Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 43
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика". PDF-файл из архива "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 43 страницы из PDF
е. сер. XVIII в. –недалеко отстоит отсоздания памятника.Жанр Жития – как литературного произведения – весьмаспецифичен уже в силу того, что это не биография (т. е. в нем могутприсутствовать элементы биографии, но это идеальная биография, ипотому использование в Житии литературных топосов – т.
е. общих мест –обычная практика средневековья).170 Реальные обстоятельства жизнисвятого важны, но далеко не в той мере, в какой заслуживает вниманияобъяснение того, чем объясняется его богоизбранность.Выбор топосов (таких как, например, поиск пустынного места дляуединения) – тема многочисленных исследований, проводимых учеными, иесли для житий, созданных до конца XVI в., степень изученностидостаточно высока, то для более поздней традиции, особенно же дляагиографических текстов, созданных в конце XVII – XVIII вв., говорить обизученности рано.В случае с Житием Антония Леохновского нам неизвестно имя егосоздателя и последующих редакторов памятника.
Очевидно, эти люди необладали большим количеством фактов, в лучшем случае это были записи169Библиографию см. в статье: Романова А. А. Житие Антония Леохновского //Словарь книжников и книжности Древней Руси. XVII в. Ч. 4. Т–Я. Дополнения. СПб.,2004. С. 367–370.170Руди Т. Р. О композиции и топике житий преподобных // ТОДРЛ. СПб., 2006.Т. 57. С. 431–500.208в монастырском летописце.
Нет какой-то объяснимой причины и длявыбора источников заимствования в житийный текст: как переводных,таких как Повесть о Марке Фраческом (Афинском) или русских, таких какНадгробное слово Иосифу Волоцкому Досифея Топоркова или, возможно,Сказание о Богоматери Казанской.171 С помощью патериковой повестиавтор стремился показать силу веры святого, с помощью Надгробногослова – указать на его пророческие способности.Стремясь создать более образное и художественно завершенноежитие, составитель его, возможно, и погрешил против историческойистины.
Многочисленные несуразицы в именовании исторических лиц,царей или архиереев (а в Житии встречаются даты жизни святого,указывающие на последнюю четверть XV в., и на первую четверть XVIIв.), показывают, что он не был знатоком истории. Если попытаться как-тосогласовать между собой все даты, которые могли основываться нанесохранившихся документах, Антониев Леохновских должно быть двое.Если же выделять наиболее достоверные и подтвержденные документамиданныеосвятом,тореальносуществовавшийстарецАнтонийупоминается ок. 1587 г. (НМЗ.
ОПИ. № 349. Л. 2–3 об.) и умер, вероятно,во втором десятилетии XVII в., в период шведского господства вНовгороде.Документальных свидетельств об установлении празднованияпреп. Антонию, кроме указания Жития, не сохранилось, но факт такогопразднования сомнению не подвергался.Очень осторожно могу предположить, что если допуститьсравнительно позднее создание Жития в том виде, в каком оно дошло донас, то целью его было прославление обители перед угрозой ее закрытия,имевшего место в 1764 г. Нельзя исключить, конечно, и вероятность болеераннего создания Жития.171См.: [Муринсон А.] Преподобный Антоний Леохновский и его святая обитель… С.
96.209Житие преподобного Антония – вероятно, не самый раннийписьменныйпамятник,сохранившийсвидетельствоосвятом.Врукописных месяцесловах до конца XVII в. память его мне не попадалась.Однако достаточно ранними являются свидетельства «Книги глаголемойописание о российских святых» (см. главу 4) и близких к ней посодержанию памятников.Рукописи «Книги…», в том числе старейшие известные внастоящеевремясписки,включаютимяпреподобногоАнтонияЛеохновского: например, список, хранящейся в РГБ, ф. 205 (собр.Общества истории и древностей российских), № 212. 1-я четв. XVIII в. Л.160 об.: «Преподобный Антоний игумен Ивецкого монастыря иже подСтарою Русою в лето 6900 октября 17».В некоторых списках «Книги…» дата может отсутствовать, нопамять преподобного присутствует везде: иногда Антоний именуетсяоснователем Ивецкого монастыря, иногда – монастыря на Леохнове.
Ср.текст «старейших» святцев, приводимый Филаретом (Гумилевским):«Преподобный Антоний игумен Ивецкого монастыря иже под СтароюРуссою, на Леохнове, бысть в лето 6900 октября в 17 день»172. Сходнуюзапись содержат Повесть о российских святых угодниках – РНБ, Q.I.382,XVIII в., л. 15 об.–16* и Перечень всех российских чудотворцев – РНБ,собр. Общества любителей древней письменности, Q.862, XVIII в., л. 106*.Существуют и отдельные выписки из «Книги глаголемой….» – так,в рукописи сер.
XVIII в. содержится перечень новгородских святых:архиереев и преподобных – рукопись (фрагмент более крупного сборника)РНБ, собр. Археологического общества, № 31. 4о. 26 л. Сер. XVIII в., л. 15об. «Преподобный Антоний Леохновский, за Ильменем езером в Леохновепустыни, преставися в лето 7100 от Новаграда 50 поприщ. Мощи подспудом. Службы нет. Тропарь и кондак есть, память октомвриа в 17 день».172Филарет (Гумилевский). Русские святые. СПб., 1882. Т. 3. С. 242. Примеч.142.210Это указание близко к тексту Отенских святцев 1718 г., на которыессылается Филарет (Гумилевский): «Преподобный Антоний Леохновскийза Ильменем озером в Леохновой пустыни, преставися в лето 7100, отНовгорода 50 поприщ, мощи под спудом. Службы нет, тропарь и кондакесть, память октября 17 день».173 Возможно, это свидетельство того, чтоСлужба, известная в двух старейших списках вместе с Житием, быласоздана достаточно поздно.Перечни новгородских святых, встречающиеся в рукописях XVIII–XIX вв., как правило, содержат имя преподобного Антония (помимосписков «Книги глаголемой описание о российских святых…» можноуказать рукописи XVIII в.: РНБ, собр.
Погодина, № 1940, л. 33 об. и XIX в.:РНБ, собр. Титова, № 2727, л. 36 об.–37.*)Наиболее распространенной датой памяти преподобного стало 17октября.174 Однако датой преставления преп. Антония в Житии названо 14сентября (т. е. праздник Животворящего креста Господня), датой переносамощей – 12 июля, память муч. Прокла и Илария. Память преп.
Антониявстречается также в рукописной традиции под 17 января (под этим днем виконописных подлинниках значится память Антония новгородского). Так,под этим числом она включена в созданный в 1831 г. иноком ПаисиемКривоборским«Патерикновгородскихчудотворцев(РНБ.Собр.Александро-Невской лавры. № 9, л. 23 – «Сей преподобный Антонийпрозванием Леохновский бысть новгородец…» (!), тропарь и кондак на л.130 об.–131).Можно полагать, что местное празднование преп.
Антонию былоустановлено после переноса мощей в Леохново, но распространения оно не173Там же. Примеч. 146.174По весьма правдоподобному предположению А. К. Галкина, день этот сталпамятным в связи с тем, что первоначально преподобного Антония поминали наканунехрамового праздника церкви, при которой он был похоронен в Новгороде – т.е.накануне дня памяти св. евангелиста Луки.211получило. В Синодальный же период празднование преподобному неподтверждалось, но и не оспаривалось. К сожалению, в известных мнерукописях отсутствуют записи чудес XVIII–XIX вв., хотя такого родазаписи, вероятно, существовали.XVIII век – тяжелое время для русской святости, время установкигосударственного контроля над многими местными культами.
Однакоименно в XVIII в. почитание преподобного Антония получает свое развитиеи именно благодаря создававшимся в это время памятникам до нас дошлисвидетельства об основателе Леохновской обители – не только рукописныепамяти, но и изображения: наиболее ранним является, вероятно,изображение на иконе новгородских святых, созданной в XVIII в.175.К поздним агиографическим памятникам относится и Житие МакарияРимлянина, о котором известно прежде всего то, что он был основателемМакарьевской обители на р.
Лезне или Грезне. Известное в пересказе концаXIX в. «Житие преподобного Макария, игумена пустыни УспенияБогородицы» читалось в рукописи, которая, по данным, приводимым вНовгородских епархиальных ведомостях, принадлежала некоему М. Ф.Чернову и датировалась 1793 г.176 Современное местонахождение рукописине установлено. Житие содержит огромное количество подробностей жизнисвятого, и самая интересная из них – о том, что преподобный родился вРиме в богатой и знатной семье, но, разочаровавшись в католичестве,отправился в Великий Новгород и принял монашество в АлександроСвирском монастыре, а позднее обосновался в «болотных дебрях» на рекеЛезне в Водской пятине, где мирно сосуществовал рядом с дикимимедведями. Келью Макария нашли заблудившиеся охотники, и онперебрался175наостровпосредиболота,получившегоназваниеМаркелов Г.
В. Святые Древней Руси: Материалы по иконографии. СПб.,1998. Т. 1. № 198; Т. 2. № 50. С. 33. На нимбе преподобного читается имя – Антоний, ноуказание на Леохново отсутствует.176Новгородские епархиальные ведомости. 1895. № 1. С. 50.212«Макарьевский столп». Сюжет с заблудившимися охотниками, к слову,вообще очень характерен для поздней агиографии (стоит вспомнитьсозданное примерно в это же время Житие Иоанна и Иакова Менюжских,сотворивших чудо именно с заблудившимися охотниками). Впрочем, местожительства преподобного указывали также явления «огненного столпа» и«облака благоуханного дыма». В трех верстах от кельи, на левом берегуреки Лезны преподобный Макарий Римлянин основал для собравшейсябратии монастырь в честь Успения Божией Матери и стал его первымигуменом.Существуют и другие версии жизни основателя Лезненскойпустыни: что Макарий мог быть поставлен в игумены архиепископомМоисеем – и это преподобный Макарий из Новгородского Колмовамонастыря177 или был учеником Александра Свирского (о чем говорится вЖитии).178Поздняя рукописная традиция сохранила ряд новгородских житий,вокруг которых не утихает полемика, таких как Житие АнтонияДымского179 или Житие Ксенофонта Робейского, сохранившееся вединственном списке нач.
XIX в.180177Силин П. М. Макарьевская упраздненная пустынь // Новгородскиеепархиальные ведомости. 1894. № 11. С. 474–475.178ВновьоткрывающийсяВоскресенскиймиссионерскиймонастырьНовгородской епархии // Новгородские епархиальные ведомости. 1895. № 1. С. 45–56.179Примером подхода к тексту Жития как к непререкаемому источникуисторических сведений, может служить монография о. Д.