Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 44

PDF-файл Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 44 История (48362): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика) - PDF, страни2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика". PDF-файл из архива "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 44 страницы из PDF

Пономарева.180По наблюдениям А. Г. Боброва, Житие могло быть составлено в период с1760 по 1830 г. (текст опубликован: Бобров А. Г. Житие Ксенофонта Робейского всписке пушкинского времени // Сборник статей к 60-летию профессора С.

А.Фомичева. Пушкин и другие. Новгород, 1997. С. 258). Как и во многих других случаях,доказать это нелегко, аргументов недостаточно – на что указывает в своей публикацииИ. Ю. Анкудинов (Анкудинов И. Ю. Ксенофонтов Робейский Николаевский монастырь// Новгородский архивный вестник. 2016. № 13. С. 86).213Для поздних Житий можно выделить ряд черт: большое количествореальных имен и заимствованных сюжетов, при этом отсутствие реалийбиографии подвижника, но эти характеристики не являются уникальнымидля поздних памятников.Традиция составления житий святых, в том числе древнерусских,возродилась в 1990-е гг.

и продолжила развиваться в 2000-е гг.Примером может служить Житие Ионы Яшеозерского. ОсновательБлаговещенской Яшеозерской обители Иона, (ныне на территории Респ.Карелия, Вепсская национальная вол., с. Ладвы), согласно сведениямнесохранившегося Синодика, хранившегося в Ивинской церкви, к которойв XIX в. был приписан Яшезерский мон-рь, был родом из села Шокша.Высказанное архимандритом Никодимом в «Олонецком патерике»предположение, что Иона мог быть учеником Александра Свирского,ничемнеподтверждаетсяипротиворечитдругимписьменнымисточникам, к числу которых относятся: 1) надпись на деревянномпамятном кресте, датируемая 18 января 1579 г., с упоминаниемсвященноинока Ионы; 2) писцовая книга А. В. Плещеева 1582/83 гг., вкоторой упомянут «Монастырь на Яше озеро, стал ново после писма нагорной земле нетяглой, а в нем церковь Благовещение ПречистыеБогородицы, древяна, а в ней предел Николы Чудотворца.

А в мон-ре попчерной Иона да восмь старцев».1 июня 1589 г. Александр митр. Новгородский дал Благовещенскойпуст. в Яшезере жалованную грамоту, освобождающую от налогов, «почелобитью чернаго попа Ионы, да старца Иосифа».Почитание Ионы сложилось много позже времени его преставления,по-видимому, где-то в XIX в. согласно одной из легенд, указанных вДонесениинаимяАркадия(Федорова),архиеп.ОлонецкогоиПетрозаводского, составленном Яшеозерской хозяйственной комиссией,прп. Иона прокопал канал из Яшезера в озеро Сенное для большего214удобства рыбной ловли. Это сообщение послужило, вероятно, основаниемдля Никодима (Кононова), написавшего об Ионе следующее.181В пустыни также сохранялись предметы, принадлежавшие прп.Ионе: кожаные дорожные сумки и вырезанный из карельской березымалый ковш для употребления под теплоту на литургии.

СвященноинокИона был грамотным, так как в описи Яшезерской пустыни 1724 г.,хранившейся в конторе Олонецкого архиерейского дома, указывалось дажена существование ветхого духовного завещания Ионы за подписью егодуховного отца Макария, иером. Машезерского в честь пророка Илиимонастыря. Источники XVII в., а именно писцовые книги 1628–1629 гг.,указывают на наличие в Благовещенской церкви обители вкладов, в томчисле книг царя Федора Иоанновича (Служебник, Цветная Триодь), отсоловецких игуменов Иакова и Иринарха (Апостол, Минеи, Пролог,Шестоднев, Ирмологий), от Исидора, митр. Новгородского (Шестоднев), иот строителя Ионы(Служебник, пергаменные Апостол и Пролог), отВасилия Шуйского (Цветная Триодь с собственноручной записью), отцарицы-инокини Марфы (Евангелие, Псалтырь, Часовник).

Е. В. Барсовобъяснял наличие таких вкладчиков тем, что прп. Иона заслужил вниманиеэтих знатных лиц «святостью своей жизни». Перечень реликвий,хранившихся в Яшеозерской пустыни, показывает, что вклады членовцарской семьи и архиереев подтверждает особое отношение к отдаленномумонастырю со стороны нескольких царей и иерархов.В этой же писцовой книге 1628–29 гг. перечислялись насельникиобители: 3 инока и иеромонах Иона. Правда, не вполне ясно, тот ли этоиеромонах, что основал обитель, или его тезка.182181: «Жизнь прп. Ионы Яшезерского очень поучительна каждому! Он своейжизнью дает каждому урок трудолюбия» (Никодим (Кононов).

Олонецкий патерик.Петрозаводск, 1910. С. 55).182Барсов Е. В. Олонецкий монастырь Клименцы, с приписными к немупустынями, царским и иераршими грамотами // ЧОИДР. 1870. Кн. 4. Отд. 92. С. 95–97.215Что же до основанного Ионой монастыря, то к 1724 г. он утратилсамостоятельность. Восстановлена пустынь была в середине XIX в., нонесмотря на то, что легенда о строителе Ионе уже начала обрастатьнеобходимыми для житийного образа подробностями, ни Жития, ни чудеспреподобного в пору до начала XX в. так и не появилось. Иона почиталсякак основатель монастыря, и в числе других учеников АлександраСвирского его имя было включено в «Верный месяцеслов…» Сергия(Спасского), изданный в 1903 г.Однако с очередным возобновлением обители в 2003 г. ситуацияизменилась.

Иеромонах Досифей (Ларионов), заботясь о восстановлениикрайне разрушенных построек монастыря, озаботился и тем, чтобы образоснователяобителиполучилдолжноеосвещение.ОтецДосифейопубликовал в электронном и бумажном виде повествование об Ионе,построенное во многом на предположениях о том, каким должен бытьобраз преподобного основателя монастыря, изложенное современнымрусским языком с некоторым количеством древнеруссизмов.

На сайтемонастыря им был опубликован акафист и краткая служба Ионе, иизложены все известные уже в литературе факты, но со значительнымидобавлениями.183Во-первых, с учетом возможных тонкостей национальной политикина территории республики Карелия то, что Иона считается уроженцем селаШокша, получило интерпретацию – Иона был вепсом по национальности и,следовательно, был просветителем вепсов, т.

е. приобрел черты миссионера.Приняв постриг незадолго до кончины преп. Александра Свирского (ум.1533), он сам дожил до глубокой старости (ум. ок. 1629). Монастырь былустроен им на месте древнего капища. «Ревность преподобного поустроению183обителиДосифейбылаизумительна»,(Ларионов).Схимникпишетстраждущейиг.Досифейземли:в440-летиюБлаговещенского Ионо-Яшезерского мужского монастыря посвящается. Петрозаводск,б. г.216подготовленной им брошюре «Схимник страждущей земли» (Петрозаводск,2001). «Господь открыл прп. Ионе близость его блаженной кончины, и он,приняв образ великой схимы, удалился в пещеру, находившуюся в 1,5верстах от обители. Однажды монахи, навещавшие его там, нашли своегопастыря почившим. Мощи были перенесены братией в основанную имобитель и погребены под спудом в притворе Преображенского храма…Сюда к месту его захоронения, стали притекать страждущие от душевныхнедугов и телесных болезней.

По молитвам преподобного Господь даровалмногим благопотребное ко спасению – исцеление недужных и больных…»(записей о чудесах, помимо этого сообщения, мне, к сожалению,неизвестно). По существу, о. Досифей создал Житие, только не назвал еготак, и создал он его не на основании каких-то новонайденных источников, асоединив все известные ему сведения и дополнив по образцу, сдобавлениемнеобходимыхдогадок,каксоздавалисьимногиедревнерусские жития. 184К «новым житиям» можно отнести современные редакции житийнаписанныесоставленныезановожития.МитрофаномКчислутаких(Баданиным)относятся,ЖитиеЕлисеянапример,Сумского,Феодорита Кольского.Однако полнотекстовые жития и сказания представляют собой толькочасть источников для агиографии и агиологии.Когда дело касается небольших пустынь, достаточно часто можновстретить два варианта развития событий, касающихся ее святынь.

Иногда вцеркви хранится единственный список, который со временем действительноутрачивается и найти его не представляется возможным (примером можетслужить сказание о иконе Рождества Богоматери и основании Сямского184Кожевникова Ю. Н. Пять веков истории: Благовещенская Яшезерскаяпустынь. Петрозаводск, 2014. 343 с.217монастыря, содержащее сведения о чудесах, датируемых 2-й четв.

XVI в.Оно было опубликовано Н. Суворовым по списку, принадлежавшемуСямской обители и ныне считается утраченным),185 Еще один пример изболее позднего времени – «Повесть о зачатии и устроениях святыяНиколаевския Добрынския пустыни и о явлении чудотворного образавеликого чудотворца свт Николая и о бывших от него чудес», в которойрассказывается о начале почитания иконы Николы Можайского, чудесноявившейся в монастыре. По прошению игумена пустыни Рувима Гурского ипо челобитным посадских людей Устюжны Железнопольской и ВесиЁгонской новгородский митрополит Иов разрешил хождение по домам – и«подъем» и ходы» с чудотворной иконой стали традицией Добрынскойобители. Сам Рувим вел запись чудес от иконы. В 1746 г. его рукописьпереписал канцелярист Петр Воинов, и его труд был большими цитатамииспользован в публикации И. Белюстина в «Тверских губернскихведомостях» (17 февраля), однако в настоящее время Повесть в первых двухвариантах в архивах не найдена и известна только в пересказах на русскомязыке XIX в.186185См.: Суворов Н.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее