Диссертация (Психологические факторы жизненного выбора в ситуации принятия решения о переезде в другой город (на примере поступления в иногородний вуз)), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Психологические факторы жизненного выбора в ситуации принятия решения о переезде в другой город (на примере поступления в иногородний вуз)". PDF-файл из архива "Психологические факторы жизненного выбора в ситуации принятия решения о переезде в другой город (на примере поступления в иногородний вуз)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Левина, происходит смещение фокуса внимания с когнитивных процессов насознание и личность в целом. Что наиболее ярко представлено в теориивнутренней мотивации и самодетерминации, разработанной Э. Деси иР. Райаном, где первостепенной является проблема активности человека и егоспособности самостоятельно выбирать направление саморазвития [43; 58; 223;273; 274 и др].
В качестве главных механизмов, опосредующих выбор, здесьвыступаютмотивационныепроцессы,отражающиесявкомплексеаффективных, когнитивных и поведенческих переменных, и определяющиеличностные каузальные ориентации. Данная теория отвечает на «классическийвопрос о мотивах человеческой деятельности: почему люди делают то, что ониделают» [43, с. 201]. По мнению авторов, люди склонны интерпретироватьсобытиякакинформационные,контролирующиеиамотивирующиевзависимости от преобладающей ориентации, сила каждой из которых позволяетпредсказать широкий спектр психологических и поведенческих переменных.Так,речьидет(интернальной),отрехвнешнейтипахкаузальных(экстернальной)ориентаций:ибезличной.внутреннейНаиболеесамодетерминированное поведение наблюдается у людей с внутреннейкаузальной ориентацией, способных сделать выбор, необходимый в данныхусловиях и удовлетворяющий потребности личности [58].Как отмечает О.Е.
Дергачева, теория самодетерминации Э. Деси и Р.Райана является попыткой реализации исследования проблемы свободывыбора. Под самодетерминацией понимается «способность выбирать и иметьвыбор, в отличие от подкрепляемых реакций, удовлетворения влечений идействий под влиянием других сил, которые тоже могут рассматриваться какдетерминанты поведения человека» [223, с. 104-105]. Данное понятие позволяетучесть собственный внутренний выбор человека, а также объективносуществующиеограничениясвободывыбора(социально-исторические,физические, физиологические и др.).
Иными словами, позволяет уйти от«абсолютизации и того, и другого, приводящей к тупиковому варианту44развитиялюбойтеории»[223,с.105].Психологическимкритериемсамодетерминации является гибкость человека в управлении и взаимодействиимежду собой и окружением [43; 223].Завершая рассмотрение проблемы выбора с позиции когнитивномотивационного подхода, обратим внимание на то, что для него характерноприписываниебольшойкогнитивнымироливмотивационнымреализациивыборакомпонентам,потребностным,обусловливающимнаправленность индивида на реализацию определенных целей. В результатевозникновениявозникаетнеопределенногонеобходимостьпотребностногопреобразованиясостоянияситуацииучеловекапосредствомпознавательных процессов в целевой объект и план, кроме того, происходитвыделение структур «средство-цель» для реализации этой цели [175].Также стоит отметить, что некоторые исследователи вообще нерассматривают выбор как самостоятельное явление, для них он представляетинтерес лишь как компонент волевого акта [41; 209; 250 и др.].С.Л.
Рубинштейн, признавая за волей функцию выбора, считает, чтовсякое подлинное волевое действие есть избирательный акт, включающийсознательный выбор и решение [209, с. 595].Л.С. Выготский, обращаясь к экспериментальному исследованию выбора вситуации «борьбы мотивов», отмечает, что при создании экспериментальнойситуации сложного выбора у субъекта возникает нерешительность, колебания,взвешивание мотивов, попытка их уравнивания, процесс выбора затягивается истановится затруднительным.
Выбор осуществляется только тогда, когдачеловек вводит в ситуацию новые стимулы, нейтральные по сравнению сситуацией (например, жребий), и придает им силу мотивов, то естьосуществляет волевой акт. По мнению Л.С. Выготского, «самым характернымдля овладения собственным поведением является выбор, и недаром стараяпсихология, изучав волевые процессы, видела в выборе самое существоволевого акта» [41, с. 274].45А. Мишотт и Н. Прюм [250] отдают выбору центральное место в структуреволевого акта, приписывая ему функцию оценки альтернатив субъектом,функцию осмысления возникающих сомнений и в последующем функциюпредпочтения одной из имеющихся альтернатив.
Волевой акт, понимаемыйтаким образом, включен в детерминирующую тенденцию и усиливает ее.По мнению В.А. Иванникова, выбор как функцию воли целесообразнорассматривать только в ситуации «борьбы мотивов». Что же касается ситуацийличностного, жизненного или морального выбора, то их трудно напрямуюсвязать с проблемой воли [64].Такимпсихическихобразом,волевоепроцессов,поведениепосредствомпредполагаеткоторыхналичиечеловектакихусиливаетмотивационные тенденции, исходящие от сознательно поставленной цели, иподавляет противоположные.
Большую роль в этом процессе играет мысленноемоделирование будущей ситуации, когда человек способен представитьпоследствия тех действий, которые он совершает, двигаясь в направлениисознательно поставленной цели. Именно во внутреннем плане ситуацияобретает смысл, определяя тем самым завершение борьбы мотивов и принятиеокончательного решения в пользу волевого поступка.Обобщая изложенную в данном параграфе информацию, подчеркнем, чтовыбор в рамках волевых и когнитивно-мотивационных теорий может бытьопределен как мотивационный процесс, акт, принимающий участие вформировании цели или намерения на основе имеющихся потребностей,мотивов личности и ожидаемой ценности. В контексте волевых теорийвыделяется функция воли при выборе действий в момент возникновенияпрепятствий или в тех ситуациях, когда недостаточно обычного побуждения кдействию.
То есть выбор здесь выступает как произвольный процесс,управляемый определенным жизненным смыслом и направленный надостижение выбранного субъектом результата.461.2.3. Понимание выбора в экзистенциально-гуманистической традицииПонимание выбора в рамках экзистенциально-гуманистической традициипринципиально отличается от его рассмотрения в теориях, которых мыкасались ранее. Специфика данного направления состоит в том, что «человеквыбирает не один из двух предметов или даже мотивов. Он выбирает себя.Выбор изменяет его личность. Парадоксально выражаясь, не столько личностьделает выбор, сколько выбор делает личность, формирует ее» [40, с.
298].Выборвыступаетздеськакявлениеличностноконструирующее,подчеркивается большое значение собственных усилий человека во всем, чтопроисходит в его жизни, делается «акцент на самотворчестве», «на обретениичеловеком сущностных характеристик во взаимодействии с внешним миром»[92, с. 14].Одной из ключевых и системообразующих идей экзистенциальногуманистического подхода является «идея способности личности совершатьвыбор и принципиальной значимости реализации этой способности» [78, с.
76].Человек не может «ни на один миг своей жизни» уйти от выбора из огромногоколичества возможностей, «он может только делать вид, что не имеет свободывыбора и принятия решений» [245, с. 77].Развитиеличностирассматриваетсякак«процесспостоянногопереопределения себя через выбор» [78, с. 77]. «Человек решает за себя; любоерешение есть решение за себя, а решение за себя – всегда формирование себя»[246, с. 114]. Рождаясь, человек вступает во взаимодействие с внешним миром,содержащим в себе потенциальные смыслы его существования. Задачачеловека заключается в обнаружении этих смыслов через непрерывный выбориз тех возможностей и альтернатив, которые несет в себе окружающая егодействительность.Результатомпостоянногоосуществлениячеловекомвсевозможных выборов становится конструирование им себя и своегожизненного пути. Человек, по мнению В.
Франкла, представляет собойсущество, непрерывно выбирающее, чем оно будет в следующий моментвремени [245]. Р. Мэй подчеркивает, что человек становится действительно47человеком исключительноблагодаря сознательному выбору исвоемунепосредственному участию в нем [163].Как показал анализ литературы, среди представителей экзистенциальногуманистического направления распространенным является представление ожизни человека как о последовательности сменяющих друг друга выборов [25;38; 153; 154 и др.].Так, А. Маслоу, рассматривая жизнь человека сквозь призму процесса ирезультатасамоактуализации,включающеговыборвпользусвоегопредназначения, призвания, своей судьбы, полагает, что весь жизненный путьчеловека – это «бесконечная череда выборов, которые мы должны совершатьодин за другим» [153,с.
57].Дж. Бьюдженталь говорит об обретении человеком сущности в процессежизни в результате самосозидания, через осуществление им всевозможныхвыборов. Наша жизнь принимает ту форму, «которую мы из сумрака ожиданиявыносим на свет актуальности» [38, с. 217]. Каждый человек являетсясубъектом,обладающимавтономией,избавляющейегоот«тюрьмыобъективного детерминизма» [38, с.
24]. Жизнетворчество определяется тем, вкакой мере человек способен прожить свою жизнь, выбирая в каждый моментвремени свой собственный, уникальный, аутентичный жизненный путь.Каждый раз, осуществляя тот или иной выбор, человек сталкивается с«фундаментальной драмой развития», заключающейся в борьбе между двумядействующими силами – силой, призывающей к изменениям (развитие), исилой,сопротивляющейсяизменениям(стабильность).Именноэтопротиворечие, по мнению Дж. Бьюдженталя, и определяет жизненный путьчеловека,поэтомуглавныйсмыслпсихологическойпомощидолжензаключаться в помощи человеку стать «хозяином своей жизни» [32, с.
56-58].Таким образом, у человека существует две альтернативы: выбор, ведущийв будущее, и выбор, удерживающий в прошлом. Выбирая «прогрессивный»путь, ведущий к изменениям, человек, приобретает новый для себя опыт,рискуя столкнуться с чем-то незнакомым, возможным провалом. Предпочитая48«регрессивный»путь,сопротивляющийсялюбымизменениям,ориентированный на неизменность, человек остается с тем, что знал, к чемупривык, рискуя свести на нет результаты работы и утратить новизну [247, с.112-113].Так, осуществляя выбор «в пользу прошлого», человек не меняетпривычный для себя способ действий, поскольку актуальная ситуациярассматривается им как не несущая новый опыт, поэтому человек не считаетцелесообразным действовать иначе, чем он действовал ранее.
Выборнеизменности связан с чувством вины, обусловленным нереализованнымивозможностями. Выбирая новый способ действия, человек осуществляет выборбудущего, воспринимает актуальный опыт как новый, требующий новойреакции, иного способа действий. Если человек предпочитает будущее, емутребуется обработка намного большего объема информации, чем в ситуациивыбора прошлого. Таким образом, систематический выбор человеком будущегообеспечивает ему приток нового опыта, обеспечивая жизнеспособностьтелесных и психических функций.