Диссертация (Утопический проект в культуре Просвещения)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Утопический проект в культуре Просвещения". PDF-файл из архива "Утопический проект в культуре Просвещения", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
2Содержание:Введение………………………………………………………………….3Глава I. Понятие утопии и утопического проекта1.1 Утопия и утопический проект…………………………...……....101.2 Направления утопического сознания эпохи Возрождения…… …32Глава II. Утопические проекты в культуре Просвещения (Западная Европа)2.1 Западноевропейские проекты XVII века..……………………..…….552.1 Французский утопизм XVIII - начала XIX века ……………………..70Глава III. Утопические проекты в культуре Просвещения (Россия)3.1 Градостроительные проекты начала XVIII века………………… ….933.2 Просветительский утопизм второй половины XVIII века…………..1033.3 Военные поселения начала XIX века..……………..……………...…123Заключение…………………………………………………………….…..133Список литературы………………………………………………..………..1433ВведениеАктуальность темы исследованияСтремительныепреобразованияобщественно-политическойсферычеловеческого бытия стали характерной чертой культуры XX – начала XXIвеков.
Как и в предшествующие эпохи, немаловажную роль в общественныхпроцессах играет утопия. При этом можно заметить, что её воздействие накультуру оказывается амбивалентным. Утопия, создавая образы совершенногомироустройства,зачастую«теряетизвиду»безусловнуюценностьчеловеческой свободы. А это, в свою очередь, неизбежно приводит к тому, чтоутопия становится препятствием на пути общественного развития.Утопия, формируясь в литературе, архитектуре, активно проявляет себя ив политике, воздействует на общественную жизнь. Проникая в программныедокументы политических партий и организаций, в массовое и теоретическоесознание, утопические идеи становятся неотъемлемой частью культурнополитической жизни общества.Ещё одной важной областью воздействия утопического сознанияявляютсяпроектылитературныхобразования,утопияхвоспитанияописывалоськакчеловека.важнаячастьВоспитаниевформирования«совершенного» общества.
Авторы утопических проектов полагали, чтоизменив систему воспитания, обучения, можно достичь желаемого идеала.Начиная с эпохи Просвещения, утопическое сознание сосредоточилось напоиске путей создания нового разумного общества. В фокусе утопическогосознанияоказалсяпроцессформирования«новогочеловека»путёмпросвещения (воспитания, образования).Не исключено появление и новых утопических проектов, поскольку самопо себе утопическое сознание гораздо устойчивее, чем конкретные утопическиепроекты. В современных условиях начинает пересматриваться историяутопической мысли, исследователи отказываются от целого ряда накопившихся4стереотипов, корректируются традиционные представления, связанные спониманием этого явления культуры.Противоборство различных социальных идеалов во многом определяетхарактерсовременнойкультуры.Безусловно,значительнуюрольвформировании этих идеалов сыграли и утопические элементы. Отсюдастановится очевидным, насколько насущным является изучение как природыутопического сознания в целом, так и стратегий его инкорпорирования вкультурную реальность.В теоретико-культурном измерении изучение проблем утопическогосознания позволяет выявить тематические уровни в содержании утопическойтрадиции, понять специфику формирования и функционирования утопическогосознания.
Несмотря на обилие исследований, множество вопросов, связанных сутопией и утопическим сознанием, по-прежнему требует решения. Как ипрежде, недостаточно исследованы проблемы постоянного присутствияутопизма в культуре, его способности к модификации. По-прежнему стоитзадача определения основных линий развития утопических идей. В настоящемисследовании мы стремимся, в первую очередь, выяснить, как формируются вкультуре Просвещения утопические проекты; определить, каковы критерии ихутопичности?Для решения этой задачи мы пытаемся отойти от привычного пониманияутопии как чего-то статичного, мы стремимся рассмотреть утопический проектво всей исторической динамике этого сложного явления культуры, стремимсявыявить и описать моменты его соприкосновения с действительностью.Степень научной разработанности проблемыФеномен утопии традиционно привлекал к себе самое пристальноевниманиеобществоведов.Идеясовершенногосоциальногоустройстваоставалась предметом многочисленных исследований в течение многих веков.Платон,Н.
Макиавелли,Т. Мор,Т. Кампанелла,Т. Гоббс,Дж. Локк,Г. В. Лейбниц, Дж. Вико, Ш. Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Вольтер, И. Кант,5Г. В. Ф. Гегель, В. Гумбольдт, А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн, П. Ж. Прудон,Н. Г. Чернышевский,М. А. Бакунин,П. А. Кропоткин,А. И. Герцен,Б. Н. Чичерин, П. И. Новгородцев, В. С.
Соловьев и многие другие – все они такили иначе обращаются к утопической проблематике.Идеологический потенциал утопического сознания раскрывается вработах Л. Мамфорда, К. Мангейма, Г. Маркузе, М. Хоркхаймера, Т. Адорно,С. Жижека.Мифологическийирелигиозныйаспектыутопиибылирассмотрены в работах ряда исследователей, среди которых – С. Л. Франк,Н. А. Бердяев, М. Бубер, X.
Кестинг, К. Барт, П. Тиллих, Н. Бубер, Э. Мунье.Кроме того, утопию осмысляли писатели-антиутописты и писатели-фантасты:Е. И. Замятин, А. Беляев, О. Хаксли, Дж. Оруэлл, Р. Брэдбери.Присутствиеутопическогоэлементаобнаруживаетсяприконструировании идеальных типов (М. Вебер, Р. Рюйе, Д. Рисман) и приорганизации интеллектуального эксперимента (Э. Мах, Б. Скиннер). Концепцииутопии Ф.
Полака, К. Поппера, М. Плетелла, Ж. Дюво, Дж. Александера,М. Уолцера, Н.А. Морриса, Р. Нозика трактуют это явление как феноменсознания со свойственной ему прогностической функцией. Прогностическая жефункция утопии была рассмотрена, в частности, в работах следующих авторов:Э.А. Араб-Оглы, И.В. Бестужев-Лада, Э.Л. Баталов, В.И. Бовш, Ю.П. Ожегов,А. И.
Володин, И. Н. Осиновский, Т. А. Пчелинцева, В.П. Шестаков, А. И.Клибанов, В.А. Чаликова, В.К. Чистов, Э.М. Чоран, Г.Х. Шахназаров.А.В. Иконников, А.Г. Раппапорт Д.О. Швидковский рассматривалиутопию в связи с архитектурой. Вопрос о построении общей модели утопии, атакже о философском осмыслении утопии поднимают в своих работах И.Н.Неманов, З.И. Файнбург, С.А. Шишулькин, В.Д. Бакулов, В.А. Лекторский, Л.А.Морщихина, И.М. Ненина, Т.С. Паниотова, Г.М.
Пономарева, Т.С. Стяжкина,Е.Э. Эгильский.Проблема утопии в русской культуре эпохи Просвещения, поднималась вработах В.В. Святловского, В.Ф. Егорова, Н.В. Ковтун, А.В. Чудинова, Д.В.Устинова и А.Ю. Веселовой, К.М. Андерсона, И.И. Свириды, С. Грачиотти, И.З.6Сермана,Т.В.Артемьевой,Э.П.Юровской,Н.Н.Натуральновой,Е.Е.Приказчиковой и др.Объектом исследования является утопия как феномен культуры.ПредметомисследованияявляютсяутопическиепроектыэпохиПросвещения.Цельюисследованияявляетсятеоретико-культурныйанализутопических проектов эпохи Просвещения в общем контексте эволюцииутопического сознания.Задачи исследования:1.
Выявить многообразие подходов к определению понятия «утопия».2. Разработать определения следующих феноменов: утопический проект,структура утопического проекта.3. Изучить структуру утопического проекта, стадии его воплощения вкультурную реальность.4. Определить значение утопического элементав генезисе культурыПросвещения.5. Проанализировать особенности утопических проектов Просвещения вконтексте эволюции утопического сознания, проанализировать сложившиеся входе проектирования утопические идеи.Методологическая и источниковедческая база исследования.Так как при изучении теории и истории культуры используются подходыи результаты исследования культуры многих научных дисциплин, тооправданным является комплексное использование разнообразных методов итеоретических подходов.
Работа опирается на общие принципы теориипознания, на системно-структурный и функциональный методы, которыепозволяют выделить составляющие элементы явления, их взаимосвязь ивзаимозависимость, показать единство системы, структуры и функций7исследуемого объекта. В работе также реализованы принципы единстваисторического и логического анализа.Применение историко-философского и историко-культурного подходовпозволило рассмотреть феномен утопии как в диахроническом контекстеразвития историко-философской мысли, так и в синхроническом срезе тогокультурного контекста, в котором разворачивался тот или иной утопическийпроект.Достижению заявленной в исследовании цели, послужило применениеконцептуальногоанализа,позволившегодатьцелостноемногогранноепредставление о явлении утопии, утопизма.