Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 40

PDF-файл Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 40 История (48362): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика) - PDF, страни2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика". PDF-файл из архива "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 40 страницы из PDF

39.В статье Н. А. Зонтикова использованы материалы рецензии автора142настоящей статьи на статью об Иакове Железноборском (а именно, указание на шифрыРНБ и на существование списка Жития, считавшегося утраченным, см.: Зонтиков Н. А.Иаков… С. 466), но из получившегося в результате редактирования статьи вэнциклопедии можно сделать вывод о том, что Житие и Чудеса – это единый памятник,что неправильно.143РНБ, собр. Титова, № 3800.

Сборник-конволют. 4°. 131 л. Белая дата тетради,включающей Житие: 1818 (?) г. Наверху карандашом: № 31, чернилами (XIX в.): № 26.Филигрань: герб Ярославля, литеры ЯБМЯ (?) – в альбоме Клепикова 1959 г. знак этоготипа – № 736, 1818 г. На верхнем поле сохранилась старая нумерация листов/страниц –со стр. 625. Язык – церковнославянский с русизмами. Рукопись указана в рукописныхдобавлениях к экземпляру «Источников русской агиографии» Барсукова, хранящемусяв ОР РНБ.194преподобный отец наш Иаков рождение имея от предел града Костромы, отблаговерну родителю по реклу Аносовых, и от святыя купели храним быстьи до исхода души своея…».Благодаря цитатам, приводимым в краеведческой литературе, можнос полным основанием предположить, что именно это Житие легло в основубиографии Иакова, излагаемой в литературе по истории монастыря ипоздних агиографических сводах (например, Троицком патерике).

Текстпамятникапроизводитвпечатлениенеединоголитературногопроизведения, а набора фрагментов, заимствованных из различных встилистическом отношении источников. В Житии рассказывается опроисхождении святого из рода костромичан Аносовых, но не именародителей, не мирское имя преподобного не упомянуты. Биография Иакованачинается с описания в соответствии с идеальным портретом святого –рассказывается, как в детстве он отказывался от детских игр и сладкихбрашен, а на недоуменный вопрос родителей отвечал, что намеренследовать тем, кто отверг мир и все его радости.

Раздав по смертиродителей свое наследство, Иаков, согласно Житию, отправился «косвятому отцу Сергию, в монастырь нарицаемый Радонеж».144 Потом, понаставлению преп. Сергия, преподобный отправился в пределы Костромына Железный Борок – где ему было знамение об устроении обители. Иаковобосновался на берегу р. Тёбзы, поставил храм в честь Рождества ИоаннаПредтечи, своими трудами и с помощью присоединившихся к нему началсоздавать монастырь.145 Далее в Житии повествуется о болезни Софьи144Сведения из краеведческих работ, использованные в Житии, вошли и вТроицкий патерик, составленный в конце XIX в. – см.: Троицкий патерик. ТроицеСергиева лавра, 1896.

Репринтное изд. 1992 г. С. 205–207.145В пересказе Жития было высказано предположение даже о получении преп.Иаковом благословенной грамоты митрополита Киприана на строительство деревяннойцеркви (Румянцев Петр. Описание Железноборовскаго монастыря Костромскойгубернии, Буйского уезда. Кострома, 1873. С.

12–15).195Витовтовны, о рождении у нее сына, о явлении Василию Дмитриевичунекоего инока, который говорит, что ребенка следует назвать Василием, и одарении великим князем земель и деревень обители преподобногоИакова.146Затем в Житии вкратце сообщается о разорении Костромы (Иаков синоками в это время «уклонися во внутреннюю пустынь»), восстановленииразоренной пустыни, поставлении Иакова игуменом (митрополитомИоной). Скончался Иаков, согласно Житию по списку Тит. 3800, в 6959(написано кириллицей), мая 5, в субботу147. Приходящие к его гробуполучают исцеление.

Описания чудес нет. Других указаний на годы нет.Ссылки в краеведческой и церковно-исторической литературе наЖитие преподобного, по существу восходят одна к другой, так какместонахождение памятника во второй половине XIX в. известно не было.По-видимому, список Жития не был единственным, но распространениятекст Жития не получил. Известный мне список А. А. Титов приобрел в1891 г., о чем свидетельствует запись на форзаце рукописи: «1891.

Апрель7./ За 4 р.». Надо полагать, что тетрадка с Житием была несколько раньшевыдрана из достаточно большого по объему тома (об этом свидетельствуетнумерация страниц, с 625 по 635). Возможно, она находилась в составе146Это сведение, благодаря точному хронологическому указанию, в литературеиногда трактуется как указание на основание общежительного монастыря Иаковомименно в 1415 г. (ср.: Будовниц И. У.

Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян вXIV–XVI вв. (по житиям святых). М., 1966. С. 150, примеч. Будовниц пишет, ссылаясьна Филарета (Гумилевского), об основании монастыря в 1415 г. – « Хотя он жилотшельником, на месте будущего монастыря в глухом лесу, ему «случайно» пришлосьпобывать в Москве, где вошел в доверие великой княгини Софии Витовтовны, послечего стал пользоваться поддержкой великого князя Василия I Дмитриевича, которыйпожаловал ему землю и помог построить монастырь, а позднее – и доверием великогокнязя Василия Васильевича Темного»; ср.: Зимин А.

А. Витязь на распутье. М., 1991. С.18).147В 6959 (1451) г. 5 мая было средой.196монастырской летописи или подобного сборника. Для повествования обИакове Железноборском такого рода сборником воспользовался А. В.Муравьев.148Однако что явилось источником Жития? На параллели Житию влетописном материале указывали многие исследователи, однако Житие,черпающее многое в летописях, содержит и несколько оригинальныхизвестий.

Время возникновения этих известий и степень их достоверностидолжны быть тщательно изучены.Итак, наиболее известный случай из жития преподобного –предсказаниеимрожденияПоследнее сообщение149великогокнязяВасилияВасильевича.присутствует в ряде летописных памятников:Московском летописном своде конца XV в., Симеоновской, Типографской,Львовской, Ермолинской, Софийской II, Воскресенской, Никоновской, иСтепенной книге. Как можно видеть из приводимого ниже сравнения, текстЖития не просто параллелен, он опирается на летописное известие:МосковскийлетописныйСофийская II151свод кон. XV в.150148Тит.3800.ЖитиеИакова Железноборского152Жития святых российской церкви, также иверских и славянских.

Месяцапрель. СПб., 1858. С. 44–53 («Выписано из жития преподобнаго Иакова, хранящегосяв упраздненной его обители Железноборской, что ныне приходская церковь близгорода Галича»). По-видимому, Муравьев пользовался рукописью, в которой Житиебыло помещено под 11 апреля (в титовском списке дата 5 мая).149Подробнее об этом известии см.: Усачев А.

С. Степенная книга идревнерусская книжность времени митрополита Макария. М.; СПб., 2009. С. 122, 273.Об источнике летописного известия сообщает Московский летописный свод конца XVв.: «Мне же о сем Стефан дьяк сказа, а в прежнем проречении старца Деменътейпечатник ему сказаше, поведа великая княгини Мария». (ПСРЛ. Т. 25. С. 242). См.также: ПСРЛ. Т.

8. С. 87.150ПСРЛ. Т. 25. С. 241–242.151ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С. 140.152Ср.: «Мы находим лучшим передать об этом событии точными словамидревнего жития преподобнаго, так как в своем славянском изложении оно имеет197и даром пророчествияВ лето 6923, марта почтенО рожении великого князя 15, по нефимоне, родися бывшубысть.ИнекогдасвятомуИаковунаВасилья. Тое же весны в великое великому князю Василью Москве.говенье марта 10 по нефимоне сынВасилей.ПрежеИ в то время родисяродися великому князю Василью рожения его матери его великомукнязюДмитреевичю сын Василей.

Сице же великой княгини Софьи, в ДимитриевичуВасилиюсынкнязьбяше о рожении его. Егда прииде болезни сущи, яко и к великий. Прежде же рождениядень той, в он же родитися ему, концуприближитися. его матери его великой княгиненачать мати его велми изнемогати, Великому князю о том Софие Витофтовне в болезнияко и к смерти приближитися ей, скорбящу велми. Бе бо велицей сущи, яко к концукнязю же великому о сем во скорби тогдастарецсвятв приближится.Великийжевелице сущу. Бе же в то время монастыре святаго Иоанна князь вельми о том скорбяше,некый старець свять в манастыре Предтечи иже под Бором, ипослакпреподобномуособую прелесть, в то же время отличаясь ясными подробностями рассказа опроявлении преподобным жившаго в нем дара благодатнаго прозрения. – „Некогда,читаем мы здесь, – бывшу святому Иакову на Москве, и в то время родися великомукнязю Василию Димитриевичу сын князь великий.

Прежде же рождения его матерееего великой княгине Софии Витовтовне в болезни велицей сущи… великий князьвельми о том скорбяше. И посла к преподобному Иакову, да помолит Бога о княгинеего, да будет ей живот. Святый же еще посланному отвеща: да молит самвеликомученика Логина, понеже той ходатай и молебник всему роду их. А о княгинесвоей да не скорбит: се бо днесь родит сына наследника ему, еже и бысть.

В то жевремя егда родися отроча, духовник великаго князя, священник, бе в монастыреСвятого Спаса, стоя на молитве. И се прииде к нему незнаем некто и рече: великомукнязю нарцы имя Василий. Он же скоро изыде из келлии и не быть того, иже позва егоиз келлии… Он же вопроси всех, кто приходил прежде по него, и никого же беобретеся звавый его, и вси дивишася. И от того наипаче держа веру великий князь косвятому Иакову и имея его яко единаго от пророк, и вдаде великий князь монастырюсвятого Иакова села и пажити и милостыню многу“» – [Воскресенский А.]Преподобный Иаков игумен Железноборовский чудотворец и основанный им ИоанноПредтеченский монастырь Костромской епархии // Костромские епархиальныеведомости.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее