Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 41

PDF-файл Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 41 История (48362): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика) - PDF, страни2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика". PDF-файл из архива "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 41 страницы из PDF

1912. № 18. С. 523–524 – со ссылкой на «Описание Железнобор. мон. еп.Павла. М., 1838. Стр. 5». К сожалению, по нашим данным «Описание» 1838 г.отсутствует в РГБ, РНБ и БАН.198святаго Иоанна Предтечи по Бором, к нему же любовь имеяше Иякову, да помолит Бога оза рекою Москвою, знаем же бе и князь великий, посла к княгинеЕго,давеликим князем, к нему же и посла, нему, рече: «да помолит живот.Святыйбудетжеейсицеда помолится о княгине его. Он же // Бога о княгини его, и пославшему отвеща, да молитотвеща к посланному, рек: «Шед, будет ли ей живот?» Он великомученикареци великому князю, да помолится жесицеотвещарече: понежеЛоггина,тойходатайиБогу и Пречистей его матери и «моли великаго мученика молебник всему роду их// (с.великомумученикуЛогину Логина,понежетой 631/л. 53) А о княгине своей дасотнику, понеже той дан бысть ходатай и молебник всему не скорбит, се бо днесь родитпомощник от Бога всему роду роду вашему, а о княгине сына наследника ему, еже ивашему о всех, ихже требуете своей не скорби, сего бо бысть по проречению его.благых.

А о княгини своей не дни, по нефимоне, родитскорби, здрава будет и родит тебе сына наследника тебе»,В то же время егдасына в вечер сей, наследника тебе». еже и бысть по речению родисяотрочадуховникЕже и бысть. Внегда же родися, и в его. В то же время, егда великаго князя священник втой час иерею духовнику великаго родися духовник великого монастыре святаго Спаса, стоякнязя седящу в кельи своей в князя, поп бе в монастыре на молитве и се прииде к немуманастыре святаго Спаса, и се у святаго Спаса, стоя на нектопришед нехто удари в двери его, молитве,сенезнаемьиречепришед великому князю: нарцы имярек: «иди, нарци имя великому некоторой рече: «иди к Василий. Он же скоро изыде изкнязю Василью». Он же воскоре великому князю и нарци келии,ивъстав и взем яже суть на то сыну имя Василей». Он монастыря,поидеитакосретошасегопотреба, изыде ис кельи не виде же вскоре изыде из келия, посланники по него, яко дошедникого же послана и удивився о сем, не бе того иже позвал, и просветит молитвою великуюяко въскоре отъиде.

И поиде такы поиде паки с монастыря, и княгину, бе бо роди сына, и дана двор, и се срете и послан по него, се устретше послании по наречетимяглаголя,всех,якоданаречетимя него;дошеддасть вопросиему.ктоОнжепреждероженному сыну великого князя, и молитву великой княгине приходил по него, и никтожевъспроси его, аще он есть и преже Софьи, бе бо сына родила, обретеся звавый его, и всиприходил понь, и рече: «несмь». И да и нарече имя ему дивишася и от того наипачешед нарече имя отрочати Василей, Василей, он же опытав держа веру великий князь коякоже преже слыша. И по том много всех, кто будет преже святому Иакову // (с.

632) ивсех пыта, кого преже послаша по приходилнего, или кто есть приходивый, и Никтожепообретесянего. имеяегоякоединагоотни пророк, и вдаде великий князьникто же обретеся, он же удивися о пославый, ни посланник, и монастырюсвятагоИаковасем и многым сие поведаша. Мне же вси дивишася.села и пажити и милостынюо сем Стефан дьяк сказа, а вмногупрежнемобители, и паки прихождашепроречениистарцанасозданиесвятыя199Деменьтей печатник ему сказаше,святый во обитель нося мир иповеда великая княгини Мария».благословение.Известие содержит некоторые разночтения, время его письменнойфиксации и история его текста – предмет особого исследования.

Однако всеразночтения не затрагивают основного смысла сообщения. Со временемоно расширялось (можно сравнить по объему сообщение Софийской IIлетописи и Степенной книги153). Можно отметить, что текст Жития изопубликованных летописей наиболее близок к Софийской II. В жанровомотношении это, очевидно, рассказ о чуде, сопровождавшем рождениебудущего великого князя.154 Такого рода повествования, очевидно,изначально существовали в устной традиции. Несущественные для сюжетадетали: например, имя старца, прорекшего благополучное рождениеВасилия Васильевича, и имя царского духовника, услышавшего глас,повелевающий ему идти к царскому двору, были уже забыты, когда рассказбыл зафиксирован письменно.

Основное отличие Жития от летописей – это,во-первых, отождествление старца из Предтеченского монастыря за Бором сИоанном Железноборовским, а, во-вторых, – завершение сюжета в Житии –сведение о даровании обители сел и земель. В остальном Житие следуетлетописи, и текстологическую зависимость вряд ли можно оспорить. НонасколькооправданноотождествлениестарцаизПредтеченскогомонастыря и Иакова Железноборского? Очевидно, что великий князьпосылал к старцу не в далекий монастырь в костромской земле, а в какуюто московскую обитель.

Составитель Жития обошел эту проблему, вставивв летописную канву указание на приход старца Иакова к Москве. О том, чтоизвестный летописям старец из Предтеченского монастыря пришел откудато, сами летописи молчат. Летописное же указание на Предтеченскую153ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 21 (1).

Ч. 2. С. 457–458.154О подборках рассказов о необычных фактах из жизни отдельных великихкнязей см.: Усачев А. С. Степенная книга и древнерусская книжность… С. 331, 629.200обительнеимеетникакогоотношениякмонастырюИаковаЖелезноборовского. Это монастырь св. Иоанна Предтечи у Боровицкихворот в Москве,155 и он не имеет никакого отношения к костромскойобители. Но если речь в летописном сообщении идет о московскоммонастыре, то причем здесь Иаков? Ведь отождествление безымянногостарца летописной статьи с Иаковом Железноборовским, очевидно,произошло из-за созвучия именования двух монастырей – «на Бору» и«Железноборовского».156 Стремление связать монастырь с именем ВасилияВасильевича (которое было подсказано, возможно, связью между именемВасилияВасильевича иЖелезноборской обителью, где, какужеговорилось, перед битвой с Димитрием Шемякой остановился в 6958 (1450)г.

Василий Васильевич) и стало основанием для анонимного автора Житиядля отождествления старца из монастыря «иже под Бором» и ИаковаЖелезноборовского. В летописной статье 1450 г. имя Иакова неупоминается, монастырь в Железном городке (или Борке) именуетсямонастырем св. Иоанна.157 Скорее всего, указание на монастырь «на Бору»для автора Жития, вряд ли знакомого с именованиями московскихобителей, было воспринято как свидетельство о преп. Иакове.Могли ли быть в распоряжении автора Жития другие источники,помимо летописных, в которых было указано и имя старца? Могло ли бытьтак, что Иаков Железноборский пришел в Москву и жил в монастыреИоанна Предтечи на Бору? Указание на дарование великим князем земель исел – либо следование литературному источнику, либо (что вероятнее)указание155возможномучитателюодревностиземельныхвладенийСм.: Указатель к первым осьми томам ПСРЛ.

Отд. 2. Указательгеографический. СПб., 1907. С. 16.156Созвучие этих названий может, в частности, объяснить, почему по одному изизвестий, Григорий Отрепьев принял постриг в Железноборской обители, а по другому– в одном из московских монастырей (ср. сн. 3).157ПСРЛ. Т. 6. С. 179.201монастыря – указание, которое на момент написания Жития сталоактуальным.158 Но если ни одна из известных летописей не сохранила имястарца, к которому питал большое уважение Василий Дмитриевич, то гдемогла сохраниться такого рода информация? Конечно, устная легенда(например, о пострижении Иакова в обители св. Сергия Радонежского,также не известная другим источникам, помимо Жития) могла сохранятьсяв Железноборской обители, неоднократно разорявшейся на протяжениисвоей истории, но как долго? Свидетельств о существовании раннего Житиянет. Источники, повествующие о почитании св. Иакова Железноборского,датируются временем (включая и записи на рукописях, цитированныевыше) не ранее XVI в.

Не сохранилось других документов по историимонастыря до второй трети XVI в., и сведений о настоятелях обители доэтого периода159. Указание на почитание Иакова в XV в., которое можновстретитьиногда,являетсяочевиднойошибкой,вызваннойотождествлением Ивана IV с его дедом Иваном III Васильевичем160 и,158В пересказе сюжета, помещенной в заметке в «Костромских губернскихведомостях» за 1855 г. (№ 23.

С. 167), датированном 1404 г. и содержащем рассказ орождении Василия Васильевича, сообщается, что великий князь в благодарность запроречение «на том месте, где была хижина преподобного, указал основать обитель,снабдив оную безбедственным содержанием». 1404 годом датировано рождениеВасилия Васильевича и в справочнике В. В. Зверинского (Зверинский В. В.

Материал…Т. 2, № 796).159Их имена мог сохранить Синодик сер. XVII в., цитируемый в статье Я.Бередникова (Бередников Я. О некоторых рукописях, хранящихся в монастырских идругих библиотеках … С. 90): «Досифей, Савва убиенный, Вениамин убиенный,Иосиф, Левкий, Илларион, Феодосий, Евстратий» (имена эти в справочнике Строева неуказаны). Досифей, предполагается в литературе, мог быть преемником преп. Иакова(Зонтиков Н. А.

Иаков… С. 465).160Ср.: «Отсюда видно, что преподобный Иаков, скончавшийся во дницарствования великаго князя Василия Васильевича – внука Димитрия Донского, присыне его Иоанне Васильевиче Грозном в конце XV столетия почитаем был уже святыми церковию прославленным, по тем чудесам, которыя совершались над притекающими202несмотря на абсурдность, многократно повторенной.161 Почитание Иакова,таким образом, известно с середины XVI в. и получило более широкоераспространение с записью чудес, в которых, впрочем, биографическихсведений об Иакове не зафиксировано, что предполагает, что в обители кконцу XVI в.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее