Диссертация (Утопический проект в культуре Просвещения), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Утопический проект в культуре Просвещения". PDF-файл из архива "Утопический проект в культуре Просвещения", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Идеи эстетического утопизма проявление в архитектуре утопических идей, использование архитектурныхформ, как средство достижения совершенного общества. Идеи эстетическогоутопизма могут сочетать идеи предыдущих направлений утопизма, либо бытьотражениями в эстетике одного из них. Эстетические утопические идеи могутбыть:идеальные,(правильныеформы,окружности,сегментарноерасположение, равноудаленность от центра, выступающего основой системы)рациональные (четкая сетка из правильных строений, без учетаистории, традиции, местности);механические (протофункционализм, форма правильна, определенафункцией).Утопическим проектам, как и культуре, в которой они формируются,присущи определённые ключевые идеологические формулы (идеограммы),иллюзии, определяющие направление изменения существующей социальной31действительности.
Они находятся в соответствии с основными направлениямиобщественной мысли, зависят от них. Ф. и Ф. Мануэли отмечают, что еслиутопическое сознание XVIII и начала XIX века находилось под влияниемфизических наук, а ньютоновская картина мира служила моделью для СенСимона и Фурье, то с появлением сначала дарвиновской теории, а в XX веке сразвитием психологии и возникновением фрейдизма, утопия претерпеваетопределённую внутреннюю перестройку, отражающую изменения в сференауки.Утопические проекты не только создаются в определённых культурныхусловиях, они отражают социальное положение автора, социальный опытгруппы или сословия, к которому принадлежит автор. Надо заметить, чтоутопическиепроектыформируютсявруслеразвитияопределённойнациональной культуры, отсюда возникает дополнительное различие путей вдостижении «счастливого общества». В связи с этим, мы формируем понятиеутопического проекта ещё и как культурного комплекса, состоящего изутопических идей, выработанных в рамках (различных направлений) утопизма,а также традиций, свойств определённой культуры, личных, социальныхособенностей автора.Таким образом, утопический проект — проект,содержащийутопические идеи.
Структура утопического проекта представляет собойопределенный комплекс, содержащий: утопические идеи, выработанные врамках определённых направлений утопизма; черты культуры в которой онобразован; авторские, социальные слагаемые. К свойствам культуры мыотнесёмособенностирегиональные(религиозные,климатические,политические, этические, эстетические, социальные), а также особенностиразвития эпохи, доминанты общественного развития, социальные проблемыпериода создания проекта.
Рассматривая авторские, социальные слагаемыесоздаваемых проектов, мы будем обращать внимание на: личность утописта,его социальный статус, проблемы его социального развития, личные этическиепредставления, предпочтения, психологические особенности, проблемы.32Проводя культурологический анализ утопических проектов, мы будемотмечать особенности развития культуры в рассматриваемый период. Выделятьосновные утопические идеи, основы сложения этих идей.
Определятьутопическую направленность проекта. Отметим различные стадии воплощенияутопических проектов. Соотнесём развитие утопического проектирования срационализацией, гуманизацией общественной жизни в Европе. Отметимвременно-стилистические аспекты утопических проектов. Отметим попыткивоплощения (практические стадии) утопических проектов, последствия, ккоторым они приводили.1.2 Направления утопического сознания эпохи ВозрожденияПрежде рассмотрения утопических проектов в культуре европейскогоПросвещения, необходимо обратить внимание на ключевые моменты развитияутопизма в эпоху Возрождения, так как проекты этих эпох имеют идейноесходство. Также, необходимо отметить особенности комплексов утопическихпроектов, культурные особенности их сложения, воплощения.
В эпохуВозрождения утопическое проектирование в Европе ведётся достаточношироко. Гуманисты, провозгласившие величие человека, вследствие обладанияразумом, имели более рациональное понимание христианства, интересовалисьтрудами Платона и неоплатоников. Государство Платона знали, и ононеизбежногосударства.служилоисходнойточкойЕгопредставленияоблюбыхпроектовидеальнойправде,«образцового»красотеисправедливости, познаваемых разумом привлекали людей.Аристократ Платон, принимает на себя роль философа, познающегоидею государства (Государство), законодателя (Законы), рисует «антиафины»(Критий). Спор между Афиной и Посейдоном он решает в пользу последнего,Пирей с сухопутными стенами заменяет водной дорогой. Платон считал, что«умение воевать и достаточное количество еды - вот, что необходимо33государству, а не голод, поражения, казнь мудрых.
В то же время, Платон ищетистину, соответствие государства своей цели – справедливости. «В античностисправедливость представлялась как обретение блага, ... трактуется какуподобление, максимальное приближение политического порядка к своемуприродному образцу»44.Платон полагает тройственную расчленённость человеческой души начасти - разумную, яростную и вожделеющую.
Философы (созерцатели иносители чистых и вечных идей в материальный мир) - соответствуют разуму,воины (охраняют незыблемость порядка, выполняют указания философов, неимеют никакой частной собственности, столуясь все вместе, как во времявоенных походов) - воле, которая, должна быть союзником разума, работники,занимающиеся физическим трудом - являются низшей частью души, которойруководят воля и разум. В результате, государство Платона подчинено разуму,идеально.Как и в Спарте - никто из полноправных граждан, по Платону, не должензаниматься торговлей как делом, «несвойственным свободнорожденным».Платон считает, что должна быть «одна царская ложь», о том, что люди созданыиз разных металлов: золота, серебра, меди и железа, что позволило бызакрепить строй. Всё в государстве должны беспрестанно петь самим себеочаровывающие песни, в которых будут отражены справедливые законы.
Лосевполагал: «Все указанное представляет собой одну из сторон реставрации» 45.Платон воспринимал демократический полис Афин как хаос. Соответственно,он подсознательно выстраивает антидемократическую и в то же времяархаическую и анахроническую модель общества, которую стремится жёсткозакрепить властно - идеологически. По сути, мы видим реставрациюплеменного строя.Постоянная семья, как источник эгоистических устремлений, запрещена.Женщины должны принадлежать всем и никому, быть равными с мужчинами в44Канарш Г.Ю.
Понятие справедливости в истории политической мысли (античнаятрадиция и классический либерализм) // Философские науки. 2006. № 2. С. 143.45Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. С.36.34государственных делах. По мнению Платона, это переориентирует «семейные»инстинкты человека с семьи на общество в целом, войско, состоящие из такихстражников, будет непобедимым. Детей отсылают в дальние воспитательныедома, куда матери поочередно приходят и кормят всех.
Правители решают,когда и у кого детям быть, определяют воспитание физическое и нравственное,с трёх лет - до шестнадцати.В идеальном государстве Платона велика роль обучения. Начальноевоспитание включало изучение мифов, гимнастические упражнения, чтение,письмо, музыку, поэзию. Есть своего рода цензура – Платон, за несоответствиефилософской истине и нравственности, изгоняет мифотворцев - поэтов изсвоего идеального государства. Правители проходят длинный путь разумногообучения. С шестнадцати лет они изучают геометрию и астрономию, с 30 летнауки, с 50 лет тайны мироздания, философии, созерцание истинного бытия.Платонпыталсявоплотитьсвойпроектвжизнь,совершалнеоднократные и тщетные попытки «исправления» нравов тиранов Сиракуз.Платон в конце жизни и сам уже переставал надеяться на немедленноевоплощение своих идей, он пишет «Законы» и «Критий».
Утопический проектПлатона пытались осуществить неоплатоники при поддержке римского императора.Государство Платона служило исходной точкой идеальных утопических проектовгосударства. В проекте Платона мы видим проявление идеальных, племенных,утопических идей.С эпохи Возрождения активизировалось рациональное мышление вевропейскойкультуре,вытесняямистическое,традиционноесознание.Реформация проложила дорогу к переосмыслению догматов христианства. Отстремления в «царствие божие» происходит поворот к установлению,построению его на земле.
Гуманизм дал возможность верить в то, что человекспособен преобразовать мир в соответствии со своими желаниями. Л.Б.Альберти писал: «человеческие пороки, суть, не что иное, как отклонениеразума и нрава от правильных норм, от совершенства»46.46Леон Баттиста Альберти: Сб. статей / Отв. ред.
В. Н. Лазарев; Научный совет поистории мировой культуры, Академия наук СССР. М.: Наука, 1977. С.150.35Утопические проекты по совершенствованию общества проявились,прежде всего, в эстетическом ключе. В эпоху Возрождения в Италиипоявляются проекты «идеальных» городов. Создатели их, от Альберти доПьетро Катанео, проблемы градостроительства рассматривали очень широко ивсесторонне. И. Е. Данилова и Л. М.
Баткин отмечают условность примененияпонятия «утопия» в отношении проектов «идеальных» городов Возрождения.Оценивая их утопичность необходимо проанализировать основы созданиятаких городов. Главное в «идеальном» городе - идеальная планировка(использование геометрических (правильных) фигур, принципов регулярности,строгойлучевой,центральнойсимметрии,прямыеперспективы,равноудаленность элементов ансамбля от центра, (основы композиции). Такойпорядок, оставаясь неизменным, должен был обеспечить общественноепроцветание. Важно также было предоставить в городе блага гигиенические,эстетические.Эгильский пишет, что мыслители Возрождения создавали «чрезвычайноэклектичные, с точки зрения современности, но вполне органичные для своейэпохи концепции, в которых могут соседствовать идеи, почерпнутые изновейших гипотез и восходящие к древности» 47.