Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 42

PDF-файл Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 42 История (48362): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика) - PDF, страни2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика". PDF-файл из архива "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 42 страницы из PDF

они не были известны.Возвратимся к вопросу о времени составления Жития. Наличиепозднего списка не говорит о позднем происхождении памятника, однакодоводов в пользу раннего его происхождения также нет. Самый раннийизвестный мне случай отождествления Иакова Железноборского и Иаковаиз летописной статьи о рождении великого князя Василия Васильевича –рукопись ГИМ, собр. Уварова, № 991 б, 4о, л. 11 об.–12. На л.

1–11рукописи находится список еще одной Службы преп. Иакову, отличной отсодержащейся в рукописи РГБ, ф. 304.I.625, заголовок «Месяца маия в 5день святыя великомученицы Ирины. В той же день преставлениепреподобнаго отца нашего Иякова игумена Железноборовскаго чюдотворцамонастыря святаго Иоанна Предтечи во области града Галича, успе в лето6959 го году при великом князе Василие Василиевиче и при освященомс теплою и усердною молитвою ко гробу его» – Румянцев Петр.

ОписаниеЖелезноборовскаго монастыря … С. 20.161Святые угодники Божии и подвижники костромские... С. 39: «в селе КонтеевеБуйского уезда в часовне есть икона преподобнаго Иакова Железноборовскагочудотворца, написанная в 1700 году наместником иеромонахом Зоровавелем. По краямэтой иконы изображено несколько чудес, совершившихся над разными больными помолитвам преподобнаго Иакова во дни царей и великих князей Иоанна Васильевича,Федора Иоанновича, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Значит уже вконце 15 и в начале 16 века в обители преподобнаго Иакова совершалось при его гробемного чудес и его не иначе называли как чудотворцем».

Вывод о почитании Иакова вXV в. подтверждался также тем, что «Сохранившияся в делах епархиального архивацарские жалованные грамоты царей и великих князей Иоанна Васильевича и ФеодораИоанновича и царя Бориса Годунова, подтвержденные Михаилом Федоровичем в 1614и 1623 годах, надписывались на имя игуменов Железноборовского монастыря ИоаннаПредтечи и «преподобнаго чудотворца Иакова»».203митрополите киевском и царствующаго града Москвы чюдотворце Ионе.Служба преподобному чюдотворцу Иякову...», нач.: «Преподобне отчеИякове разгореся сердце твое…». В следующей за Службой статье,озаглавленной «От бытии пророчества преподобнаго Иякова», следуетвыписка из летописи «В лето 6923 марта 15 день по нефимоне родисявеликому князю Василию Димитриевичю сын князь Василей прежде жерожения его матере его…», кон.: «держа веру князь великий к старцуИякову и имея его яко единего от пророк» (упоминание о дарованииобители земель отсутствует). Хотя в тексте статьи Иаков не называетсяЖелезноборским, очевидно, что соседство рядом со Службой ИаковуЖелезноборскому, в заголовке которой упомянуто имя Василия Темного,подразумеваетотождествлениеИаковаЖелезноборскогоиИаковалетописной статьи.

К сожалению, датировать рукопись, входящую вконволют собрания Уварова, можно очень приблизительно. Сама рукописьпредставляет собой конволют, л. 1–12 написаны на бумаге с филигранью«Голова шута», что указывает на вторую половину XVII в. – начало XVIIIв., но оклеены по краям бумагой XVIII в., не позволяющей точнеедатировать эту часть рукописи. Кроме того, нельзя исключить залежностьбумаги – полууставный почерк указывает скорее на XVIII в.Весьма вероятно, что известное исследователям Житие былосоставлено много позже, чем в конце XVI в., в любом случае, почтинаверняка много позднее Чудес, возможно, уже в XVIII в., книжником,который мог черпать сведения и из опубликованных летописныхисточников.

Многие исторические реалии, заимствованные из летописногоматериала, рисуют фон, на котором начиналась история обители, но факты,упомянутые в Житии и отсутствующие в летописи, являются гипотезойсоставителя. Дополнительных изысканий требует, вероятно, указаниеЖития на происхождение Иакова из рода Аносовых, но это, возможно,204невернопрочитанноепрозвищепреподобного.162Датасмертипреподобного, определяемая в Житии как 6959, а в святцах – как 6950(вероятно, за счет описки), возникла, вероятнее всего, как стремлениеотнести посещение Железноборовской обители Василием Васильевичем ковремени жизни святого.163Недаром эта дата отсутствует практически вомногих списках «Книги глаголемой Описание о российских святых»,164Рассмотренные источники об Иакове Железноборском позволяютговорить только о следующих моментах его биографии: он был илисчитается основателем монастыря на Борку, и монастырь этот существовалк 1450 г. Почитание преподобного прослеживается со второй половины XVI162При полном отсутствии сведений об именах родителей Иакова, то, чтосоставителю Жития было известно, из какого рода он происходит, действительновызывает удивление.

О существовании рода Аносовых до начала XVII в. сведений ненайдено. Их появление на костромской земле, вероятно, связано с переселением их изНовгородчины и может быть датировано временем не ранее конца XV в. Благодарю зауказание на это А. В. Кузьмина. Таким образом, указание фамилии Аносовых можетбыть либо анахронизмом, либо неправильным прочтением прозвища «Широконосов»,встречающегося в записи на одной из рукописей монастыря (см. выше), на что указал всвое время Филарет (Гумилевский) – Филарет (Гумилевский). Русские святые.

С. 190–191.163Этому предположению, впрочем, противоречат данные святцев РНБ, Q.I.392,конволют, кон. XVII в., л. 92 об., но под 6 мая: «Преставление… Иякова иже наЖелезном Бору…», при этом 6959 г. датируется создание монастыря («Иже создамонастырь в лето 6959-го от града Галича 40 поприщ, а от Костромы пол 70поприщ…»). Впрочем, в отношении указанной рукописи нельзя игнорироватьвозможность залежности бумаги первой части (до л. 141), на которой собственнонаписаны святцы (филигрань – голова шута, типа Дианова, Костюхина.

356 (1669 г.), вовторой части (пасхалия с 1698 г.) – филигрань Герб Амстердама, тип: Дианова,Костюхина 176 (без литер) (1700 г.), 177–178 (1688 г.).164Обычная дата преставления в «Описании…» – 11 апреля (часто встречается всвятцах) 6900 г. (т.е. точный год составителю «Описания…» не был известен). Эта жедата приводится и Амвросием (Орнатским): История российской иерархии. М., 1812.

Ч.4. С. 118.205в. и особенно усилилось в период восстановления монастыря, сожженного вСмутное время. О степени распространения можно судить по тому, чтопамять Иакова Железноборского была включена в Палинодию ЗахарииКопыстенского 1621 г.165 Некоторые приводимые в Житии сведенияявляются трафаретными, другие же – предположением, основанным на неупоминающих Иакова летописных источниках и на устном предании. Влюбом случае, об истории монастыря в 1-й половине XV в.

Житие преп.Иакова свидетельствовать не может – единственным упоминанием обобители остается летописное сообщение 1450 г.Поздние агиографические памятники представлены и новгородскимижитиями.Кчислуихотносится,вчастности,ЖитиеАнтонияЛеохновского.Наиболее древние свидетельства о почитании св. АнтонияЛеохновского могут быть разделены на письменные источники и устноепредание.166 Письменные источники житийного характера, а к нимотносится память в месяцесловах, датируются временем начиная с XVIIIв., фиксация устных рассказов о святом происходила с середины XIX в.Житие преподобного Антония Леохновского сохранилось внебольшом количестве списков: это две рукописи сер. XVIII в.,содержащие Житие и Службу святому (Санкт-Петербург, РНБ, Q.I.1364 иСаратовский госуниверситет, собр.

И. А. Шляпкина, № 336) и рукописиXIX в.: РНБ: собр. А. А. Титова, № 4230 и собр. Новгородской духовной165РИБ. СПб., 1878. Т. 4. Стб. 852.166Подробный очерк истории обители и почитания преп. Антония опубликованнедавно в кн.: [Муринсон А.] Преподобный Антоний Леохновский и его святаяобитель.

К 400-летию преставления преподобного Антония Леохновского. 1611–2011.Великий Новгород, 2011.206семинарии, № 119, л. 205 об.–211*167; Новгородский музей-заповедник, №11179, 1-я пол. XIX в. Кроме того, существует список, содержащийчастичный перевод на русский язык (Новгородский музей-заповедник, №10916, нач. XIX в.), и публикация Жития в епархиальной периодике168.Взаимоотношения существующих списков анализировались в литературе,однако окончательные выводы о том, каким был первоначальный текст:более кратким или более распространенным, и о том, что убрали илидобавили позднейшие редакторы, еще предстоит сделать.Житие сообщает о святом, что он происходил из тверского родаВельяминовых,былпостриженпустынникомТарасием,жившимпоблизости от Рублевой пустыни, в с.

Леохново. Построив деревянныйПреображенский храм, Антоний получил антиминс для строительствацеркви (согласно древнейшему списку, это произошло в 1479 г. приновгородском архиепископе Геннадии), строил обитель и собрал братию.Первая часть Жития завершается описанием облика преподобного, и,возможно, принадлежит перу одного автора, а последующие статьи былидобавлены другим человеком.НекоторыефрагментыЖитиявосходятклитературнымисточникам, и в их историчности приходится сомневаться: это преждевсего главы о встрече преподобного с монахом Нифонтом и о провидениипод Оршавою (Оршей). Чудо о пожаре в монастыре датировано встарейшем списке 1542 г., что плохо согласуется с предполагаемой датойрождения преподобного.

Противоречие содержит также и сообщениестарейших списков Жития о том, что «егда плениша безбожнии еллини167Рукописи, помеченные *, выявлены благодаря сведениям базы данных«Источникирусскойагиографии»,подготавливаемойОтделомдревнерусскойлитературы Института русской литературы (Пушкинский дом, Санкт-Петербург).168В частности, издание Жития по неизвестному списку, с некоторымикомментариями и пропусками, осуществленное в Новгородских епархиальныхведомостях в 1899 г., № 21, С. 1360–1367.207Великий Новъград, тогда преподобный отец наш Антоний взят бысть вВеликий Новъград преосвященным Киприаном митрополитом», так каквремя пребывания митрополита Киприана на митрополичьей кафедре(1626–1634) не совпадает с период шведского владычества в Новгороде.169Датировка старейшей рукописи не обязательно определяет датусоздания того или иного памятника, в том числе житийного, но можнопредположить, что в случае с Житием преподобного Антония датанаиболее ранних списков – т.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее