Диссертация (Мобилизационный потенциал этнической идентичности в политических конфликтах), страница 7

PDF-файл Диссертация (Мобилизационный потенциал этнической идентичности в политических конфликтах), страница 7 Политические науки (49366): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Мобилизационный потенциал этнической идентичности в политических конфликтах) - PDF, страница 7 (49366) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Мобилизационный потенциал этнической идентичности в политических конфликтах". PDF-файл из архива "Мобилизационный потенциал этнической идентичности в политических конфликтах", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политические науки" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата политических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 7 страницы из PDF

Такой подход не выходит за рамки феноменологического описания процесса и фиксации контраверсивности сталкивающихся когниций. Ведь контраверсивность противостоящих этнических идентичностей в этноконфликте ничем не отличается оттакой же контраверсивности когниций, которыми руководствуются субъектылюбого конфликта. Негативное восприятие соперника естественно для каждого из участников конфликта, будь-то производственный, семейный илибытовой конфликт. Будет ли достаточной для объяснения природы данногоконфликта констатация, что в основе данного конфликта и его источникомявляется актуализировавшаяся когниция, что противник - «большая бука»?Но в объяснении этнических и этнополитических конфликтов многие исследователи продолжают настаивать, что обострившаяся этническая идентичность своим существенным ингредиентом обнаруживает негативное, контраверсивное восприятие иной идентичности и эта когниция становится источником этнических конфликтов.Безусловно, подобная когниция, особенно когниция, оперирующая этническими характеристиками, предстает важным и, нередко, существеннымферментом эмоционально-психологических установок участников этнополитических конфликтов.

Этот фактор, его значение и роль в конфликте, не может игнорироваться аналитиками и экспертами, а тем более, медиаторами.29Но природа, объективные причины вызревания и оформления этих когницийв мотивационные основания конфликта, сами нуждаются в более фундаментальном объяснении. Ни факторные модели объяснения этнополитическихконфликтов, ни когнитивные подходы этого анализа, как мы видели, не только не предлагают, но и не ставят как познавательной задачи, полагая, чтоконстатации наличия тех или иных факторов на уровне феноменологического подхода вполне достаточно.

Преодоление этой ограниченности феноменологического подхода в интерпретации сущности и природы этнополитических конфликтов в современной России мы связываем с обращением к субстанциональному анализу данного явления. Основные идеи и сущность этогоподхода, как методологической основы анализа этнополитических конфликтов, будут рассмотрены нами чуть ниже, в рамках данного же параграфа.Здесь же коснемся еще одного методологического подхода, представляющего, на наш взгляд, относительно новую парадигму анализа рассматриваемогопредмета.В наиболее широком своем контексте данный подход связан с предложенной Самуэлем Хантингтоном концепцией «конфликта цивилизаций».

Онинтересен специфичностью адаптации данного подхода применительно кконкретному, а не к гипотетическим, этнокультурным и этнополитическимпротиворечиям и конфликту. Речь идет об оставшейся малозамеченной, ноинтересной монографии Б.А.Камкия «Проблема легитимности власти в полиэтничном государстве: Опыт политологической интерпретации общественно-государственных отношений в Грузии и Абхазии в конце 80-х –начале 90-х годов» / Московский общественный научный фонд.- М., 1997».В центре этнополитических конфликтов в полиэтническом государстве,автор видит проблему легитимации власти.

По его мнению, «легитимациявласти – уникальный феномен, позволяющий снять политическую напряженность между этносами, консолидировать конфликтующие группы, сохранить30стабильность и целостность государства»29. Б.А.Камкия воспроизводит дваальтернативных подхода в понимании этой проблемы: Н.Макиавели иМ.Вебера. Первый исходит из убеждения, что именно сила склоняет массы кповиновению30, второй - покоится на теории ценностной рациональности и вкачестве основы легитимности власти видит веру и убеждения31. Автор считает, что реальная легитимность власти возможна лишь на основе прочнойверы и безусловного приятия массами той или иной власти.

Не случайно любая власть, не зависимо от ее силы и мощи, не ограничиваясь материальными, политическими и прочими средствами упрочения своих позиций, настойчиво и системно обращается к средствам, побуждающим и упрочивающимверу в свою легитимность.В полиэтническом государстве, с точки зрения Б.А.Камкия, возникновение и упрочение веры в легитимность власти самым существенным образом связаны с культурологическими, религиозными, с мировоззренческими вцелом, ориентациями государства.

В этом смысле, автор дифференцируетохранительный и унификаторский типы легитимации власти. Если оба этитипа легитимации актуализируются в одном и том же обществе, политический конфликт, субъектами которого будут выступать массы, консолидированные по этническому признаку, неизбежен.Так, официальный Тбилиси легитимизировал свою власть под лозунгом «Одно государство – одна культура», что соответствовало «унификаторскому» типу легитимации. В свою очередь Абхазия стремилась защититьсвою национальную культуру, действуя в рамках идеи «национальноосвободительной борьбы».

В этом случае речь уже идет об «охранительном»типе легитимации собственных институтов власти. Соответственно, «идеологии», определяющие конфликтные отношения между Тбилиси и Сухуми, лежат в различных плоскостях и характеризуются различными социально29Камкия Б.А. Опыт политологической интерпретации общественно-государственных отношений в Грузиии Абхазии в конце 80-х – начале 90-х годов / Московский общественный научный фонд.- М., 1997. С. 5.30См.: Там же. С.11.31См.: Там же.

С.12.31пространственными параметрами, которые, неизбежно, и артикулируютсяразлично, что затрудняет, если не исключает, предметный диалог сторон.Именно в этой связи, автор придает важное значение “цивилизационному” подходу к проблеме легитимации власти. Без понимания и учета различия культур, эмоционально-ценностных установок и ориентаций различных этносов,образующих центро-периферийную систему политическогогосударства, считает он, реальная легитимация власти невозможна, а этнополитические конфликты становятся перманентным проявлением отсутствияобщепризнанной легитимности власти.

По мнению Б.А. Камкия, даннаядифференциация, прежде всего, связана с принадлежностью этносов к различным цивилизациям, составляющим субстрат национальной культуры, чтосерьезно препятствует их взаимной адаптации в одном политическом пространстве, если это пространство тяготеет к унификации культур, как способу легитимации власти32.Для лучшего и более полного понимания сути проблемы, автор вычленяет онтологические основания легитимации власти. Он считает, что легитимация власти может осуществляться или с преобладанием «социогенного»субстрата, или «этногенного», или на основе сложного переплетения и учетаобоих субстратных начал жизнедеятельности социума.

«Социогенный» субстрат представляет собой систему ценностей рационального порядка, носящих универсальный характер и адаптивный для всех слоев населения. Этовысокий уровень экономического благосостояния, индивидуализм и политические свободы. А «этногенный» субстрат основывается на онтологическихчертах самобытности этноса, его культуре, мироощущении и миропонимании33. Попытки игнорировать любые из этих онтологических субстратныхоснований общества ведут к делегитимации власти, противоречиям и политическим конфликтам. Игнорирование же «этногенного» субстрата в легити-3233См.: Там же. С.

20 -26.См.: Там же. С. 33-34.32мации власти порождает наиболее глубокие и существенные причины этнополитических конфликтов.Именно противопоставление этих подходов в процессе легитимациивласти приводит к серьезным и трудноразрешимым этнополитическим конфликтам. В этом случае, полагает Б.А. Камкия, существует два возможныхтипа легитимации: демократический и деспотический. Первый тип базируется на западной системе ценностных ориентаций, который предрасположен кадаптации своих политико-правовых подсистем к любому типу массовогоэтносоциального или национального движения.

Второй направлен на восточный комплекс ценностных ориентаций, который характеризуется политикоправовыми установками на форсированное «строительство единой нации»путем «ускоренной» интеграции и ассимиляции этнических меньшинств. Отправильного выбора формы легитимации власти зависит устойчивость центро-периферийной политической системы. А урегулирование возникающихздесь противоречий связано с поиском взаимоприемлемой для центра и периферии (где под периферией понимается «этногенный» субстрат общества)идеологической модели. На этот выбор в значительной степени влияют типынационализмов, в контексте которых выделяются две модели легитимацииполитической власти в центро-периферийной системе: конвергентная и дивергентная34.

Первая характеризуется демократической направленностью, согласием и динамизмом. Вторая – насилием, гегемонизмом, унификацией ивытекающей из этого конфликтностью.Преодоление межцивилизационных противоречий, как основы этнополитических конфликтов, Б.А. Камкия усматривает в «выработке идеологиимногонационального государства, максимально приближенной к пониманиюи разделению этой идеологии, этих символов и знаков большинством»35.

Всеэти рассуждения автора демонстрируют становление новой теоретикометодологической парадигмы анализа природы и сущности этнополитиче3435См.: Там же. С.54.См.: Там же. С. 29.33ских конфликтов, дополняющей уже существующие подходы новыми акцентами анализа и, соответственно, новыми способами локализации и управления этнополитическими конфликтами. Особенно актуален данный «цивилизационный» метод интерпретации природы этнополитических конфликтовдля современной России, как полиэтнической и поликонфессиональной политической и культурной системы.Вместе с тем, весьма широкие познавательные возможности, предлагаемые «цивилизационным» методом анализа этнополитических конфликтов,нельзя считать исчерпывающими с точки зрения раскрытия и объяснениясубстанциональных характеристик и сущности этнополитического конфликта.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее