Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 46
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика". PDF-файл из архива "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 46 страницы из PDF
1. Смесь. С. 8–13.193Кочетков И. А. Свод чудотворных икон Богоматери на иконах и гравюрахXVIII–XIX веков // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. / Под ред.А. М. Лидова. М., 1996. С. 404–417; Белоброва О. А. Об иконах Богоматерь Кипрская иБогоматерь Киккская в русской культуре ΧVII–начала ΧVIII в. // Белоброва О. А.Очерки русской художественной культуры ΧVI–XIX вв. М., 2005.
С. 316.223«Сказание святым иконам разным явлениям. Пресвятыя владычицынашея Богородицы и приснодевы Марии в разных градех в нашейРоссийской земли…» (РГБ, собр. ОИДР 212, л. 148 об., № 40), в частности,отсылает читателя к Сказанию об иконе: «чти в полном явлении».Присутстствует Семигородская икона и в перечне икон в рукописиярославского иконописца Василия Никитина, составленном в сер. XVIII в.(ГИМ, Музейское собр., № 3194. № 40), и в «Сказании о различныхявлениих Пресвятыя владычицы нашея Богородицы чудотворных икон.»(РГБ, Костр. 55. № 121), «Сказании о иконах Пресвятыя владычицы нашеяБогородицы и приснодевы Марии, како в которых градех и о том писанониже сего подлинно (РНБ, Погод.
938, л. 21–21 об. № 39).Краткое содержание Сказания пересказывается и в перечне явленныхикон в списке XIX в., хотя и с неточностью в географическом названии:«Месяца апреля во 2 днь. Явление иконы Пресвятыя БогородицыСемигорския явися на Москве в девичьем монастыре старице Ульянеирода дворянка Медведевых 30го лета была в разслаблении и повеле еи итив Галецкой (так!) уезд в Семигорскую пустыню ко образу сему иисцеление получиши и церковь и монастырь тамо построиши, явися влет(о) 7130» (РГБ, Калужск.
738, л. 13–13 об.).К жанру Сказания о начале монастыря и Жития основателя этогомонастыря относится, в частности, «Истории о обители Пресвятыявладычицы нашея Богородицы и приснодевы Марии, честнаго и славнагоЕяРожества, иже именуется Лукианова пустыня, какосудьбамивсемогущаго Бога… и молитвами угодника ея преподобнаго отца Лукианаобитель сия начало себе восприяла»). Повесть была создана в начале XVIIIв.
и включает в себя черты жития святого, рассказа об основании монастыряи сказания о чудесах иконы Богоматери. Рукописная традиция Повестиизучена Е. В. Романенко.194 В первой части памятника повествуется о194Романенко Е. В. Житие преподобного Лукиана Александровского // Вестникцерковной истории. 2015. № 3/4. С.224явлении иконы Рождества Богородицы в 1594 г. на «ПсковитиновойРамени» — сюда, после того как на этом месте несколько раз являласьикона из церкви, недавно построенной в селе Старая Александрова слобода— была перенесена вся церковь.
В годы польской интервенции служившийпри церкви священник Григорий пропал, а церковь запустела, и былавозобновлена старцем Лукианом и иеромонахом Феодосием (последнийпришел к церкви по повелению явившейся ему Богоматери). Далееприводится описание чудес с 7161 (1653) г., в том числе с упоминаниемвозобновившего обитель старца Лукиана, и одного из его преемников,строителя Корнилия, по 1707 г. Вторая часть памятника — «Сказание орождении преподобнаго отца Лукиана и о пострижении его в монашескийобраз и о трудолюбном его житии и о зачатии монастыря, иже именуетсяЛукианова пустынь», по мнению В.
О. Ключевского, может бытьдатирована временем около 1685 г. Биография Лукиана изложенадостаточно подробно, сообщается, что он уроженец Галича, его родителейзвали Димитрий и Варвара, сам он, в миру Иларион, родился по обету, икогда ему исполнилось 8 лет во исполнение этого обета родители мальчикапостриглись, при этом Иларион ушел с отцом в Брынский Бор. Дмитрийпоставил крест, принял иночество под именем Дионисий, обучал Иларионаграмоте. После смерти отца Иларион отправился в обитель Афанасия иКирилла Александрийских на Мологе, с благословения игумена был тампослушником 3 года, затем ушел в Углич в монастырь св. Паисия, а послеотправился в Александрову слободу, где из беседы с местными жителямиузнал о существовании заброшенной церкви, о которой рассказывалось впервой части памятника. Иларион начал жить при церкви, пришедший тудаже из Прилуцкого монастыря в 1640 г.
иеромонах Феодосий постригИлариона в иноки и нарек Лукианом. Было получено благословение нановую церковь, однако постройке ее помешал архимандрит Иосиф Чеус (потексту памятника, стоявший во главе Владимирского Рождественскогомонастыря, однако А. Свирелин указывает на то, что в грамоте царя225Алексея Михайловича 1650 г. в связи с этим делом упоминаетсяархимандритАндрониковамонастыряИосиф),которыйразобралприготовленные для новой церкви бревна, и добился того, что Феодосийвернулся в свой монастырь, Лукиан же по каким-то обвинениям был сосланв Чудов, где трудился в хлебне. В 1646 г.
преподобный был рукоположенигуменом Чудова монастыря Кириллом в священники. По рекомендацииКирилла и по прошению инока Кожеручского Архангельского монастыряТихона Лукиан был послан в этот монастырь, но однако через какое-товремя из-за конфликта с Тихоном «наветом лукавого беса» вернулся кместу старой церкви, там опять жил некоторое время, а после очередногоконфликта вернулся в Чудов, где продолжил службу в хлебне.
В Москве онзнакомится с «царским истопничим» А. Ф. Борковым. По прошениюпоследнего, а также переславца Тимофея Иванова Микулаева в 7158 (1650)г. Лукиану была дана грамота на строительство пустыни. Лукианотправился к месту новой пустыни, где начал собирать братию. Дальнейшаяистория церкви и Лукиановой пустыни известна как по житию, так и пограмотам царя Алексея Михайловича и патриарха Иосифа, по которымЛукиану было разрешено построить новую церковь, служить в ней и данапашня и сенные покосы. Благодаря хлопотам Лукиана в Александровойслободе был создан женский монастырь. Деловой тон, свойственныйповествованию о Лукиане, несколько нарушен описанием пророческогодара святого, обращающегося к пастве «да престанет … от злоб своих» ипредсказавшего «гнев Божий» — моровое поветрие.
Умер Лукиан, посведениям П., 8 сентября 1654 (7163) г. Завершается Повесть описаниемприхода к гробу святого его врагов — архимандрита Иосифа и старцаТихона, пришедших просить у него прощения, последующих строителяхобители и сообщением о грамотах, данных царями пустыни уже послесмерти ее основателя. В отличие от первой, вторая часть Повестипрактическилишена«сверхестественного»элементаисодержитподробнейшее, местами документальное описание истории пустыни.226Отдельным видом агиографической книжности являются получившиераспространение в XVII–XVIII вв.
сказания о крестах, наиболее известнымиз них является Муромская повесть о чудесах Виленского креста.195Повествование о чудесах Креста на Никольском погосте в Ростовскомуезде, хотя и возводится церковно-краеведческой литературой к XIV илидаже к XV в.196, сохранилось преимущественно в рукописной традиции XIXв.197Явленный крест может выступать, в частности, как реликвияприходской общины и место паломничества, как, например, приплывшийпо реке Обноре, согласно Преданию, каменный крест, обретенный у берегаблиз Ильинской церкви.198Несмотря на наличие рукописей с текстом Жития и XVIII, и XIX в.,следует обратить внимание на отсутствие записей чудес XVIII–XIX вв.Подобного рода феномен – создание и переписка Житий святыхдопетровского времени без добавления новейших чудес – известен дляпоздней агиографической традиции, не связанной со старообрядчеством:195Руди Т.
Р. Еще раз о датировке «Повести о чудесах Виленского креста» //ТОДРЛ. СПб., 1999. Т. 51. С. 232–242.196Титов А. А. Ростовская иерархия: Материалы для истории русской церкви.М., 1890. С. 43.197Списки см., в частности, в статье: Романова А. А. Чудеса о Кресте Господне вНикольском погосте // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 2004.Вып. 3, ч. 4. С.
252–254. Современное переиздание: Сказание о явлении честного иживотворящего креста Господня и великого во святителях чудотворца Николая вНикольском погосте, что слывет на болоте у Иисусова креста и о благодатныхзнамениях и чудесных исцелениях от Животворящего креста Господня и свяиттеля ичудотворца Николая. [М.], 2006. 143 c.198Биланчук Р. П. События Смуты начала XVII века в Сказании о явлениикаменного креста у Ильинской Обнорской церкви Вологодского уезда // Актуальныевопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2015. №12 (52).227возможно, его следует объяснить опасениями привлечь ненужноевнимание и вызвать распросы со стороны епархиального начальства иСинода.Полнотекстовые Жития и циклы агиографических произведений,посвященные русским святым – весьма распространенный жанр русскойкнижностиXVII–XVIIIвв.Однакозначительноболеемассовымисточником по истории почитания святых являются внежитийныепамятники, которым будет посвящена следующая глава.228Глава 4.
Внежитийные письменные свидетельства о почитании4.1. Памяти святых.Кчислусвидетельствпочитания,существовавшихираспространявшихся вне зависимости от наличия текста полной Службы иЖития, относятся краткие службы (тропарь и кондак),199 Обиходники, вкоторых указывается, где искать текст на нужную память, записи в святцахи святцах с летописью, перечни (реестры) имен святых и икон, к числукоторых относится «Книга глаголемая Описание о российских святых» и«Солнце пресветлое», а также большое количество перечней икон безназывания, иконописные подлинники.Важным источником о порядке совершения обряда являютсясведения об обрядах, совершавшихся в московском Успенском соборе,200 атакже данные Чиновников Успенского и Софийского собора.Иногда, но крайне редко, единственным письменным источникомсведений о местном почитании является запись в Синодике – как в случае сКосмой Верхотурским – юродивым, запись о смерти которого была сделанав Синодике Троицкого собора в первой половине 1680-х гг.201Как одно из свидетельств почитания святого рассматривается записьв святцах – почитания в самом широком смысле слова – почитания, котороееще частично связано с поминовением.