Диссертация (Рождение стиля христианской литературы (Климент Александрийский и Тертуллиан))
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Рождение стиля христианской литературы (Климент Александрийский и Тертуллиан)". PDF-файл из архива "Рождение стиля христианской литературы (Климент Александрийский и Тертуллиан)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТНа правах рукописиБратухин Александр ЮрьевичРОЖДЕНИЕ СТИЛЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ(КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ И ТЕРТУЛЛИАН)Специальность 10.02.14 –Классическая филология,византийская и новогреческая филологияДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степенидоктора филологических наукСанкт-Петербург20161ОглавлениеВведение……………….………………………………………………...............4Глава 1. Формирование облика произведения…………………………….251.1. Создание заголовочного комплекса и вступительной части………251.1.1.
Наречение авторского имени……………………………………………251.1.2. Выбор Климентом заглавия и формирование вступления……..…….371.1.3. Полемическое название апологетического труда Тертуллиана…….411.2. Выстраивание композиции ……………………………………………..581.2.1. Литературное обрамление текста у Климента………….……………..581.2.2. Создание «судебных речей» Тертуллианом……………………………611.3. Поиск жанра ……………………………………………………………..681.3.1. «Азбука веры» в сочинениях апостольских мужей и апологетов…...681.3.2. Выбор жанра Климентом ………………….………..…………………741.3.2.1. Оценка апологетами и Климентом своего творчества……….……741.3.2.2.«Истинная философия» как содержание философского трактата..831.3.3.
Изменение жанра у Тертуллиана………………………….……………921.4. Адресация к читательской аудитории……………….………………..981.4.1. Климент как автор для избранных…….……………………………….981.4.2. Демократизм Тертуллиана………………………………………………105Глава 2. Использование чужого текста…………………………………..1132.1. Библия как источник…………………………………………………...1132.1.1. Ветхо- и новозаветные пассажи у Климента………………………….1132.1.1.1. Исправление текста Св. Писания………………….………………..1132.1.1.2. Библейские реминисценции……………………….…………………1282.1.2. Священное Писание в творениях Тертуллиана………….……………1312.1.2.1.
Библейские цитаты в трактате «О душе»……….……………….1312.1.2.2. Интерпретация ветхозаветного текста в «Скорпиаке»…….…..1392.1.2.3. Библейские парафразы, реминисценции, аллюзии в «Апологетике».1462.1.2.4. Контаминация библейских и античных образов в сочинении «Овоскресении плоти» …………………………………………………………..16122.2. Обращение Климента и Тертуллиана к античным авторам.................1802.2.1. Классическое наследие у Климента …………………………………..1802.2.1.1. Отношение Климента к стилистической обработке текста……1802.2.1.2.
Греческая «хрестоматия»……….………………………………..….1862.2.1.3. Преобразование используемых текстов……..……………………...1922.2.1.4. «Экфрасисы» Климента ……………………..…………………………2022.2.2. Тертуллиан и классические тексты………………..………………….2092.2.2.1. Интертекст у Тертуллиана………………………………………….2092.2.2.2. Свидетельство Овидия о происхождении и гибели тела…………..2152.2.2.3. Гораций как автор экклесиологического образа………….…………2262.3. Диалог с противниками………………………………………………..2412.3.1. Гностический термин у Климента …………………….………………2412.3.2. Описания таинств Митры у Тертуллиана……………………………248Глава 3.
Работа со словом……………………………………….…………..2533.1. Игра слов в сочинениях Климента…………………….………..….…2533.2. Коллажирование как метод создания литературных текстов……2643.3. Риторические парадигмы у Тертуллиана……….……………………281Глава 4. Предпосылки «стилистической революции» в христианскойписьменности на рубеже II–III вв.…….….…………………………….…2874.1. Влияние эсхатологии на творчество ранних Отцов Церкви………2874.2. Неопределённость эсхатологии Климента………………………....2894.2.1.
Учение о Конце света и отношение к литературному процессу..…..2894.2.2. Учение об апокатастасисе и отношение к «внешней мудрости»…...2924.3. Политический аспект эсхатологии Тертуллиана……..…………….3034.3.1. Карфагенский патриотизм Тертуллиана………….…………………..3034.3.2. Долговечность Рима и сохранение мира………..……………………...3134.3.3. Причины истолкования Тертуллианом Рима как «катехона»……....318Заключение…………………………………………………………………….325Библиография………………………………………………………………...330Список сокращений…………………………………………………………3593ВведениеС возникновением христианства и с появлением новозаветных книгвозникают предпосылки для зарождения особого стиля христианскойлитературы в рамках античной.
При создании своих текстов апостолыориентировались либо на Писание Ветхого Завета, либо на существующие вантичности жанры, которые соответствовали задачам, стоящим передпроповедниками новой религии. Облик христианской литературы с самогоначалаеёсуществованияформировалсяподвоздействиемиудео-эллинистической культуры [Knox 1944: 30].Систематический обзор влияний, оказанных на новозаветных авторовпредшественниками, даёт Д. Ауни [Ауни 2000].
В посланиях апостола Павла,например, заметны следы кинико-стоической диатрибы, проявляющиеся, втом числе, в диалогичных элементах текстов его посланий [Bultmann 1910:64–74]. «Апостолу языков» не чуждо использование риторических фигур(игра слов, анафора, эпифора, параллелизм и др.) [Ibid.: 74–96], приоформлении мысли он использует рамочную конструкцию [Ibid.: 96 ff.].Однако говорить, что в «Евангелиях», «Деяниях апостолов», их «Посланиях»и«ОткровенииИоаннаБогослова»мыимеемделоснекоторымопределённым стилем, который получит своё развитие в дальнейшем, былобы опрометчиво.
Более поздние авторы (прежде всего, «апостольские мужи»,о которых речь пойдёт ниже) будут создавать сочинения в жанре послания иоткровения, ориентируясь на творения апостолов, но эта тенденция не станетмагистральным направлением в христианской письменности.В дальнейшем, говоря о ранней христианской литературе, мы, согласносложившейся традиции, не будем рассматривать новозаветные книги,которые, будучи включёнными в состав Библии, изучаются отдельно отпроизведений, созданных учениками апостолов. Впрочем, следует отметить,чтогрань,отделяющаябиблейскиетекстыотсвятоотеческих,доопределённого времени была весьма условной: ранние Отцы Церкви частовключали в канон те ранние христианские литературные памятники, которые4впоследствии оказались за рамками Нового Завета, и, наоборот, не считаликаноническими те книги, которые сейчас входят в состав Библии.
Например,Климент Александрийский называл «Писанием» «Учение 12-ти апостолов»(Strom. I, 20, 100, 4) [Ruwet 1948c: 393].При отнесении текстов, вошедших в канон Нового Завета, к особойгруппе первыми произведениями раннехристианской литературы следуетпризнать творения «апостольских мужей» (св. Климента Римского, св.Игнатия Антиохийского, св. Поликарпа Смирнского, Псевдо-Варнавы, Ермыидр.),писавшихбезыскуснымязыкомисключительнодлясвоихединоверцев и не заботившихся о логике своего повествования, а также нестремившихся облечь его в классическую литературную форму.Апологеты и борцы с ересями во II в.
проделали огромную работу впоисках оптимальных способов письменного выражения сути своей веры.Но,хотяиспользуемыеимижанрыокажутсявостребованнымивдальнейшем, их сочинения даже ими самими не рассматривались какподлиннолитературныепроизведения.Обэтомможносудитьпоупотреблению ими слов, характеризующих их труды.Эрик Осборн называет II в. «решающим». В это время, по его мнению,христианство вступало в права классического наследства: «здесь Афины иИерусалим были насильственно объединены при защите новой доктрины»[Osborn 1997а: 232]. Осознание себя наследниками античности пришло кхристианским авторам на рубеже II–III вв.
и дало о себе знать в творчествеКлимента Александрийского и Тертуллиана. Климент осуществил переход отапологетики и опровержения ересей к систематическому изложению ученияЦеркви, а Тертуллиан объединил в своём творчестве нравственноаскетическое направление «апостольских мужей», апологетическое – раннихзащитниковхристианстваидогматико-полемическое–борцовсгностицизмом. Именно на долю этих двух богословов, александрийского икарфагенского, выпало стать «отцами» стиля христианской литературы.5Актуальность избранной темы обусловлена не разрешённой до сихпор в научном сообществе проблемой соотношения эллинизма и собственнохристианского учения в сочинениях церковных авторов послеапостольскойэпохи, а также необходимостью изучения проблемы преодоления раннимихристианами нетерпимости к культурным достижениям предшествующихэпох.