Диссертация (Утопический проект в культуре Просвещения), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Утопический проект в культуре Просвещения". PDF-файл из архива "Утопический проект в культуре Просвещения", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Какпишет Дж. Девис: «Всё это значит, что по существу, у утопии нет истории, чтоона просто есть всегда и везде, как воздух» 7. При отсутствии чёткого4 Стяжкина Т. С. Динамика утопического сознания: от мифа древних цивилизаций кпостнеклассической утопии: дис. … канд. филос. наук: 24.00.01/ Стяжкина Т.
С. М., 2007С.13.5 Лаврова А.Г. Актуальность утопии как культурологическая проблема : дис. … канд.культурологии: 24.00.01 / Лаврова А.Г. Челябинск, 2009. С.20.6 Пономарева Г.М. Утопия и утопическое сознание в контексте русской культуры XIX –начала ХХ века : дис… д-ра филос. наук: 09.00.03 / Пономарева Г.М. М., 1996.С.10.7 Социокультурные утопии 20 века. Выпуск 4. М.: Академия наук 1987.С.25.13определения утопии происходит замена его другими понятиями.
Но отношениякультуры и утопии не могут быть осмыслены, если понятие утопиирастворяется в более широком понятии идеального, желанного, наилучшегообщества.При этом, можно заметить, что утопия производит определённую работув социуме. Е.Е. Приказчикова отмечает, что утопия, по своим социокультурнымустановкам амбивалентна, а её общественно-политическая роль противоречива,и во многом определяется конкретной ситуацией. Действительно, утопиисодержат в себе определенные плюсы и минусы. Плюсы - это синтез новыхидей, критика действительности, переход в футурологию, позитивные,гуманные реформы на пути развития общества.
Минусы утопии - такие явлениякак этатизм, механицизм культуры, ложные пути развития общества - «светлоебудущее», идущее вразрез с действительностью, революции, негативныереформы, тоталитаризм, утопический фанатизм. В.А. Лекторский пишет, чтоутопии, это: «господство идеи над жизнью, будущего над настоящим,максимализм, перфектибилизм (убежденность в возможности достижениясовершенства), логоцентризм и рационализм (убежденность в возможностиполной рационализации общественных процессов)»8.Утопия ставит перед человеком ряд проблем.
Первая проблема проблема свободы человека. Утопия нередко предстает как крайняя формаэтатизма. Многочисленные регламентации и предписания, которые превращаютутопийцев в рабов своей «наилучшей» и «счастливой» жизни, и ведут социум кстагнации, к вырождению человека. Ценой «совершенства», оказываетсясмерть «живой жизни». Утопия преграждает путь к свободному духовномупоискуобщественногоразвития,ограничиваяеемнимойгармониейзаконченного совершенства, обезличивает человека, регулирует все сферы егожизни, превращая общество в образцовую тюрьму.Геометрический, машинный порядок ведёт общество назад, к стадности.В.А. Чаликова, Л.
Мамфорд замечают, что утопический порядок также как и8 Лекторский В.А. Идеал, утопия и критическая рефлексия. Отв. ред.В.А. ЛекторскийМ.:РОССПЭН, 1996. С. 6-7.14хаос, может быть злом, если он превращает общество в мегамашину. Человекеще не научился беречь себя как человека. «Утопии нередко бьют погуманистическим целям, которым они, как предполагается, должны служить;всякий кто имеет несчастье дожить до торжества утопий, волей-неволейоказываетсядляпреобразователятолько материалом,каковымможнопожертвовать ради достижения будущего»9. Антиутописты (Е. И. Замятин, Д.Оруэлл О.
Хаксли) изображают утопическое будущее как мир разума,торжествующего за счет «сердца» как мир безупречно-рациональной логики,где люди перестанут самостоятельно думать, выбирать, переживать.Русские религиозные мыслители (С.Л. Франк, Ф.М. Достоевский )отмечают, что «утопия — вечная ересь», она выступает как искажениехристианской идеи спасения. «Идеальная» система, не взирая на «живуюдушу» и свободу человека, «устроит все человечество и в один миг сделает егоправедным и безгрешным», «разом и все преступления исчезнут» 10. При этомзамечают, что «злодеи и преступники не натворили в мире столько зла, непролили столько человеческой крови, как люди, хотевшие быть спасителямичеловечества»11.Негативное отношение к утопии мы видим в работах К.
Поппера. Онпоказывает, что утопии пытаются достигнуть идеального состояния обществакратчайшим, рациональным путем, минуя « «промежуточные» или «частные»цели. Н.А. Моррис пишет: «В утопии самой по себе, может быть, и нетопасности, но она есть в ее реализации. Участие в масштабном утопическомэксперименте далеко не всегда добровольно, и опыт свидетельствует, чтоутопические социальные движения создают иерархические структуры ивыдвигают на их вершины властолюбивых и агрессивных лидеров»12.9 Социокультурные утопии 20 века. Выпуск 3. М.: Академия наук 1985.
С.7910Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Роман. Л.: Худож. лит, 1975.С.278.11Франк С.Л. Ересь утопизма [Электронный ресурс].URL:ecsocman.hse.ru (датаобращения 21, 06. 2014)12Социокультурные утопии 20 века. Выпуск 4. М.: Академия наук 1987. С.62.15Таким образом, утопия представляет собой определённую социальнуюугрозу, в то же время, она не имеет чёткого определения, широкие определениятрактуют ее как интеллектуально-социальное развитие человечества (Мануэли,Блох, Мангейм, Мидт). В связи с чем, возникает необходимость в чёткомопределении утопии, отличия её от возрастающего уровня разумного развития вкультуре (рационализации), от гуманизации ( включающей демократизацию).Также, важно отметить формирование утопизма в культуре, выработатькритерии утопичности.Попыткинаправлениям:классифицироватьисторическому,утопииразвиваютсясоциологическому,поразнымполитологическому,психологическому, психоаналитическому, филологическому и т.п.
В результатечего, определения утопий крайне различны: практические, спекулятивные,сатирические,технократические,теократические;местаивремени,ретроспективные, эскапизма и реконструкции, бегства, эгалитарные ииерархические. Определение по социально-классовому принципу ( утопииаристократические, буржуазные ), по исторической роли (прогрессивные,реакционные), по содержанию (технократические, антигосударственные), поформе (трактат, экономический проект, политический манифест и др.), поспособу реализации - утопии бегства от действительности (в другое место,другое время или другой - инопланетный мир) или утопии действия: в формеили поиска праведной жизни для избранных (утопии ордена).К. Мангейм рассматривает утопию с точки зрения социологии, политики,классифицируя утопию по видам идеологии на утопии: хилиазма, либеральногуманистические, консервативные, социалистически-коммунистические.
Э. Я.Баталоврассматриваетсовокупностьофициальнуюсоциально-утопическихутопию,идей,котораявыступаетпроектов,какпрограмм,провозглашаемых государственными деятелями в качестве национальныхидеалов и целей закрепленных в законах. При этом, он ( вслед за Мортоном,А.И.Клибановым,К.В.Чистовым)выделяетутопиюнародную,как«генетически первую», стихийно - рождающуюся в повседневной жизни.16Остальной массив составляет, по мнению исследователя, литературнотеоретическаяутопия.Е.Е.Приказчиковапишет,чтосуществуют:государственная утопия (утопия - эвномия), садово-парковая утопия (утопия эвтопия), педагогическая утопия идеального воспитания (утопия - эвпсихия).Л. Мэмфорд подразделил все утопи на два типа: «утопии бегства (иликомпенсация – «попытка немедленно освободиться от трудностей и невзгоднашей судьбы»13 и «утопии реконструкции».
А. В. Иконников, говоря обархитектурной утопии, разделяет её по основанию образов визуализацииутопий. «Проектирование в настоящем образов прекрасного прошлого,избираемого как источник образов (ретроспективная утопия), или напредставлениях о желательном будущем (прогрессистская утопия)»14, проводяподход исторической роли в эстетику.Ж.Н. Вюарне, историк культуры, выделяет: «систематическую утопию»;и «фрагментарную утопию». «Систематическая утопия»- картина развернутая,в полную социальную систему.
«Фрагментарные утопии» выдвигают лишьотдельныеутопическиеположенияилилозунги,неутверждаяихосуществимости и не пытаясь организовать их в связное целое. «В утопияхэтого рода искомым является не Новый Град, а новый человек»15.Такимобразом,классификацияутопийобширна,заставляетприсмотреться к её природе, но не дает чётких границ. Для определения их, нанаш взгляд, нужно отметить, в какой форме утопия может проявляться вкультуре. Нередко, утопии представляют желаемое устройство социума,используя художественные образы, как наиболее эффективный способвоздействия на общество. В комплексе произведений искусства утопия можетбыть доминирующей или подспудной.
Чаще всего утопии предстают влитературе. Литературной утопии свойственно «жанровое» разнообразие.13Mumford L. The story of Utopias / L. Mumford. New York. The Viking Press, 1962. P.15.14Иконников А.В. Утопическое мышление и архитектура. /А.В. Иконников. М.:Архитектура, 2004. С.11.15Социокультурные утопии 20 века. Выпуск 1.
М.: Академия наук, 1979. С.270.17Б.Ф. Егоров относил к утопии не только художественные произведения,но и трактаты, письма, очерки из научной и публицистической сферы.Исследователи Н.Фрай, Г. Негли, Дж. Патрик выдвигают в качестве критерияотнесения литературного произведения к утопии различные формальныепризнаки: путешествие в воображаемую страну, противопоставление реальногомира вымышленному, представляющие вымысел, описывающие определённоегосударство или сообщество, и их политическую структуру.Но надо заметить, что под эти критерии может подойти и фантастика, исоциальный роман, и небылица, сатира, сказка.