Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 39
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика". PDF-файл из архива "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 39 страницы из PDF
Е., Линников Д. Д. К истории Троицкого монастыря на Муезере иего Никольской церкви // История просвещения Европейского Севера: МатериалыМеждународной историко-краеведческой конференции Восьмые Феодоритовскиечтения. Пос. Умба – с. Варзуга, 28 – 30 августа 2015 г. СПб., 2016. С. 99–109.121В краеведческой литературе встречается мнение об основании монастыря вконце XIV в., что связано с тем, что Иаков Железноборский почитается как ученикпреп.
Сергия Радонежского. Сведения об этом черпаются из Жития преподобного, окотором см. ниже. См. также: Зверинский В. В. Материал для историкотопографического исследования о православных монастырях в Российской империи.СПб., 1892. Т. 2. № 796. Датой основания монастыря называется также 1415 г., чтосвязано также с истолкованием сведений Жития – см.: Строев П. М. Списки иерархов инастоятелей монастырей Российской империи. СПб., 1877.
Стб. 871.122ПСРЛ. М.; Л., 1949. Т. 25. С. 270, 271;СПб., 1853. Т. 6. С. 179; СПб., 1859. Т.8. С. 122–123.123Об этом сообщает Пискаревский летописец (ПСРЛ. М., 1978. Т. 34. С. 205–206); Новый летописец, впрочем, говорит о пострижении Григория Отрепьева в некоеммосковском монастыре (ПСРЛ. М., 1965. Т. 14. С. 137–138).189Михаил Федорович.124 Однако о времени основания и об основателемонастыря известий мало.Наиболее ранние письменные источники о почитании ИаковаЖелезноборского это надписи в рукописях Миней: 1535: «В лет(о) 7000четыредесят третаго.
Написаны бышла книги сиа на памят святых мученикКирика и Улиты. При благоверном великом князе Ивене Василевиче ВсеяРуси и пр иархиепископе Даниле митрополите все Русии в монастыре наБорку на Железном в Костромском уезде у Ивана Предтечи. И у Николычюдотворца и преподобнаго отца Иякова Широконосова, а повелением истроением игумена Нифонта Иванова сына Дюдкова галичанина…»,125 иуказанные в статье Я.
Бередникова рукописи:126 1536 («В лето 7044 списанабысть си книга Минея месяца марта… при архиепископе Данилемитрополите Всеа Руси, а написана быша книга сия великому и чюдномуИоанъ Предтечи и великому светилнику Николе чюдотворцю и в Яковльмонастырь Широконосов преподобнаго отца нашего игумена Иакова, ижеосновавый обитель сию… а написана быша сиа книга повелением осподарянашего игумена Нифонта127…») и 1541 гг. («Лета 7049, месяца июня в 11день, написана бысть сия Минея рукою многогрешнаго дьяка Софрония, на124[Воскресенский А.] Преподобный Иаков игумен Железноборовскийчудотворец и основанный им Иоанно-Предтеченский монастырь Костромской епархии// Костромские епархиальные ведомости. 1913.
№ 2. С. 39–41.125Полный текст записи см.: Каталог славяно-русских рукописных книг XVIвека, хранящихся в Российском государственном архиве древних актов / Под ред. Л. В.Мошковой. М., 2014. Вып. 2. С. 88. Рукопись не была известна автору настоящейработы при подготовке статьи: Романова А. А. К биографии преподобного ИаковаЖелезноборского // Русское средневековье: Сборник статей к 85-летию проф.
Ю. Г.Алексеева. СПб., 2011. С. 819–831.126Бередников Я. О некоторых рукописях, хранящихся в монастырских и другихбиблиотеках // ЖМНП. 1853. Ч. 78. Июнь. С. 86–90.127В справочнике Строева имя Нифонта названо сразу после имени преп.
Иакова(Строев П. М. Списки иерархов… Стб. 871).190Железном Борку у Рождества Иоана Предотечи, у святаго отца Николы и упреподобнаго отца Иякова, стяжанием игумена Нифонта и келаря ДемьянаЯковля сына Писемьского»)128, а также в Евангелии 1570 г. («7078 далигумен Тихон великому Ивану Предтечи, и Николе чюдотворцу ипреподобному Иякову чюдотворцу, сию книгу Евангелие, и вы б Бога радипоминали в молитвах»).129 Именование основателя обители «преподобным»в более ранних записях сменилось именованием «чудотворцем», чтоподтверждает и датировка записей чудес Иакова, о которой подробнеебудет сказано далее. Основываясь на том, что в 1628 г. в костромскойУспенской церкви, что на Волге, имелся придел во имя «Якова, Боровскогочюдотворца», Е.
Е. Голубинский считал, что установление местной памятиИакову датируется временем до 1628 г. Посвященный Иакову приделсуществовал также в 1635 г. в Борисоглебской церкви в Галиче.130Вероятно, установление местного празднование было учреждено послеобретения мощей 5 мая 1613 г.131Источники,рассказывающиеопреподобномИакове,немногочисленны. Наиболее ранний памятник, посвященный Иакову,Служба ему, известна в ряде списков, в том числе в Трефологионе из собр.Троице-Сергиева монастыря № 625.132 Известен автор – игумен «того жемонастыря» Иоасаф (в списке: «Иасаф», что вызвало появление влитературе имени игумена Иосифа). В. О. Ключевский, указавший128Современный шифр: (ГА Костромской обл. Ф.
558. Оп. 2. № 430) указан встатье Н. А. Зонтикова: Зонтиков Н. А. Иаков // Православная энциклопедия. М., 2009.Т. 20. С. 465. В настоящее время А.129Филарет (Гумилевский). Русские святые. СПб., 2008. С. 190–191.130Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви. М., 1903.С. 148; Зонтиков Н. А. Иаков…. С. 466.131Островский П. Ф. Исторические записки о Костроме и ее святыне.
Кострома,1864. С. 80.132См. описание: Арсений, Иларий. Описание славянских рукописей библиотекиСвято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1878. Ч. 2. С. 206–207.191Троицкий список в своей работе, предположил тождество автора сИоасафом, игуменом Данилова монастыря, но эта догадка маловероятна.133Известна также краткая служба (тропарь и кондак) святому.134 Наличиеслужбы говорит о почитании святого, свидетельств которого для XVII–XXвв.
достаточно много.135Следующийповременивозникновения,илинаписанныйодновременно со Службой, памятник – это Чудеса святого. Чудесапреподобного и Житие, как будет показано ниже – совершенно разныепамятники, и их существование вместе не зафиксировано, а одновременноесоздание может быть поставлено под сомнение. Чудеса встречаются всопровождении Службы преподобному136 – в рукописи РНБ, собр.
Титова,№ 2236.137 Эта рукопись происходит из нижегородского Благовещенскогомонастыря, ее использовал в своем труде Филарет (Гумилевский)(датировка XVI в. неточна).138 Подробно сборник НижегородскогоБлаговещенскогомонастыряописанархимандритомМакарием(Миролюбовым). Сборник, а точнее сборная рукопись, состояла из 11133Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник.М., 1871 (репринт: М., 1988).
С. 279, сн. 1.134РНБ: Погод. 650, Сол. 553/572.135См.: Зонтиков Н. А. Иаков... С. 464–466.136Служба не получила значительного распространения, помимо двух указанныхрукописей, можно указать еще список XIX в. – РНБ, собр. Колобова, № 160, 8 л.(данный список выявлен по базе ОДРЛ ИРЛИ «Источники русской агиографии»).137Тит. 2236 (оп. 1041). Служба и чудеса Иакова Железноборского. На оборотеверхней крышки переплета экслибрис П. И. Мельникова.Филиграни: кувшинчик под полумесяцем с литерами РО, отдаленно сходные –Гер. 623-625 (1628–1630 гг.), Дианова.
Кувшин. № 235, 236 (1625, 1630 гг.), с литерами?/A (не отожд.), кувшинчик с розеткой с литерами I/QQ (тип: Дианова. Кувшин. № 40(1604 г.), 42 (1607–1612 ). Состав: Служба (л. 1–10), Чудеса (л. 10 об.–21). В спискеСлужбы указание на авторство Иоасафа отсутствует,138См.: Филарет (Гумилевский). Русские святые. С. 191, примеч. 8.192аллигатов, но уже в середине XIX века была, по-видимому, разобрана насоставляющие, попавшие в разные хранилища или частные коллекции.139Чудеса в списке Тит. 2236 содержат описания исцелений у гробапреподобного с 7075 (1567) по 7106 (1598) г.
Биографических сведений, идаже даты памяти, в их тексте нет, отсутствует заглавие, нач.: «Пригосудареве державе рускаго рускаго (так – А. Р.) царства государя царя ивеликого князя Ивана Васильевича Всеа Русии преподобнаго отца нашегоигумена Иякова нового Костромского чюдотворца иже на Железном Боркув семдесять в пятом году и чюдеса творил до государя царя и великагокнязя Федора Ивановича всеа Русии самодръжца и государыни царицы ивеликие княгини Ирины Федоровны». Датировка рукописи Тит.
2236,краткостьчудес,соднойстороны,свидетельствуютораннемпроисхождении литературного памятника (существовала, вероятно, болеераспространенная его редакция, так как в краеведческой литературевстречаются ссылки на чудеса, содержащие детали, отсутствующие взаписи Тит. 2236).140 С другой стороны, отсутствие вступительной статьи кчудесам, даже предисловия (перечисление чудотворений начинается наобороте листа, на котором заканчивается текст Службы), явственносвидетельствует, на мой взгляд, о том, что ко времени, когда началасьзапись чудес, а именно к 7075 (1566/67 гг.) в распоряжении инициатора их139Макарий(Миролюбов),архим.Памятникицерковныхдревностей.Нижегородская губерния.
СПб., 1857. С. 207.140Ср. описание чуда с иноком Нифонтом в Тит. 2236, л. 10 об.: «Чюдо 1.Простил чюдотворец Ияков того ж монастыря старца Нифонта обдержим был на многалета бесным недугом» и в пересказе XIX в., основанном, вероятно, на литературнообработанном варианте чудес: «Нифонт несколько лет одержим был нечистым духом,скитался в лесу и возвращаемый рвал на себе цепи. Раз братия, поймав, притащили егок гробу Иакова, как только коснулся он гробницы, пришел в себя, со слезами пал предиконою преподобнаго, стоявшею на гробнице, молил спасти душу и тело его и всталздоровым.» (Святые угодники Божии и подвижники костромские, их жизнь, подвиги,кончина и чудеса. Кострома, 1879. С.
40).193записи не было никаких точных данных об Иакове. Цитированные вышезаписи на рукописях позволяют говорить о том, что преподобный Иаков доначала записи чудес почитался основателем обители, но именование егочудотворцем появляется впервые в записи 1570 г., что согласуется с датамив тексте Чудес. Дата смерти в заголовке службы – это дата обретениямощей, имевшего место в 1613 г.141 Ни одно из чудес не содержит указанийна какие-то обстоятельства жизни св.
Иакова. Что же тогда служитосновным источником о нем? Еще один источник – Житие преподобного.Ссылки, имеющиеся в современной справочной литературе на ЖитиеИакова Железноборского, позволяют говорить о существовании Жития ичудес как единого памятника.142 Однако имеющаяся рукописная традицияпротиворечит такому выводу. Чудеса преподобного и Житие – совершенноразные памятники, их существование вместе не зафиксировано, аодновременное создание может быть поставлено под сомнение. Житиесохранилось в составе конволюта XVIII–XIX вв. РНБ, собр. Титова, №3800, л. 50–55,143 загл.: «Месяца маия в 5-й день Житие преподобнаго отцанашего Иакова игумена Железноборовскаго чудотворца», нач.: «Сей141Святые угодники Божии и подвижники костромские… С.