Диссертация (Психологические факторы жизненного выбора в ситуации принятия решения о переезде в другой город (на примере поступления в иногородний вуз)), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Психологические факторы жизненного выбора в ситуации принятия решения о переезде в другой город (на примере поступления в иногородний вуз)". PDF-файл из архива "Психологические факторы жизненного выбора в ситуации принятия решения о переезде в другой город (на примере поступления в иногородний вуз)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Наряду с Демокритом Эпикур придерживается идеи о том, что всетела состоят из далее неделимых «атомов», различающихся по форме, величинеи весу. Атомы вечно движутся через пустоту с одинаковой для всех скоростью.В ходе движения некоторые атомы находятся на большой дистанции друг отдруга, другие – сплетаются друг с другом. В отличие от Демокрита Эпикурдопускаетвозможностьатомовсамопроизвольноотклонятьсяотпрямолинейной траектории, это отклонение происходит спонтанно и причинноникак не обусловлено.
Атомы души, обладая способностью самопроизвольноотклоняться от своего прямого пути, а в соответствии с этим и определеннойсвободой, делают свободным и самого человека [165, с. 244-245].Фома Аквинский также допускает наличие у человека свободы воли внепосредственном выборе средств и целей на пути к достижению блага. Освободе воли Фома Аквинский говорит следующее: «предположение, будточеловек не свободен решать, противоречит самой сущности бога и природечеловека. Человек свободен даже отвергнуть благодать, предложенную емугосподом»[248,с.
63].Аквинскийвысказываетидеюэтическогоинтеллектуализма. Главной функцией свободной воли выступает выбор,который в свою очередь отсылает нас к уму, где присутствует определенное19решение. Для осуществления акта свободной воли важно знать об объектевыбора, поскольку то, что не познано, не способно стать объектом нашегожелания. Хотя воля человека стремится к блаженству по необходимости, тем неменее, она способна выбирать различные средства для его достижения.
Свободаволи дает человеку возможность выбирать между поступками моральноценными, ведущими к Богу, и аморальными действиями, уводящими человекаот Бога [66, c.195-196].Чрезвычайно важным является рассмотрение проблемы выбора в рамкахэкзистенциального направления, которое, признавая абсолютную ценностьличности, редуцирует объект ценностного выбора к субъекту, то есть «возвращает» человека самому себе [216]. Центральной проблемой философииэкзистенциализма выступает проблема свободы человека.С. Кьеркегор обращает внимание на внутреннее, неповторимое и уникальное бытие отдельно взятого индивида.
Внутренний мир предстает у негокак свобода человека выбирать себя в том или ином. Выбор между злом идобром просто необходим, он абсолютен: «решайся: «или-или»» [109, с. 203],поскольку именно он представляет собой основу индивидуальности.
Кьеркегорутверждает, что выбор сам по себе играет важную роль для внутреннегосодержанияличности,поскольку,осуществляявыбор,личностьвсянаполняется им, иначе она «чахнет и гибнет» [109]. Выбирая себя в добре илизле, человек самоопределяется в этом мире, постигает смысл своей жизни.Выбор предстает как определенное волевое действие, приводящееся висполнение всякий раз, когда человек оказывается в критической жизненнойситуации, порождающей в нем отчаяние. Отчаяться, с точки зрения Кьеркегора,значит выбирать, что, в свою очередь, значит утверждаться в своей самости,подлинности [108].По словам мыслителя, в выборе «личность проявляет всю свою силу иукрепляет индивидуальность» [108, с.
205]. Акт воли в процессе выбора естьсоздание личности. Каждый индивид, который по каким бы то ни былопричинам «не выбрал себя», нанес тем самым «урон не только себе, но и миру»,20поскольку не совершивший выбор индивид «ничего не дает миру и космосу,что могло бы сделать его более совершенным и гармоничным» [108, с.
370].По мнению Д.А. Леонтьева [125], в работах философов-экзистенциалистов,и, прежде всего, Ж.-П. Сартра и А. Камю, философское рассмотрение свободыво многом психологизируется.С точки зрения Ж.-П. Сартра, человек - «существо, которое устремлено кбудущему и сознает, что оно проецирует себя в будущее» [218, с. 437],посредством осуществления выбора создает себя, обретая «смысл в выборе».По Ж.-П. Сартру, «быть» значит «выбирать себя». Выбор не является каким-торазовым актом, напротив, индивид постоянно восходит к самому себе, к своейподлинности и своей самости, и это восхождение длится всю его жизнь.Перефразируя Р.
Декарта, человек своим постоянным осуществлением выбораподтверждает своё существование. С каждым следующим выбором человеквыбирает человека вообще, а не только себя, признавая за тем или инымвыбором ценность. При этом в результате аккумулирования выборовобразуется так называемый «фундаментальный проект» [217], отражающийобщую направленность целей человека в жизни. Свобода выбора выступает какудел человека, его ответственность и трагедия [217].Индивид постигает свою свободу и затем проявляет ее в жизненно важномвыборе - выборе судьбоносном, таком, которого нельзя избежать.
Такого типарешения Ж.-П. Сартр относит к экзистенциальным выборам, реализуя которые,человек определяет свою судьбу вперед на долгие годы. Наряду со свободойвыбора существует также и ответственность, которую человек несет за своидействия и выборы, за свои неудачи и страдания, за последствия своихрешений, поскольку не существует никаких объективных знамений, которыемогли бы ориентировать его в выборе собственного направления поведения[218, с. 445-446].В противовес Ж.-П. Сартру, полагающему сущность человека как «чистуювозможность», А.
Камю ограничивает свободу и выбор человека набором21возможностей, которые заложены в нем имплицитно, и за рамки имеющихсявозможностей человек не в силах вырваться.Таким образом, согласно индетерминистскому подходу, человек свободени самостоятелен в своем выборе, он сам определяет свой выбор, творя себя исвой жизненный путь и неся за это ответственность.Средипредставителейиндетерминизмаможногуманистическогоконструкторомпсихологическогоотнестинаправлений,своегожизненногознанияпредставителейсторонникамэкзистенциальногопредставляющихопыта.кчеловекаОсновнаямодельиглавнымвэтихпсихологических направлениях – ответственный человек, «свободно делающийвыбор среди предоставленных возможностей» [252, с.483].Вэкзистенциальнойпсихологии,основойкоторойслужатидеиэкзистенциальной философии, провозглашается индетерминизм жизненногопути личности, его относительная неподверженность ни биологическим, нисоциальным детерминантам.
Личность является свободной и ответственной завсё, что она с собой делает, за тот жизненный путь, который она избирает. Впроцессе проживания выбранной человеком для себя жизни происходитформирование и совершенствование его психологических качеств. В такомсмысле психология каждой отдельной личности выстраивается в результатеосуществления личностью ответственных жизненных выборов [79].Стоит также отметить, что кроме двух основных, принципиальноразличных подходов – пандетерминизма и индетерминизма, можно встретить влитературе еще одну довольно интересную позицию – интердетерминизм.
Врамках данного подхода выбор человека определяется совокупностью внешнихи внутренних факторов: ситуацией выбора, социальным окружением, с однойстороны, и разумом, опытом, системой ценностей самого субъекта выбора – сдругой. Иными словами, в рамках интердетерминизма выбор обусловлен каксубъективно, так и объективно (Сократ, И. Кант, П.Я. Чаадаев и др.) [172].Так, И.
Кант стремится разработать подход, который органично сочетал быв себе свободную волю человека и детерминизм, иначе говоря, дуализм. Как22отмечает В.А. Иванников, «проблема личностного выбора была поставленаИ. Кантом. Его интересовал вопрос о совместимости детерминированностиповедения человека и свободы выбора им своих поступков» [64, с. 20].Для И.
Канта причинность - одна из всеобщих и необходимых формпредставления, с помощью которых человек выстраивает мир явлений в своемразуме. Идея причинности выражается в том, что всякое явление возникает какследствие предшествующего явления, служащего, в свою очередь, причинойдля первого; весь мир явлений - совокупность последовательностей причин ивытекающихизнихследствий.Однакопричиннаяобусловленностьраспространяется лишь на мир явлений, вне границ которого – в сфереумопостигаемого существования – допускается наличие свободы. «Но там, гдепрекращается определение по законам природы, нет места также и объяснениюи не остается ничего, кроме защиты, то есть устранения возражений тех, ктоутверждает, будто глубже вник в сущность вещей, и потому дерзко объявляетсвободу возможностей» [75, с.
241].Так как в случае признания реальности всех явлений, основанного навсеобщности причинных законов, была бы просто-напросто исключена всякогорода свобода, поскольку тогда все было бы детерминировано, причиннообусловлено. Но о мире, существующем вне мира явлений, мы ничего не знаемв теоретическом плане, тем не менее, условия этого мира, одним из которых иявляется свобода, могут быть нам доступными посредством разума. Инымисловами, И.
Кант высказывает предположение о том, что разум способентолько мыслить о свободе, так как через чувственный опыт реальность свободыпоказать не является возможным.В психологии к числу интердетерминистов можно отнести представителейкогнитивной психологии (К. Левин, Л. Фестингер), рассматривающих человекакак мыслящего субъекта, способного к восприятию и переработке информации.В своей деятельности человек, основываясь на субъективном образедействительности,стремитсякдостижениювнутреннейсвязности,непротиворечивости и логичности картины мира. Когнитивные элементы не23всегда способны вписаться в эту картину мира, они находятся в непрерывномвзаимодействии, что может проявляться в форме конфликта, противоречия,неопределенности взаимосвязи и т.п.