Диссертация (Визуальный PR-текст в управлении публичными коммуникациями)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Визуальный PR-текст в управлении публичными коммуникациями". PDF-файл из архива "Визуальный PR-текст в управлении публичными коммуникациями", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТНа правах рукописиБУЗИНОВА Анна АлексеевнаВизуальный PR-текст в управлении публичнымикоммуникациямиСпециальность 10.01.10 – журналистикаДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степеникандидата филологических наукНаучный руководитель –кандидат философских наук,доцент О. Г. ФилатоваСанкт-Петербург2014 2 ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..4ГЛАВА 1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ PRТЕКСТА В УПРАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫМИ ПУБЛИЧНЫМИКОММУНИКАЦИЯМИ……………………………………………………..181. 1.
Визуальная коммуникация в PR: основные теоретические подходы,функциональные особенности………………………………………………181. 2. Эволюция PR-текстов в современных публичных коммуникациях…421.2.1. Понятия «текст», «медиатекст» и «PR-текст»………………...421.2.2. Подходы к типологизации PR-текстов………………………...531.2.3.
Визуальный PR-текст как результат эволюции традиционноговербального PR-текста…………………………………………………621. 3. Графический дизайн как инструмент создания визуального PRтекста…………………………………………………………………….…….661.3.1. Понятие, функции, отрасли графического дизайна…………...661.3.2. Основные художественные средства и инструментыграфического дизайна………………………………………………......771.3.3.
Средства графической организации текста……………………...84ГЛАВА 2. ВИЗУАЛЬНЫЙ PR-ТЕКСТ: КЛАССИФИКАЦИЯ, ПРИНЦИПЫИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ …. …………..........………….912.1. Описание исследования и результаты опроса PR-специалистов ………912.1.1. Эмпирическая база и методы исследования………………..….....912. 1. 2. Использование визуального контента в PR-текстах: результатыопроса PR-специалистов……………………………….……………………......972. 2. Типы визуального контента современного PR-текста………..………...1012.2.1.
Изобразительный контент……………………………….……….1022.2.2. Инфографический контент современного PR-текста……..……1142.2.3. Оформительский, служебный и типографический контент…....123 3 2.3. Классификация визуальных PR-текстов и авторская модель созданиявизуальных PR-текстов…………………………………………………. ……1302.3.1. Визуальные PR-тексты: классификация…………..……………1302. 3. 2. Авторская модель процесса проектирования визуального PRтекста для эффективного управления публичнымикоммуникациями……………………………………………………….140ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….159ЛИТЕРАТУРА…..…………………………………………………………….164Приложение 1.
Примеры графических средств выразительности и ихсочетанияПриложение 2. Список PR-специалистов, принявших участие в опросеПриложение 3. Избранные цитаты из интервью автора с PR-специалистамиПриложение 4. Примеры использования фотографий в PR-текстахПриложение 5. Пример использования иллюстраций в PR-текстахПриложение 6. Пример использования инфографических иллюстрацийв PR-текстахПриложение 7. Кейс «Разработка инфографики для имиджевого буклетаКомпании ЭГО Транслейтинг»Приложение 8. Пример системы «логотип и знак»Приложение 9. Примеры использования приемов графической организациитекстаПриложение 10. Примеры типографических визуальных PR-текстовПриложение 11.
Примеры комбинаторных визуальных PR- текстовПриложение 12. Примеры интегративных визуальных PR-текстовПриложение 13. Примеры альтернативных визуальных PR- текстовПриложение 14. Пример использования шаблонного макета визуального PRтекста. Корпоративные поздравления компании «ЭГО Транслейтинг»,разработанные автором диссертации 4 ВВЕДЕНИЕАктуальность диссертационного исследованияСовременная практика публичных коммуникаций представляет собойсложный многофункциональный механизм.Появление принципиальноновых в технологическом плане средств коммуникации,основанных нацифровом способе передачи информации, привело к существеннымизменениям в области журналистской и PR-деятельности, а такжеобусловило возникновение иных подходов к структурированиюуправлениюинформационнымипотоками.Публичныеикоммуникациисегодня во многом детерминированы интернетизацией и дигитализацией, чтосущественно сказывается на типах текстов: появляются новые форматыфиксации PR-информации, которые требуют научного осмысления.
Вместе стем и традиционные типы журналистских и PR-текстов видоизменяются,попадая в виртуальную среду. Под влиянием технологических факторовпроисходит трансформация процессов коммуникации: актуализируетсявизуальныйканалкоммуникации,апроцессобменаинформациейприобретает транзактный характер.Таким образом, в области научных медиаисследований начинаетформироваться новое течение: исследование проблематики управлениявизуальной коммуникацией.
Трансформация заданной информации вграфические знаки и образы лежит в основе процессов визуальнойкоммуникации. Осуществляя визуальную коммуникацию, PR-специалисты,рекламисты и журналисты развивают свои специфические для областисредства визуальной выразительности, поддерживая глобальную тенденциювизуализации. Новая для сферыжурналистики иPR-коммуникациипроблематика визуального языка пока еще не стала ключевой темойисследований,однакотенденциянаправления уже наметилась.кактуализацииипопуляризации 5 Отчастиименнонедостаток внимания к обозначенной проблемеобусловил выбор темы исследования — визуальный PR-текст в управлениипубличными коммуникациями.
Кроме того, автором учитывалось внимание ктематике с практической стороны — запросы целевой общественностименяются довольно быстро, рост интереса к визуальному контентупорождает спрос на него, и, таким образом, PR-специалисты вынужденывключаться в глобальный процесс визуализации, не обладая достаточнымизнаниями и навыками в этой сфере.Степень научной разработанности темы нельзя назвать достаточноглубокой, принимая во внимание междисциплинарный характер работы.
Впроцессе исследования мы синтезировали материалы классических работ потеории коммуникации, лингвистике, теории искусства с материалами,описывающими сугубо практические проблемы: эффективное управлениекоммуникациями,возможностисовременнойдизайн-графики,профессиональные навыки успешного PR-специалиста.Для определения понятия «визуальныйизучитьподходыкпонятиям«текст»,PR-текст» потребовалось«медиатекст»,«PR-текст»,«визуальный текст». Теоретические основы, описывающие базовое понятие«текст», мы нашли в классических работах М.
М. Бахтина, М. Ю. Лотмана1, атакже в монографиях И. Р. Гальперина, В. А. Дорофеевой, Г. Г. Москальчук,Е. В. Сидорова, И. А. Щировой 2. Концептуальные основы исследованиймедиатекстовописанывмонографиях зарубежныхисследователейТ. ван Дейка, А. Белла, Н. Фейерклафа, М. Монтгомери 3 . Также мы1Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975; Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб:2Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: УРСС, 2004;Дорофеева В. А.
Структурная организация и информационное поле текста. СПб: Изд-льГрошев А. М., 2010; Москальчук Г. Г. Структура текста как синергетический процесс. М.:УРСС, 2003, Сидоров Е. В. Порядок текста. М.: Изд-во РГСУ, 2011; Щирова И. А. Текст впарадигмах современного гуманитарного знания.
СПб: Книжный дом, 2006.3Dijk van T. A. Text and context. Explorations in the semantics and pragratics of discourse. L.:Longman, 1997; Bell A. Approaches to mediadiscourse. Oxford: Blackwell, 2000; Fairclough N.Media Discourse. L.: Bloomsbery, 2009; Montgomeri M. An Introduction to language andsociety.
NY: Routledge, 2008.; 6 опирались на работы отечественных ученых:Ю.А.Бельчикова,С. И. Бернштейна, А. Н. Васильевой, В. М. Горохова, Л. Р. Дускаевой,М. Н. Кима,Г. С. Мельник,С. Г. Корконосенко,В. И. Конькова,Б. Я. Мисонжникова,В. Г. Костомарова,Ю. В. Рождественского,С. И.
Сметаниной, Г. Я. Солганика, Д. Н. Шмелева и др.4Посколькуобъектом исследования является PR-текст, нам представлялось важнымрассмотреть научные труды, посвященные влиянию визуального фактора напроцесс текстообразования и семиотической природе текста.
Среди такихтрудов работы классиков зарубежной и отечественной науки: Р. Барта,Ю. М. Лотмана, У. Матурана, У. Эко, Р.О. Якобсона5. Также мы обращались4Бельчиков Ю. А. Стилистика и культура речи. М. : Изд-во УРАО, 2002; Бернштейн С. И.Язык радио.
М. : Наука, 1977; Васильева А. Н. Газетно-публицистический стиль речи. М. :Русский язык, 2009; Горохов В. М. Основы журналистского мастерства. М.: 1989;Дускаева Л.Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров. Пермь: Изд-вопермского университета, 2004; Ким М.Н. Основы теории журналистки. СПб.: Питер, 2013;Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М.: Аспект-пресс, 2009; Коньков В. И.Функциональные типы речи. СПб. : Academia, 2011; Костомаров В.
Г. Языковой вкусэпохи : из наблюдений над языковой практикой масс-медиа. СПб. : Златоуст, 1999;Мельник Г. С. Современный медиатекст: исследовательские подходы / Медиатекст какпредмет исследования: мат. науч.-практич. конф. (20 дек. 2011) / под ред. М. Г. Боровик,Г. С. Мельник. СПб.: СПбГУ, 2012; Мельник Г. С., Тепляшина А. Н. Актуальныепроблемы современности и журналистики. СПб.: Роза мира, 2009; Мисонжников Б. Я.Публицистический медиатекст: поликодовые аспекты как предмет герменевтики //Вестник Тверск.
гос. ун-та. Сер. Филология. 2013. № 4. Вып. 1.; Мисонжников Б. Я.Разъясняющая функция медиатекста как компонента культурно-антропологическойэволюции // Журналистика XXI века: навстречу человеку: материалы секцииВсероссийского форума с международным участием "Дни философии в Петербурге 2012" / ред.-сост. И.