Диссертация (Трансформация современного университета структурные изменения в высшей школе России и Германии (на материалах исследований Санкт-Петербургского государственного университета и Университета г. Билефельда)), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "1". PDF-файл из архива "Трансформация современного университета структурные изменения в высшей школе России и Германии (на материалах исследований Санкт-Петербургского государственного университета и Университета г. Билефельда)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
статью Дж. Мейера, Ф. Рамиреса, Д. Франка и Э. Шофера, 2005, стр. 9-28.22института.Средневековыеуниверситетыпредставлялисобойсообществастудентов,преподавателей и ученых, которые вместе формировали своеобразную гильдию, построеннуюна принципе самоуправления и независимого определения квалификации и роли каждого члена.Первые университеты сформировались на основе монастырских школ и, соответственно,большую роль в них играло религиозное образование.
Позднее университеты сталиучреждаться королями4 и муниципальными властями, в том числе для подготовкигосударственных служащих, и постепенно приобретали более светский характер. Еще в этотпериод появилось одно из ключевых понятий, составляющих основу университета академическая свобода, которая изначально выражала право ученого на беспрепятственноетерриториальное перемещение для осуществления преподавательской и научной работы, апозднее стало означать свободу от политического давления, и еще позднее – интеллектуальнуюсвободу.
Можно сказать, что университет с самого начала своего зарождения имелуниверсальную, космополитическую природу, что выражалось в свободе территориальногоперемещения ученых и студентов, в возможности работать и обучаться в разных университетах,а также в существовании единого языка, на котором велось преподавание и осуществляласьнаучная деятельность5.Университет как национальный институт высшего образования. В период становлениянациональных государств произошло усиление связи между университетом как мировыминститутом, каковым он был по своей природе, и тем национальным государством, в которомонфункционировал.Университетпродолжалсохранятьсвойуниверсальный,космополитический характер в плане общей культурной миссии и сущности академическойпрофессии, но в плане своей организационной структуры становился все более национальноориентированной институциональной моделью, имевшей своей целью не только научноепросвещение, но и поддержание национального проекта, распространение национальной идеи[Readings B., 1996; Строгецкая Е.В., 2009:71].
Практически повсюду университет заявляет освоем статусе носителя универсальной, мировой, космополитической системы знаний. Нопередачаэтихзнанийиихприращениеосуществляетсяврамкахнациональнойинституциональной системы, которая отличается от институциональных систем другихгосударств.Таким образом, процесс эволюции университета совмещает в себе гомогенные игетерогенные черты: в плане культурного содержания высшего образования наблюдается трендв сторону изоморфизма; в плане институциональной системы с момента становления4Например, Карлов университет в Праге, основанный Карлом IV, или Ягеллонский университет в Кракове,учрежденный королем Казимиром III.5В средневековый период это – латинский язык.23национальных государств намечается тренд в сторону большего разнообразия, большейгетерогенности.Университет Ренессанса и эпохи Просвещения.
Период европейского Ренессансаознаменовался кардинальными изменениями в мировоззрении и смещением интереса свопросов теологического характера на антропоцентрические вопросы, в центре вниманиякоторых – человек и его деятельность. Как следствие, на первый план вышла фигура гуманиста,а гуманитарные науки получили широкое распространение как научные дисциплины,преподаваемые и изучаемые в университете.Эпоха Просвещения также стала периодом больших изменений в европейской культуре имировоззрении и связана со становлением новых философских и общественных представлений,бросавших вызов прежним представлениям, построенным на вере и традициях.
В этот периодформируются новые принципы получения знаний и постижения истины – научные методы,рационализм и логика, эмпирическая проверка. Новое мировоззрение выдвигает на первыйплан философию, а также дает стимул для дальнейшего развития естественных и техническихнаучных дисциплин.Университет в XIX веке: формирование классической модели университета. К концуXVIII века секуляризация, французскаяреволюция, эпоха Просвещения привели кперераспределению и переосмыслению знания, что, в конечном итоге, реализовалось впоявлении так называемого кантовско-гумбольдтианского университета, который и сталмоделью классического университета. К XVIII веку выработались две основные моделиуниверситета: немецкая и французская.
Немецкая модель, основанная на идеях ВильгельмаГумбольдтаиФридрихаШлейермахера,впротивовесфранцузскоймодели,характеризовавшейся жесткой дисциплиной и всесторонним контролем преподавательской иучебной деятельности со стороны администрации университета, поддерживала академическиесвободы и уделяла большое внимание проведению научных исследований6, и со временемполучила большее распространение, чем французская. Университеты в России создаютсяпозднее, чем в Западной Европе, и именно в традициях кантовско-гумбольдтианскогоуниверситета, т.е. по большей части на основе немецкой модели [Строгецкая Е.В., 2009:70].В XIX веке национальные государства продолжали укреплять свои позиции и расширятьсферы своего влияния.
В том числе они взяли на себя ответственность за управлениенациональной и международной общественной жизнью. Именно в это время начинаютформироваться социальные науки, нацеленные на познание законов развития общества и6Немецкая модель предусматривала единство преподавательской и научной деятельности: преподаватель долженбыл не только транслировать идеи других ученых на своих лекциях, но сам проводить научные исследования изнакомить своих студентов с их результатами; то же самое относится и к студенту, который также должен был непросто знакомиться с идеями других ученых, но и сам проводить научные исследования.24разработку методов более эффективного управления в общественной сфере [Русанова А.А.,2012:93]7. Национальные государства поставили перед собой цель распространить идеипрогресса и справедливости, что должно было быть осуществлено через окрепшуюформальную систему высшего образования, т.е.
через университет. Начался период расширениясферы высшего образования, нашедший свое выражение в увеличении числа университетов ичисла стран, имеющих университеты, увеличении числа студентов и расширении кругапреподаваемых предметов. Высшее образование того периода распространялось как институт,имевший идеальную цель, а именно цель содействовать прогрессу и справедливости.Эта цель сформировалась в рамках модели национального государства и, возможно,даже заслоняла более прагматичную задачу сформировать стабильное общество, которое былучше поддавалось управлению.
Именно поэтому высшее образование распространялось нетолько в промышленно и коммерчески развитых районах, но повсюду, где распространяласьновая модель национального государства – не только в более развитой Европе, но и всельскохозяйственной Америке. Это распространение высшего образование оправдывалосьпонятиями «человеческий капитал», как свидетельство прогресса, и «права человека игражданина», как признак справедливости [Meyer J. et al., 2005: 16-17].Несмотря на то, что XIX век стал временем беспрецедентного расширения сферы высшегообразования, он также стал временем кризиса университета.
В начале XIX века университетподвергся жесткой критике как архаичный институт, тесно связанный со старым режимом и егокультурой. Критики утверждали, что необходимо заменить университет на учреждения,предлагающие специализированное образование для подготовки работников по узкимспециальностям, в чем нуждалась дифференцированная экономика и все общество,построенное на разделении труда. Результатом стало закрытие некоторых университетов и ихзамена на специализированные учреждения в разных странах, включая Францию, Германию,Испанию, США. Но уже конец XIX века ознаменовался возрождением университета.Университет как институт выстоял в этой борьбе [там же: 18-19].Университет пост-модерна (вторая половина XX века).
После окончания Второймировой войны, в особенности начиная с 1955 г., началась вторая волна беспрецедентного посвоим масштабам расширения сферы высшего образования в мире. В 1900 г. высшееобразование имел всего приблизительно 1 % населения мира, в 1950 г. – 3%. Сейчас числолюдей, имеющих высшее образование, составляет более 20% населения мира [Schofer E., MeyerJ., 2005:898]. Следует отметить, что распространение высшего образования в XX векесопровождалось открытием доступа к высшему образованию для тех сегментов населения,7Таким образом, происходит разграничение научных дисциплин на науки о человеке (гуманитарные), об обществе(социальные) и о природе (естественные).25которые исторически не допускались в университет. Самым большим таким сегментомявляются женщины. Экспансия высшего образования XX века шла по несколькимнаправлениям, которые во многом схожи с теми, что наблюдались в экспансии XIX века:увеличение числа студентов и числа высших учебных заведений, расширение кругапреподаваемых предметов, включение и постепенное расширение доли студентов из тех слоевнаселения, которым исторически отказывалось в доступе [Meyer J.