Диссертация (Трансгрессия как социально-философское понятие)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Трансгрессия как социально-философское понятие". PDF-файл из архива "Трансгрессия как социально-философское понятие", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТНа правах рукописиКАШТАНОВА СОФЬЯ МИХАЙЛОВНАТРАНСГРЕССИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕСпециальность 09.00.11. – социальная философияДиссертация на соискание ученой степеникандидата философских наукНаучный руководитель:кандидат философских наук, доцентКраснухина Елена КонстантиновнаСанкт-Петербург, 2016ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ ............................................................................................
3Глава I. Генеалогия трансгрессии .................................................. 161. Идейные истоки философии трансгрессии .............................................162. Амбивалентность человеческой природы ..............................................213. Социальный смысл запрета .......................................................................254. Предел и трансгрессия ................................................................................37ГЛАВА II. Аналитика трансгрессии ..............................................
451. Бунт как утверждение и отрицание границы ........................................452. Трансгрессия нисходящая и восходящая ................................................493. Концептуальная романтизация зверя......................................................534. Родство священного и проклятого: опыт кощунства ...........................635. Трансгрессия и трансцендирование .........................................................696.
Экономика расточительства......................................................................797. Суверенность как основа трансгрессии ..................................................877.1. Гегельянская диалектика господства и рабства ....................................897.2 Сверх-человек Ницше как суверенный человек ....................................977.3. Суверенность и смерть в философии Батая ........................................1027.4. Суверенная воля либертена в творчестве маркиза де Сада ...............106Глава III. Практики трансгрессии ................................................ 1151.
Трансгрессивный смысл праздника ......................................................1151.1 Архаический праздник ...........................................................................1161.2. Жертвоприношение ...............................................................................1191.3. Перевернутый мир карнавала ...............................................................1231.4 Пиршественная трансгрессия ................................................................1292. Правила трансгрессивной игры..............................................................1353. Трансгрессивность эротики .....................................................................1434.
Трансгрессивная природа смеха .............................................................1515. Язык трансгрессии.....................................................................................1566. Трансгрессивность безумия .....................................................................1617.
Война и убийство: законность беззакония ............................................1688. Власть и трансгрессия...............................................................................1739. Анархизм и революция в дискурсе трансгрессии................................181ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................ 188СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .............................................................. 192 2ВВЕДЕНИЕАктуальность исследованияОдной из важнейших проблем философии является проблема подлинностибытиячеловека.Вфилософиипредпринималисьразличныепопыткирассмотрения этой проблемы.
Она интерпретировалась как разумность, свободнаяот страстей, как свободное самоопределение, как диалогическое взаимодействиечеловека с Богом и с другими людьми, как бытие-к-смерти. Одна из версийподлинности и полноты существования человека представлена философиейтрансгрессии, главной темой которой становится конечность человеческой жизнии ее ограниченность культурными нормами, правилами и запретами.В рамках данного исследования трансгрессия, рассмотренная в своихконкретных проявлениях в жизни человека и общества, в первую очередьпонимается как неприятие и потому оспаривание непреодолимого предела, какманифестация человеческого несогласия с ним.
В качестве такого предела всамомширокомсмыслевыступаетименноконечностьчеловека,егонезавершенность и смертность. Опыт собственной конечности недоступенчеловеку в его обыденной жизни, поскольку имеется тенденция исключать идеюсмерти из социально-полезных практик как деструктивную и вызывающуютревогу. Идея конечности, таким образом, опосредуется множеством различныхсоциальных и моральных норм и законов, задача которых состоит в поддержанииэффективности и устойчивости социального универсума, в ограждении его отхаотического начала смерти, источником которого понимается природная,естественная жизнь.
Однако подобное ограничение приводит к тому, что индивидоказывается отчужден от своего подлинного бытия, представленного не толькопозитивными формами сохранения и умножения жизни, но также и испытаниемее конечности, в которой реализуется именно человеческий модус существования.Доступ к подлинному бытию открывается в актах трансгрессии, нарушенияустановленных границ дозволенного и допустимого, принимающих формыопределенных социальныхииндивидуальных3практик,вкоторыхактуализируется опыт смерти и, одновременно, реализуется личная свободачеловека от заданных условий. Обнаружение подобных практик как на зарецивилизации, так и на всем протяжении человеческой истории вплоть досовременности, во-первых, указывает на тот факт, что взаимодействие человека сидеей конечности лежит в основе становления социума и культуры, и, во-вторых,демонстрирует значимость феномена трансгрессии, реализуемой в нарушениизапрета, для понимания глубинной сущности социальности и человечности.Актуальность данного исследования обусловлена также и необходимостьюфиксировать существенные изменения в историко-философском процессе.
Есликлассическая философия мыслила мир, общество и человека в категориях бытия,сущности, закона, природы и разума, то предметом интереса современнойфилософии трансгрессии становится реальность, взятая не в центре и средоточииопределенности социального порядка и человеческих способностей и качеств, акак опыт существования в пограничных ситуациях и лиминальных состояниях. Незакон, а способы его нарушения, не норма, а выход за ее пределы, девиантные имаргинальные формы социальной практики составляют проблемное поле техфилософских дискурсов, которые анализируются в диссертационной работе.Исследованиетрансгрессивныхустановоквиндивидуальнойиобщественной жизни важно в общем контексте теории современного социальногокритицизма, имеющего разные формы и теоретические предпосылки.
Очевиденантибуржуазный характер идеи трансгрессии как устремления за границырациональности и целесообразности капитализма, трактованного в данном случаекак царства утилитарности. Философия трансгрессии актуальна в качествесистемыценностей,альтернативнойдухуиндустриальногоипостиндустриального общества, овеществляющего и порабощающего человека,способного бороться за свою суверенность.Исторический процесс либерализации общества и эмансипации индивида,заложивший основысовременнойзападной4цивилизации,по-новомупроблематизирует значимость запрета как водораздела между природой икультурой. Философский анализ трансгрессии дает современное осмыслениезначения общественного закона и культурных норм, а также многообразияэффектов их нарушения и соблюдения.Характерной чертой современной эпохи является сосуществование истолкновениереалийсветскогогражданскогообществаирелигиозногофундаментализма.
Проблемное поле философии трансгрессии, включающее всебя осмысление соотношения профанного и священного, места и роликощунства в современном социальном взаимодействии, а также значения практиксвятотатства в самом конституировании священного, относится к теоретически ипрактически значимым предметам социально-философского интереса.Суммируя, можно говорить о том, что тема трансгрессии приобретаетнесомненное значение для социальной философии, поскольку представляет собойоригинальнуюверсиюантропо-исоциогенеза,позволяетвскрытьтрансгрессивные основания многих социальных практик, а также обосноватьналичие в человеке определенных деструктивных стремлений и проанализироватьспособы их выражения.Степень разработанности проблемыНесмотря на то, что тема трансгрессии стала предметом достаточноширокого философского интереса в середине ХХ века, понятие трансгрессииостается недостаточно тематизированным в социальной философии, посколькусуществует не так много авторов, посвятивших свои труды исследованию этойпроблемы.
Следует заметить, что проблематика трансгрессии, артикулированнаяименновсовременнойфилософии,органичнымобразомпродолжаетпредшествующую философскую традицию, поскольку вбирает в себя многиетемы, разрабатываемые на протяжении всей истории философии. Так, можноговорить о том, что одна из важнейших тем философии трансгрессии, 5представленная проблемой самоограничения, полагания собственных границ,задана такими классическими авторами, как И. Кант и И.Г. Фихте.Одним из важнейших мыслителей, оказавшим большое влияние на развитиедиалектических оснований проблематики трансгрессии, является Г.В.Ф.
Гегель,чьи представления о соотношении господства и рабства во многом сформировалисовременное понимание концепта суверенности, который оказывается одним изключевых аспектов философии трансгрессии. Философия М. Хайдеггера и егоконцепт бытия к смерти также оказали существенное влияние на становлениефилософии трансгрессии.Кроме того, можно говорить о том, что философия трансгрессии являетсясвоеобразным преодолением рационалистического видения мира, поскольку онастремится расширить те рамки, которые накладывает разум на восприятиеявлений человеческой жизни, и предлагает выйти за пределы классическогонаучного и философского знания с тем, чтобы открыть доступ к ранеенеаккумулированным областям философского постижения.