Диссертация (Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ), страница 14
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ". PDF-файл из архива "Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 14 страницы из PDF
В связи с наибольшейинформационной открытостью подробнее в данной работе мы произведем разборсовременного андеграундного искусства внутри неофициальной частирегиональной российской культуры."""""""68ГЛАВА 2. ФИЛОСОФИЯ АНДЕГРАУНДНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКИХРЕГИОНОВ"Современный андеграунд относится к типу положительной девиации,которая продуцирует новые формы социальной и художественной деятельности.Актуальная социокультурная региональная периферийная ситуация органичнообъясняет ся чере з понятия синергетиче ского подхода к культуре:самоорганизацию, нелинейность, хаос и порядок, которые имеют объяснениевнутри феномена современной андеграундной культуры через вводимое намипонятие «интутитивного аспекта культуры», а категории эволюции и коэволюции,бифуркации, диссипации и кооперации представляют собой вынужденные мерыпредставителей современной андеграундной культуры вследствие такого явления,как «страх в культуре».Х.Ортега-и-Гассет противопоставляет разумное начало в человеке егоинстинктивному, в то время как современная ситуация в культуре, особеннорегиональной, имеет тенденцию ориентироваться на интуитивную частьчеловеческого сознания.
Интуитивная составляющая в культуре проявляет себя вистинном знании, вчувствованием в культурную среду общества. Субъектыкультуры перенимают этические законы, эстетические представления интуитивно,обуславливая это архетипами. Вместе с тем, интуитивное в культуре проявляетсебя как новый своевременный социокультурный проект, основываясь при этом нетолько на архетипах, но и на мифологизме и символизме в культуре. Обращаясь кфеномену андеграунда, или «подполья» в рамках российской региональнойкультуры, мы находим ряд объяснений его возникновения не только винтуитивном культурном аспекте, который зарождает новые процессысамоорганизованно, приводя тем самым хаос к порядку, согласно синергетическоймодели культуры.В классификацию андеграунда начинают входить проекты вследствиенедостаточной поддержки государства.
Современная культурная политика имеетсвое строгое видение того курса, каковой должна быть отечественная культура,"69отслеживать который мы можем на медиа ресурсах, где есть какая-либоинформация о конкурсах и грантах на государственное финансирование. Частныеинициативы по сохранению традиционного уклада становятся нерентабельнымпродуктом в свете глобализации, они уходят «в подполье». Поскольку культураандеграунда вынуждены существовать без государственной поддержки, основныммеханизмом распространения информации о культурных практиках становитсямедиа. На основании этого формируется важная характеристика современногоандеграунда, которая объясняется зависимостью от медиа и, как следствие, отмассовой культуры в целом, при этом сохраняя свою ориентацию на традицию."§ 1. Культурные девиации и интуитивный аспект андеграунда"Поскольку в нашем исследовании мы рассматриваем андеграунднуюкультуру как параллельно существующий феномен наравне с массовой культурой,от нее зависящий и ей противопоставляющийся, а также как ту культуру, котораяне входит в официальную область влияния культурной политики, мы вынужденыобратить свое внимание на андеграунд как на одну из форм девиации в обществеи культуре.
В своей статье «Андеграунд в средствах массовой информации:проблемы и перспективы (на материале современной российской прессы)»студентка Тюменского Государственного Университета Батенева Т.Я.63 предлагаетнам задуматься над вопросом о характере андеграунда: это явление культуры илинон-конформизм? Нон-конформизм также представляет собой явление культуры,но он, как феномен, политизирован.
Соответственно, и андеграундная культура неможет являться просто явлением культуры как абстрактным понятием, нообязательно будет внутри политического контекста, поскольку андеграунд, какпроявление «неофициального» аспекта российской культуры, будет проявлятькультурные девиации в своих практиках.63Батенева Т.Я. Андеграунд в средствах массовой информации: проблемы и перспективы (на материалесовременной российской прессы).
Электронный ресурс. URL: http://diplomba.ru/work/80583 (датаобращения: 19.04.2016)."70Про девиантность субкультур и андеграунда начал говорить современныйисследователь Г.В.Апинян, который утверждает, что «Девиация имеет множествоформ и типов. Коллективная, сакральная по своей сути, или являющаяся игровымреликтом таковой: культово-обрядовые действа, традиционные праздники,карнавал, государственные и «народные» праздники.
Девиантное поведение вэкстремальных условиях: от погрома, бунта и революции до витальных ситуацийпри землетрясении или террористическом акте. Девиация коллективного типасвязана непосредственно с девиантной ситуацией. В зависимости отпреобладающей референции феномен приобретает характер управления (включаямагическое) или деструктивной реакции»64. Автор убежден, что в самом значении«девиация» нет ничего предосудительного по отношению к тому или иномуфеномену, культуре, субкультуре, т.к.
формы девиации могут быть не толькодеструктивными, но и положительными. Любое отклонение от нормы ведет либок глобальным позитивным изменениям в структуре того или иного процесса, либоразрушает привычный ход вещей не предлагая взамен никих конструктивныхальтернатив. Пространство российской культуры, согласно идее Г.В.Апиняна,наполнено девиантными формами, в том смысле, что существует множествопроявлений в культуре, которое отклоняется от вектора, заданного политическимкурсом в сфере культуры и искусства.В своей работе Г.В.Апинян особенно выделяет несколько форм девиаций:«Особую форму девиации представляют собой девиантные сообщества:институированные (пиратское «братство», мафиозные кланы и пр.) ииерархически структурированные (хулиганские сообщества, криминальнаягруппа, «банда»).
Индивидуальная девиантность может иметь сакральныйхарактер, ее носители − шаман, юродивый, святой. Имеет светский вариант:денди, философ, человек художественной или социальной богемы, нищий или«клошар»65.64Апинян Г.В. Девиантное поведение как культурно-исторический феномен // Известия РГПУ им.А.И.Герцена. 2009. № 115.
С.171.65Там же. С.171."71Среди типов и форм девиации выделяется личность творческого(художественно, научного) андеграунда − противопоставляющая себя обществу итрадициям, вступающая с ними в конфликт: «Девиантность и деструктивностьявляются существенными чертами психологемы андеграунда (богемы). Посемантике и формам поведения девиантность андеграунда совпадает сдевиантностью хулиганства, при всех различиях в ноуменальной сущности,задачах и мере криминальности. Не случайно яркие представители российскогоандеграунда начала XX столетия Маяковский, Бурлюк и другие называли себя«хулиганами» и позиционировали аналогичный тип девиантного поведения.Вместе с тем андеграунд относится к типу положительной девиации,продуцирует новые формы социальной и художественной деятельности.
Вчастности, формы, сложившиеся в практике XX в., активно развиваются сегодня.Андеграунд (как и современный молодежный экстрим ─ отдельная тема дляисследования) является примером культуросозидающей девиации»66. По мнениюавтора, андеграунд имеет непосредственное отношение к криминальной структуреи к субкультуре, но отличается тем, что является «культуросозидающейдевиацией», то есть продуцирует новые формы в культуре, предлагаетконструктивные альтернативы взамен устаревшим. Более того, девиацияандеграунда проявляется именно в проектах, которые не могут бытьобнародованы, но направлены на все российское общество, вне зависимости оттого, «центр» это или «периферия», столичная культура или культурапровинциальная.Неправомерно было бы говорить об андеграундной культуре как обисключительно положительном феномене, поскольку, как отмечает и Г.В.Апинян,девиантность имеет способность видоизменяться, принимать различные формы взависимости от социокультурных меняющихся условий, и может принимать какотрицательные, так и положительные формы67.
Ответ на вопрос об отрицательномпроявлении андеграундной культуры коренится в социокультурных моделях66Там же. С. 171-172.67Там же. С.172."72поведения: адаптационная способность в сфере андеграундного искусства несет всебе вероятность недостаточной реализованности замысла, неполноценностипроекта.
Адаптационная модель поведения наименее отрицательная форма внутридевиантности андеграундной культуры, но и в ней может проявляться негативныйаспект вследствие работы одновременно на разные задачи. Отрицательноепроявление сказывается, по большей части, на личностном восприятии самогоактора андеграундной культуры, нежели на общество или государственныеструктуры. Не каждому удается гармонично сохранять отстраненное, но в то жевремя быть лично вовлеченным в это, следование нескольким направлениям:коммерческим задачам, а также реализации собственных некоммерческихпроектов. Упомянутая нами в первой главе антропологическая структура культурыпо Ж.Дюрану подтверждает тот факт, что в культуросозидающей имифотворческой деятельности человека непосредственно присутствуют дварежима: диурнический и ноктюрнический, поэтому у нас есть основания считатьадаптивную модель поведения естественно реализуемой и наиболее приемлемой всовременном обществе и культуре в целом.Вторая модель поведения - избегание, намеренный уход из общества - можетсодержать в себе наиболее отрицательные девиантные проявления в связи снеконтролируемостью действий представителей этой модели, а также вследствиеее неподконтроленности.
«Неподконтроленность» - важное понятие в ключевыяснения места андеграундной культуры в пространстве российскойрегиональной культуры, которое затронул И.М.Чубаров в своей работе«Коллективная чувственность: Теории и практики левого авангарда»68. Ситуациянеподконтроленности не только оправдывает действия культурной политики поотношению к обществу, но, вместе с тем, создает пространство «отклоняющихся»,девиантных форм культуры, которые не прописаны в официальных актах изаконах, но всегда предполагают их наличие. Неподконтроленность каккультурное явление также объясняет возможные реакции и контрреакции на«вызовы», и проявляться она может непосредственно в обществе при68Чубаров И.М.