Диссертация (Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ". PDF-файл из архива "Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
В песнях Владимира Бурдина и другихпредставителей современной региональной музыкальной культуры, даже тех, ктоне принадлежал к воровской или пацанской субкультурам, будут фигурироватьточно такие же темы: темы отчуждения от общества, невозможности изменениясоциальной принадлежности, следование «уличным» этическим и нравственнымзаконам и т.п. В данном вопросе отличительные характеристики несколькихмодификаций неофициальной культуры перекликаются между собой такимобразом, что андеграундная культура становится частью субкультуры и наоборот.Шансон, как часть субкультуры, оказал большое влияние на андеграунднуюмузыкальную культуру постсоветского периода и продолжает влиять на нее до сихпор, а некогда представители воровской культуры меняют свою социокультурнуюмодель поведения в обществе на избегание (В.Бурдин) или приспособленчество(К.Ступин), тем самым осуществляя переход из модификации субкультуры вмодификацию андеграунда.Чтобы разобраться с этим явлением подробнее, мы сфокусируем своевнимание на молодежные субкультуры, поскольку они наиболее целостны по"58своей структуре.
Н.И. Поспелова выделяет несколько конкретных побуждающихмотивов вовлечения молодежь в субкультурный процесс, а именно:«- культ новизны во всем - коммуникации, потреблении, творчестве;- приспособляемость к радикальной динамике жизни (радикальнымпеременам);- высокая степень мобильности, обусловленная ускоряющимися ритмамисмены жизненных циклов;- неосознанное (на уровне коллективного бессознательного) стремление кидеально построенной модели общества - общества справедливости;- поиск себя-в-мире (природе и обществе), поиск идентичности;- кооперация как основа создания группы;- вызов масскульту или совсем наоборот - растворение в масскульте»59.Таким образом, мы наблюдаем, что субкультура представляет собой феноменсозидающий, в отличие от контркультуры, которая основную свою задачу видит вразрушении традиционного социокультурного уклада, претерпевающего кризис.При сравнительном анализе феномена субкультуры и феномена андеграунднойкультуры, всегда есть риск некорректного сопоставления, их смешения, а такжеподмены одного другим.
Например, такие характеристики, как неосознанноестремление к обществу справедливости, поиск себя-в-мире, вызов масскульту илинаоборот - присущи и андеграундной культуре. Вместе с тем, если мы беремсяанализировать современную ситуацию внутри неофициальной культурысовременных регионов России, мы наблюдаем совершенно новые проявления,которые не входили в характеристику андеграундной культуры до настоящегомомента. Нами уже было отмечено в ходе сравнения андеграундной культуры сконтркультурой, что первая представляет собой процесс формирования нового.Как и субкультура, андеграундная культура ищет новые формы для реализациипроекта общества справедливости. Существенное различие между двумя этимимодификациями, на наш взгляд, лежит в уже упомянутой характеристике культановизны, характерного для молодежных субкультур.
Для феномена советского59Поспелова Н.И. К проблеме изучения молодежных субкультур: синергетический аспект // ВестникВятского государственного гуманитарного университета. 2010. № 4. том 1. С.129-135."59андеграунда культ новизны также был не чужд и представлял собой центровуюхарактеристику как мотив альтернативного социокультурного проекта тоговремени. В современном андеграунде мы видим прямо противоположнуютенденцию. Современная андеграундая культура игнорирует культ новизны,обращаясь к традиции как к опоре на будущее справедливое общество.Последняя модификация неофициальной культуры - андеграунд.Андеграунд, как и контркультура, применяется в нескольких значениях: первое,андеграунд - это культурный феномен, связанный с конкретным периодом вистории СССР - конца 1960-х - начала 1980-х гг., второе - культурный феноменсовременности, также характеризуемый противостоянием не только официальнойкультуре, но и отрицанием социокультурной современной ситуации в целом с ееновыми, неустойчивыми и быстро меняющимися нормами и ценностями.Итак, андеграундная культура существенно отличается от другихмодификаций неофициальной культуры по нескольким признакам.
Например,отличительными характеристиками народной культуры от андеграунда, какчастью культуры неофициальной, являются ее прямая направленность натрадиционность и этничность. Вместе с тем, народная культура может находитьсяв различных взаимоотношениях с официальной культурой, и в современныхусловиях начинает полностью контролироваться государственной политикой всфере культуры и искусства, чего пока не происходит с культурой андеграундной.Феномен контркультуры очень схож с андеграундными проявлениями в культуре втом отношении, что оба они противостоят и противоречат ценностям и нормам,предлагаемым официальной стороной культуры, за тем лишь исключением, чтометоды противостояния у них разные.
Представители контркультуры активнозаявляют о себе, сопровождая это массовыми беспорядками, а представителиандеграундной культуры презентуют свое видение «нового строя»иносказательным языком в пространстве отдаленном, зачастую в ограниченныхусловиях и с ограниченным количеством участников. Контркультура - феноменразрушающий, андеграундная культура - созидающий.
Контркультура выступаетпротив, андеграундная культура может аллегорично высмеивать современную"60ситуацию в обществе, но всегда будет предлагать альтернативные варианты поперестройке культуры и, соответственно, современного общества. Субкультура посвоим проявлениям - явление схожее с андеграундной культурой, но отличается отнее.
Существенное различие между двумя этими модификациями лежит вхарактеристике культа новизны, характерного для молодежных субкультур. Всовременном андеграунде мы видим прямо противоположную тенденцию.Современная андеграундая культура игнорирует культ новизны, обращаясь ктрадиции как к опоре на будущее справедливое общество.§ 3. Основные характеристики андеграундной культуры российских регионовАндеграундная культура современных регионов России, как было отмечено впервой главе, - это социокультурный феномен регионов России в сфере культурыповседневности, проявления которого идут вразрез с официально принятымкурсом культурной политики, поэтому не пользующиеся государственнойподдержкой и вынужденные реализовываться за собственный счет и своимиинициативами, при этом сосуществующий одновременно с массовой культурой иподвергающийся ее взаимовлиянию. Как уже было неоднократно отмечено,исследование наше лежит в основании адеграунда регионального, и мы намеренноизбегаем тем и понятий, которые относятся, например, к феноменуленинградского андеграунда.
Если в Ленинграде 80-х гг. XX века находился локусмузыкального андеграунда, то Москва изобиловала андеграундными выставкаминеофициального изобразительного искусства. Впервые московский андеграундприбегает к смешаной экспозиции, а именно там не только выставляют работыхудожников, но и экспонируют их вместе с чтением оппозиционных стихов,совместным пением авторских песен, прослушиванием «запрещенной» музыки.Казалось бы, практики андеграунда не могут контрастировать в зависимости отпространственно-географической ориентации, тем не менее, андеграундстоличный качественно отличается от продуктов андеграунда, которые нампредоставляют представители региональной андеграундной культуры."61Феномен советского андеграундного искусства отличался от «официального»не только протестным настроем, но и ориентацией на западных коллег.
Миф о«свободном Западе», который заключался в том, что художник воленпредоставлять обществу тот продукт искусства, который считает нужнымпредоставлять, а также говорить в своем творчестве о том, о чем считаетнужным, как это требует от него его гражданская позиция.В целом, проблема «говорения», «высказывания» в пространстве российскойкультуры занимает существенное место, особенно если мы затрагиваем темуроссийского менталитета. Ряд исторических событий сформировал упредставителей российской культуры своеобразный «комплекс проблемысвободы слова».
С одной стороны, политические дискуссии на кухне сталихарактерным манифестом советской демократии, когда обсуждение внешних ивнутренних событий запрещены, но происходят повсеместно. «Комплексневозможности высказаться» - это то, против чего восстает постсоветскаянеформальная молодежь 80-х гг. XXв. В то время как западная модель, накоторую идет ориентация молодежи конца XX в, пропагандирует свободу словаи демократию как идеал политического управления, в том числе и в сферекультурной политики, представители советской андеграундной культурычувствуют себя «в рамках идеологии», которая не позволяет полностьюреализовать их творческие проекты.
Таким образом, столичный андеграундстановится зависимым от влияния Запада, поскольку является прямымтранслятором межкультурной коммуникации.Столичный андеграунд становится реакцией на информацию о культурнойполитике Запада, в частности, европейской и североамериканской.Прогрессивные тенденции, которые находят художники в самореализации своихколлег из зарубежья, становятся одной из задач для продвижения собственныхпроектов.Современный столичный андеграунд (а именно андеграундная культураСанкт-Петербурга и области, Москвы и области) сам именует себя таковым.Представители столичного андеграунда имеют ряд определенных"62характеристик, которые больше похожи на психологическую оценкусобственной личности, нежели на отличительные критерии российскойандеграундной столичной мысли.
Москва, будучи административным центромстраны, а также Санкт-Петербург, именуемый «культурной столицей России»,из-за большого количества университетов и, как следствие, с большимпроцентом учебной миграции из других регионов России, представляют собой«центр» как оппозицию к «периферии» (используя концепцию провинциальнойкультуры Н.М.Инюшкина60).
«Центр» транслирует проекты с Запада иближайшего зарубежья, а также вовлекает большое количество людей вмежкультурную коммуникацию. «Периферия», соответственно, находится подконтролем административных региональных органов. С одной стороны,«периферия» следует заданному политическому курсу в сфере культуры иискусства с отставанием от «центра». Поэтому те процессы, которые намеченыи уже реализованы в столичной культуре, могут появиться в региональномпространстве на несколько десятилетий позже и проявлять себя совершенноиначе.
Специфика каждого региона в зависимости от культурной практики,которую региональные представители перенимают из «центра», то есть отстоличной культуры, будет проявляться во всем, начиная с восприятия того илииного процесса, и заканчивая способом подачи готового культурного продуктана широкую региональную публику.Таким образом, от столичного региональный современный андеграунд будетотличаться по нескольким аспектам. Во-первых, это характер направленностиандеграундного проекта.