Диссертация (Психологические факторы жизненного выбора в ситуации принятия решения о переезде в другой город (на примере поступления в иногородний вуз)), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Психологические факторы жизненного выбора в ситуации принятия решения о переезде в другой город (на примере поступления в иногородний вуз)". PDF-файл из архива "Психологические факторы жизненного выбора в ситуации принятия решения о переезде в другой город (на примере поступления в иногородний вуз)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Такой выбор неизбежно связан с чувствомтревоги, вызываемым неопределенностью ситуации, в которой оказываетсячеловек [147]. По мнению С. Мадди, разные люди по своему психологическомускладу склонны к одному из двух выборов. Выбор будущего расширяетвозможности личности найти смысл, а выбор прошлого их ограничивает [120;147].Важно отметить, что выбор своего уникального жизненного путивозможен при условии, что человек способен прислушаться к себе и осознатьстепень своего участия в созидании собственной жизни [38].
А. Маслоуотмечает, что в процессе выбора крайне важно прислушиваться к своемувнутреннему голосу, а не чужим (голосам родителей, общества, власти,традиции и т.д.); совершить мудрый жизненный выбор человек способентолько в том случае, если он отважится «послушать самого себя, свое Я, вкаждый момент жизни и, если надо, спокойно сказать: «Нет, то-то и то-то мнене нравится»» [155, с. 53]. Человек должен «быть смелым, не бояться» [155, с.4954], «должен быть тем, кем он может быть» [154, с. 68]. Личность, стремящаясяк собственному развитию, является творческой личностью, обладающейсвойствами, обеспечивающими ей возможность достижения самоактуализации.В работах Э.
Фромма выбор рассматривается как проявление свободы[248; 249]. Свободу выбора ученый предлагает понимать как «две различныевозможности действия, перед которыми поставлен определенный человек»[249, с. 93]. Существует две формы свободы: «свобода от», или негативнаясвобода, и «свобода для», или позитивная свобода [248; 249]. Позитивнаясвобода–этопредставляющаяспонтаннаясобойактивностьглавноеусловиецелостнойростаиличностичеловека,развитияличности,подразумевающее безоговорочное признание уникальности индивида, полнуюреализацию его способностей и ведущее к активной жизни, полной спонтанныхпроявлений. «Свобода для» предполагает, что «человек является центром ицелью своей жизни» [248, с.
215], а развитие его индивидуальности иреализация его личности являются наивысшей целью. Ежедневно осуществляявыборы разного масштаба, человек решает вопрос о степени своей свободы,либо принимая ее, либо отвергая. В конечном итоге часть людей становитсясвободной, остальные – нет. Свобода у Э. Фромма есть «акт самоосвобождениячеловека в процессе решения» [249, с. 98], результат которого зависит отстепени осмысления всех аспектов ситуации выбора.
Э. Фромм также делаетакцент на том, что сама личность несет ответственность за свои действия.По И. Ялому [270; 271], свобода человека проявляется в его возможностиосознавать свои желания и выбирать, как ему действовать. Свобода какэкзистенциальная данность подразумевает, что человек сам отвечает за своирешения, поступки, жизненную ситуацию: «тот, кто, полностью сознавая,испытывает желание и принимает решение, неизменно сталкивается сответственностью» [270, с. 272].
И. Ялом, как и Ж.-П. Сартр, приписывает всюответственность за самосозидание самому субъекту: «Посредством нашеговыбора, наших действий или бездействия, мы, в конце концов, создаем самихсебя. Мы не можем избавиться от этой ответственности, этой свободы» [270, с.50187]. Каждый человек, осуществляя осознанно свои выборы, принимаясамостоятельно решения и неся ответственность за свои действия, выступаетавтором своего жизненного пути, творцом своего «Я».Обсуждая возможности выбора, исследователь обращает внимание на то,что «выбрать что-то одно всегда означает отбросить что-то другое. <…> Всякоерешение неизбежно сопровождается отречением» [271, с.
377]. Подобныерешения болезненны, поскольку ведут к ограничению возможностей, поэтомулюди зачастую избегают их осознания [270; 271]. Тем не менее, любое решениепредставляет собой крайне важное жизненное событие, поскольку «это нашсобственный акт; никто не может решать за нас» [271, с. 379]. Таким образом,выбор осуществляется через отречение от альтернативных возможностей,сопровождаетсятревогойкак проявлением личной ответственности иэкзистенциальной виной, обусловленной сожалением, осознанием непрожитойжизни и неиспользованных внутренних возможностей.УВ.
Франклачеловектакжеобладаетсвободойвзятьнасебяответственность за свою судьбу. Он свободен в своем выборе, даже когдасуществуют объективные ограничения личной свободы. Свобода в контекстеидей В. Франкла неразрывно связана с ответственностью за реализуемыевыборы, в отсутствие которой свобода вырождается в произвол.В. Франкл выделяет три измерения: телесное, психологическое и духовное[264].
В телесном и психологическом измерениях локализованы влечения,наследственность и внешняя среда. В духовном измерении локализованасвобода. Человек свободен благодаря тому, что его поведение обусловливаетсяценностями и смыслами, локализованными в этом измерении [125].О свободе выбора также говорит Р. Мэй, определяя ее как способностьчеловека управлять своим развитием, тесно связанную с самосознанием,гибкостью, открытостью, готовностью к изменениям [125]. Кроме того,свободныйвыборпринимаетсяпсихологического здоровья.Р.Мэемкакглавныйкритерий51Д.А.
Леонтьев отмечает, что с точки зрения Мэя, сознание человека«находится в состоянии постоянных колебаний между двумя полюсами:активногосубъектаипассивногообъекта»[125,с. 18].КакпишетЕ.Ю. Мандрикова, по мнению Р. Мэя, свобода проявляется в паузе междустимулом и реакцией, которая разрывает детерминацию и позволяетреализовать сознательный и свободный выбор [151, с. 38]. Диапазон выборачеловека расширяется и увеличивается его свободой по мере развития егосамосознания [125]. Человек является существом особенным, таким, «котороедолжно осознавать себя, быть ответственным за себя, если он хочет статьсамим собой» [162, с.
108-109].Свобода человека заключается не в «триумфе над объективной природой ине в том небольшом пространстве, что оставлено нам нашей субъективнойприродой», она заключается в том, что субъективный опыт человека включаети то и другое [161, с. 225]. Свобода у Р. Мэя – это знание человека о своейпредопределенности; возможность изменения того, что есть.
Свобода и судьбавыступают двумя полюсами существования человека, между которыми онколеблется в каждой жизненной ситуации. Каждым своим жизненным выборомчеловек голосует либо за предопределенность, либо за свободу [79, с. 25].Р. Мэй называет человека «со-творцом своей судьбы» [161, с. 226]. Р. Мэйотмечает, что у человека нет никакой возможности избежать осуществлениявыбора, так как, стремясь его избежать, человек уже реализует своего родавыбор, имеющий свои последствия в форме сужения сознания и сниженииосмысленности интенциональности.Основнымположениемэкзистенциальнойпсихологии,помнениюС. Мадди, выступает представление о том, что «личное ощущение смыслаявляется важнейшим детерминантом психических процессов и действийчеловека» [147, с. 87].
Кроме того, не менее важным положениемэкзистенциальной психологии является утверждение, что «личностный смыслвытекаетизиндивидуальныхрешений,которыелюдипринимаюткаждодневно» [147, с. 87]. При этом автор подчеркивает, что чем масштабнее и52значимее для человека то или иное решение, тем в большей степени оно влияетна личностный смысл. В конечном итоге экзистенциальный смысл решениязаключается в том, ведет оно человека к новому опыту или удерживает его впривычном контексте [147, с. 88].Разрабатывая свою теорию личности, С. Мадди полагает, что человеку отрожденияприсущитривидабазовыхпотребностей:биологические,социальные и психологические.
Психологические потребности позволяютчеловеку понять, что его жизнь и взаимодействия с окружающей егодействительностью обусловлены не столько внешними воздействиями, сколькоего собственными действиями. Иными словами, человек осознает, что,реализуя различные выборы, он определяет свою жизнь, наполняя ееуникальным смыслом [147].Также С. Мадди вводится понятие жизнестойкости (hardiness), состоящееизнабораустановок,позволяющихчеловекууспешносовладатьсвозникающей тревогой, а также эффективно справляться со стрессами, каквызванными внешними факторами, так и с последствиями своего собственноговыбора [282].Понятие жизнестойкости базируется на трех взаимосвязанных установках:вовлеченность(активноеучастиевовсемпроисходящем),контроль(представление о том, что человек способен влиять на события своей жизни) ипринятие риска (убежденность человек в том, что все, что происходит,способствуетразвитиюпосредствомизвлекаемыхизопыта(неважнопозитивного или негативного) знаний) [147; 282].
Жизнестойкость позволяетиндивиду при осуществлении выборов выработать свой индивидуальныйжизненный стиль и эффективно справляться с возникающими трудностями.Жизнестойкость – это один из важнейших факторов, определяющихнаправление выбора личности.Подводяитограссмотрениюэкзистенциально-гуманистическогоособенностей:представленийподхода,оследуетвыборевыделитьврамкахрядего531. Выбор - важнейший способ развития личности; акт конструированияличностью самой себя и своего жизненного пути.