Диссертация (Утопический проект в культуре Просвещения), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Утопический проект в культуре Просвещения". PDF-файл из архива "Утопический проект в культуре Просвещения", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Первые примеры «идеальных»планировок мы видим в эпоху бронзы. Аркаим (2 т.л. до н.э.), в планепредставлялдвавписанных,одновдругое,кольцаоборонительныхсооружений. Город был построен по точному плану, ориентирован на сторонысвета, постройки располагались по радиальным линиям от центра. Античныеавторы также предлагали подобные планы.ОстровЯмбулабылподчинёнгеометрическойправильности,«преобладают центральная симметрия и круг, четко очерченные части подобныодна другой»201. Атлантида Платона имела форму круга, делилась тремяводными кольцами; внешнее кольцо было соединено с морем, каналом, в47 Эгильский Е.Э.
Утопия как феномен культуры: дис.... канд. филос. наук: 09.00.13./Эгильский Е.Э. Ростов-на- Дону.1997. С. 108201 Иконников А.В. Утопическое мышление и архитектура. /А.В. Иконников. М.:Архитектура, 2004. С.20.36центре, на акрополе, располагались храмы и жилище правителя, через кольцасуши переброшены мосты, «остров, а также земляные кольца и мост шириной вплетр, цари обвели круговыми каменными стенами, и на мостах, у проходов кморю всюду поставили башни и ворота»49.В Средневековье Блаженный Августин «принимает платоновскуюконцепцию идеального мира»50.
Он разработал строгую теорию прекрасного,как геометрической правильности, утверждал, что равносторонний треугольникпрекраснее разностороннего, т.к. в нём заключено больше равенства; ещёлучшим оказывается квадрат, в котором равные углы противостоят равным жесторонам. Прекрасней же всех круг, в котором нет углов, нарушающихравноудалённость всех точек окружности от центра. Альберти также считал,что «круг представляет собой совершенную и наиболее естественную фигуру, апотому является непосредственным отражением божественного разума» 51.Вероятно поэтому, в «идеальных» городах, наиболее распространённойбыла радиально-кольцевая структура улиц. Круг, где части равны иравноудалены от центра, говорит о равенстве, справедливости, символизируетсолнце, а также, «это совокупность, совершенство, единство, вечность» 52.Концентрические круги могут обозначать иерархии.
Мыслитель, архитекторВозрождения, Л.Б. Альберти писал, что Природа (то есть бог) изначальносоздала все вещи совершенными, «без какого-либо недостатка или порока» 53.Поэтому человеческие пороки, суть, не что иное, как отклонение разума и нраваот правильных норм, от совершенства. Создав идеальное устройство городскойсреды, полагали архитекторы, можно привести социум к совершенствуморально-нравственному. Подобное тождество эстетически - прекрасного,совершенного и нравственного, (божественного) имеет древние и прочныекорни.49 Платон. Диалоги Платона.
Государство. Критий. [Электронныйресурс] URL:www.hiperinfo.ru/. (дата обращения 26.03. 2014).50… Лосев А.Ф. История античной эстетики. В 8 томах. Том 2. М.: АСТ; 2000. С.121.51Янсон Х.В., Янсон Э. Ф. Основы истории искусств. СПб.: АОЗТ ИКАР. 1996. С.227.52Энциклопедия символов / Сост. В.М. Рошаль. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. С.103.53Леон Баттиста Альберти: Сб.
статей / Отв. ред. В. Н. Лазарев; Научный совет по истории мировойкультуры, Академия наук СССР. М.: Наука, 1977. С.149.37Центр определяет, задаёт формулу дальнейшего устройства плана города,с центром все согласуется, связывается, подчиняется. Город рассматривался какобъект политики правителя, подобно тому, как мир был объектом творенияБога.
В центре располагалась главная общественная площадь. Представление огороде, как о едином организме, подчинённом общему замыслу, к XVI векугосподствует в теории градостроительства. Во главу угла ставятся «принципырегулярности и строгой симметричности».Как и в изобразительном искусстве, на первом месте стоит идеальность,которая опирается на древнегреческую классику, познание законов природы,интеллектуальноеразвитиечеловека,противостоящеесредневековомумистицизму.
Античное мышление в устройстве города, это «интеллектуальносимволическое выражение городского организма как подобия космоса» 54. Втрактатах высказываются антропоцентрические идеи. Франческо ди ДжорджоМартини утверждал аналогию между человеком и космосом. «Архитектуразвеном – посредником»55. Также используются различные символы астрологии,ведь через неё человек связывается с космосом.Вместе с тем, теоретические трактаты зодчих и их проекты выражаютновое мировоззрение эпохи - гуманизм, где главное — забота о человеке.Человекспособенпреобразоватьсвоюжизнь,вследствиеобладания«божественным» разумом. В первую очередь, это были богатые люди, которыеявлялись заказчиками. Витрувий рассматривал вопросы планировки изастройки городов с точки зрения удобств, здоровья и красоты.
Другие авторытеорий и проектов предлагали устранить скученность и антисанитарию,способствовавшихраспространениюэпидемий,«разрядитьзастройку,выпрямить улицы, провести по главным из них каналы, рекомендоваливсемерно озеленять улицы, площади и набережные»56. Леонардо да Винчи«установил соотношение высоты построек и разрывов между ними длянаилучшей инсоляции. Пьетро Катанео писал о необходимости,545556приИконников А.В.
Утопическое мышление и архитектура. М.: Архитектура, 2004. С.31.Там же С.32.Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. М.:Стройиздат.1984. С.38.38проектировании, учитывать климат, плодородие, удобство, возможность роста инаилучшую оборону. Альберти писал о том, что дома, улицы, площади должныбыть согласованы по размерам и внешнему виду.Рассматривая проекты «идеальных» городов, обратим внимание натворчество миланского (флорентиец) архитектора и скульптора Филарете(Антонио Аверлино), и написанный им «Трактат об архитектуре» (1465 г.).Трактат построен в форме диалога и посвящён описанию проектируемого«идеального» города Сфорцинда. Город назван в честь миланского покровителяФранческоСфорца,предательством,герцогасудебнымиМиланского,тяжбами.знаменитогоФиларетеубийствами,рассматривалегокакпроводника «своих целей, который впоследствии неизбежно попадёт под властьпостроенной гармонии»57.Город, окружённый крепостной стеной, имел правильную форму звезды.Башни украшали каждый из восьми лучей этой звезды, из центра к нимпроходили проспекты.
Город был связан с внешним миром через системуканалов. В центре Сфорцинды находилась главная площадь. Подробно описанацитадель с ярусной башней «высотой в 365 футов, насчитывающую 365 окон.Здесь также многое определила магия чисел — семь помещений, отведённыхдля обучения семи свободным искусствам, семь этажей, посвященных четыремкардиналам и трём теологическим добродетелям и пр»58.Задачей своей, Филарете ставил приведение хаотических социальныхобразований – городов, в соответствие с гармонической природой мира ичеловека с божьим замыслом, в создании стабильной социальной ситуации, неподвластной роковым поворотам «колеса фортуны».
«Совершенная симметрияСфорцинды обещала новую прекрасную жизнь. Звездообразный абрис городастроился на регулярном сочетании и пересечении квадратов и кругов» 59. Для57Социокультурные утопии 20 века. Выпуск 4. М.: Академия наук 1987. С.53.58Иконников А.В. Утопическое мышление и архитектура. /А.В. Иконников. М.:Архитектура, 2004. С.31.59Социокультурные утопии 20 века. Выпуск 4. М.: Академия наук 1987.
С.54.39богатых отводятся центральные, лучшие районы «идеального» города.Сохранялся средневековый принцип профессионально-группового расселения.В городе планировались мануфактуры, мастерские и таверны,общественнаябаня,бордель,неподалекуотцерковногоприхода.В«Сфорцинде» Филарете, улицы имели уклон к окраинам города для стокадождевой воды и промывки водой из водоема в центре города. По восьмиглавным радиальным улицам и вокруг площадей, «предусматривалисьсудоходные каналы, что обеспечивало тишину центральной части города, кудавъезд колесного транспорта должен был быть запрещен. Радиальные улицыдолжны были быть озеленены, главные же из них обрамлены галереями вдольканалов»60. Центральная площадь, очертания которой повторяют внешнийпериметр города и хорошо согласованы с подходящими к ней улицами.Сфорцинду даже не начали строить. Но копии проекта распространилисьпо Европе, и идеи Филарете повторились в десятках проектов «идеальных»городовХVиХVIвеков.Новуюжизньемупридалооткрытиефортификационных преимуществ звездообразной формы.
В 1593 году ВиченцоСкамоцци построил защищающий подход, город-крепость Пальма нова, следуятрадиции радиальных схем, но, умозрительная эстетическая конструкцияоказалась нежизнеспособной, в силу однородного геометрического порядка иформальнойзавершенности.«Безупречноубедительныйначертежахутопический проект по самой своей природе оказался несовместим с городскойжизнью»61, ведь в нём ничего нельзя было изменить, не разрушив гармонии.Р.
Фишман пишет, что «идеальный» город игнорирует действительность.Он отметает историю, политику. «Город представлен сразу и навсегдасовершенным….»62. Не имеет возможности роста, изменения, ни в социальном,ни в экономическом направлении. Человек, в подобной, чётко запланированнойструктуре, не обладает свободой выбора, изменения облика жилья, планировки,в соответствии с жизненной необходимостью. «Идеальная» планировка не606162Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. М.:Стройиздат.