, чтотакие понятия синергетического подхода к культуре, как самоорганизация,нелинейность, хаос и порядок имеют объяснение внутри феномена современнойандеграундной культуры через вводимое нами понятие «интутитивного аспектакультуры», а эволюция и коэволюция, бифуркация, диссипация и кооперацияпредставляют собой вынужденные меры представителей современнойандеграундной культуры вследствие такого явления, как «страх в культуре».Культура сама по себе - организм постоянно развивающийся под влияниеммногих факторов, причем развитие культуры не происходит спонтанно, - культуруразвивают ее субъекты.
Для перехода на новый уровень культуре нужен «толчок»,"79«вызов», объясняя словами А.Тойнби76. «Вызов» этот рождается в ходекультурной политики, которая является основным управленческим инструментомчеловека в сфере культуры. Обращаясь к искусству андеграунда, важно показать,что и здесь ее появление было обусловлено культурной политикой. Только«вызов», в данном случае, спровоцировал «контраргумент», «контрреакцию» навмешательство человека в процесс формирования культуры.С идеалистической позиции можно заметить некое духовное возрождениекультуры, в данном случае, российской региональной культуры. Х.Ортега-иГассет противопоставляет разумное начало в человеке его инстинктивному77, в товремя как современная ситуация в культуре, особенно региональной, имееттенденцию ориентироваться на интуитивную часть человеческого сознания.Интуитивная составляющая в культуре проявляет себя в истинном знании,вчувствованием в культурную среду общества.
Субъекты культуры перенимаютэтические законы, эстетические представления интуитивно, обуславливая этоархетипами. Несмотря на то, что все теории по управлению массой, толпой,логично выстроены и имеют существенные основания и реальные примеры всвоей презентации, толпа все же состоит из многочисленных индивидов,индивидуальностей, каждый из которых имеет свое представление оправильности или неправильности действий, о хорошем и плохом, красивом иуродливом в культуре и обществе в целом. Частные представления о культурнойсреде, в которой проживает, взаимодействует с другими и с окружающей средойсубъект культуры, не всегда можно объяснить влиянием культурной политики исредств массовой информации.
В суждении о культуре ее субъекта существует тасамая интуитивная составляющая, которая не опирается на разум. Думается, чтодля Х.Ортега-и-Гассет, как для представителя экстравертной культуры, сложнопрочувствовать состояние «личностной ориентации вовнутрь», в то время как винтровертных культурах - это распространенная практика. Регионы России, вкоторых распространен буддизм и шаманизм, и вместе с ними большая часть76Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.77Ортега-и-Гассет Х.
Восстание масс: Сб. / пер. с исп. - М., 2003."80Сибири, изобилуют в своей религиозной и духовной практиках медитациями какнепосредственным общением с божественным, а также как освобождением отзапутанных игр разума, на которые ориентируется Х.Ортега-и-Гассет.Ориентация на интуитивное объяснение культуры без помощи разума,возможно, редко свойственно толпе, массе, но существует в каждом отдельномсубъекте культуры. Интуитивное знание и понимание законов общества,природных и культурных явлений, ярко выражены в наших устремлениях ипрогнозах на будущее. Иной раз не каждый может объяснить, почему онподсознательно не позволяет себе выбросить обертку от конфет в озеро, или,наоборот, все же позволяет себе выбросить, но это знание о правильностииндивидуального проживания момента, проживания в обществе в рамкахопределенной культуры, присутствует в каждом субъекте, без рациональногоанализа.Интуитивное знание проявляется у любого гражданина, например, в моментголосования на политических выборах.
Мы можем не быть сведущими вполитике, не смотреть рекламу, или наоборот: формировать наше рациональноеотношение к тому или иному кандидату благодаря или вопреки предвыборнымрекламным кампаниям, но интуитивно мы обладаем знанием, кому доверять, акого остерегаться. Благодаря этому интуитивному знанию мы осуществляемнаш социокультурный выбор.Интуитивный аспект культуры нельзя игнорировать и в случае, когда мыговорим об отдельно взятых субъектах культуры - представителях современнойрегиональной России, например, а также и тогда, когда речь идет о массе. Мыможем правомерно говорить о толпе, когда в одном месте собирается коллективдуховных религиозных людей, а также и про толпу ученых научногосообщества, когда они присутствуют одновременно, например, на конференции.Проявление интуитивного аспекта культуры не столько созидательно,сколько проявляет себя хаотично, все же тем самым приводя в порядококружающие явления.
Сравнивая эту характеристику с коллективнымбессознательным З.Фрейда, которое, согласно концепции Ф.Юнга, в свою"81очередь, влияет на формирование архетипа в культуре, мы можем отметить, чтоинтуитивное чувствование культуры базируется на архетипичном в культуре, ноне ограничивается лишь этим. Интуитивное восприятие культуры проявляетсебя как некая инстанция, которая формирует культуру через ее акторов, вноситв культуру новые идеи, реализует своевременные проекты. Интуитивность вкультуре также влияет на актуальность и своевременность тех или иныхпроектов. С одной стороны, деятельность культурной политики и ее субъектовосновывается на логическом прогнозе, но существенную долю в планированииактов и дальнейшей деятельности играет интуитивный аспект.Интуитивная характеристика культурной деятельности имеет прямоеотношение к «неофициальным» ее проявлениям, в частности, к андеграунднойкультуре.
Сами истоки формирования творческой направленности, котораяпротивопоставлялась бы общей тенденции в культуре, представленной всовременном варианте понятием «массовая культура», также лежат винтуитивной направленности акторов культуры. Как в случае с советскимандеграундом, так и в случае с современным, их основатели, в качестве ответана вопрос, что побудило их к созданию «иного» вида творчества, не смогутобъяснить этот процесс. Он рождается из субъективного восприятия культуры иискусства, а также времени, которое может быть либо подходящим, либо нет,для реализации конкретного проекта в сфере культуры, то есть этот процесснелинеен и самоорганизован.Интуитивное в культуре проявляет себя как новый своевременныйсоциокультурный проект, основываясь при этом не только на архетипах, но и намифологизме и символизме в культуре.
Как уже ранее было отмечено,мифотворческая характеристика культуры сохраняется до сих пор, простопереходит на другой уровень проявления себя в обществе (реклама,предвыборные политические кампании, деятельность коучей, специалистов попродажам, «фабрики» звезд эстрады и т.д.). Мифологизм и символизм врегиональной культуре России еще сохраняет в себе черты советскогопрошлого, но «разбавлен» информационным влиянием. Мифологические"82концепции наглядно объясняют причины разделения культуры на ее«официальную» и «неофициальную» части, на массовую и андеграунд, а такжена их смешение и точки соприкосновения78.Вместе с тем, обращаясь к феномену андеграунда, или «подполья», в рамкахроссийской региональной культуры, мы находим ряд объяснений еговозникновения не только в интуитивном культурном аспекте, который зарождаетновые процессы самоорганизованно, приводя тем самым хаос к порядку,согласно синергетической модели культуры.
Российский андеграуднепосредственно имеет ряд национальных особенностей и редко сопоставим сандеграундом, например, европейским. Существуют несколько способов,влияющих на формирование неофициальных процессов в культуре, одним изкоторых, наиболее преобладающим, является такое понятие как «культурныйстрах», или он же - «страх в культуре». «Культурный страх» - понятие, котороепоясняет причины образования многих процессов и феноменов, касающихсясоциокультурной сферы. Культурный страх, его наименование и структуру,можно рассмотреть только через призму национальных особенностей,менталитета и отношения «государство - общество» внутри одной культуры. Врамках этого же вопроса наибольший интерес исследователей в областифилософии и культуры представляет тема «насилия в культуре», котораяявляется одной из составляющих культурного страха, иначе - «социокультурнойфобии».Социокультурная фобия, или страх в культуре - это состояние ума, котороепобуждает человека действовать таким образом, чтобы избежать проекции своегостраха в реальности.
Опыт страха в культуре перерастает личностнуюориентацию и становится понятием социальным, экономическим, политическим.Таким образом, процесс контролируемого ума, отвечающий за активные действияв обществе, в виде фобии переходит из субъективной личностной сферы, изобъекта исследования предмета психологии, в сферу социальную и культурную,78Подробный анализ представлен в первой главе."83именно это может стать объектом исследования в области культурологии,философии культуры, социологии.Важным представляется тот факт, что опыт страха в культуре располагаетсянепосредственно в социальных отношениях. Страх внутри тандема «государство общество» видится нам положительным проявлением в современной реальности,то есть действенной позитивной силой, побуждением к действию, причем этоможет выражаться положительно с обеих сторон.