Диссертация (Утопический проект в культуре Просвещения), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Утопический проект в культуре Просвещения". PDF-файл из архива "Утопический проект в культуре Просвещения", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
От фантастики утопияотличаетсяустановкойнаизображениенепростонесуществующего,вымышленного, но совершенного, по мнению автора общества. У утопии ифантастики имеется важное сходство в сфере предсказания, прогнозированиянаучных новшеств, технических достижений. Петруччани отмечал, что вутопии они играют лишь вспомогательную роль.Сказку и народную утопию иногда трудно отличить. Английская странаКокейн и французская Кокан, Помона, Горная Бразилия. Гора Венеры и Странаюности, Люберланд и Шларафеланд, Беловодье, Леденцовая гора - образыземного рая, острова сказочного изобилия, вечной юности, вечного лета,веселья.
Утопии, как и сказки, могут воплощать многовековое стремлениечеловечества к «земному счастью», во всех его проявлениях. Однако, сказкипредставляя заведомо вымышленные персонажи, места и события, утверждаютэтические ценности. Они стремятся закрепить положительные черты морали,посредством разворачиваемого сюжета, четко отделив их от отрицательных.Утопия настаивает, если не на реальности описываемого, то хотя бы на еговозможности. Сказка может содержать вымысел противоположный законамприроды (волшебство), а утопия противоречит основам существованиячеловека: политическим, социальным, экономическим.Архитектура, градостроительство, как и литература, является почвой дляпрорастания утопий.
Б.Р. Виппер писал: «в архитектуре господствуют идеи»,она «не может существовать совершенно оторванной от своего времени,18абсолютно свободной от социальных функций»16. Архитектура отражаетобщественного человека ….. в его наиболее основных и общих духовныхустремлениях»17. Авторы систематических утопий формировали представленияо утопической архитектуре, проектировали градостроительные структуры.Нередко утопические проекты в архитектуре сопровождали текстовыепояснения, подчеркивающие утопические идеи автора. Так формироваласьданная эстетическая утопия, основанная на постулате «взаимной зависимостимежду поведением человека и формой среды, которую он для себя строит» 18.Кольцевая,радиальнаясистемаутопическихгородовАнтичности,Возрождения, также как ортогональная, «клеточная» система Нового времени,несут определённые утопические идеи, влияют на сознание человека.«Идеальный» город - план тотального изменения общества.Утопия, формируясь в литературе, архитектуре, активно проявляет себя вполитике, так как она представляет определённое социальное устройство.
Идётвоздействие утопий на общественную жизнь. Превращение их в программыдействий для массовых движений, партий, организаций, а также и дляотдельных личностей. Утопии могут выступать основой политическихсобытий, реформ, революций, войн, режимов. Утопии нередко несут чертытирании, военного, тоталитарного режима.
Но надо заметить, что не всякаятирания - утопия. Военный режим может захватывать всё государство (военнаядиктатура, империя), определяя характер его жизни, где жёсткий порядок,регламентация, сосредоточенность на военных целях, определяют жизньобщества, но не представляют собой утопии.Еще одной важной областью создания утопий являются проектыобразования, воспитания человека. Воспитание, в системных литературныхутопиях, описывалось как важная часть формирования «совершенного»общества.
Регламентировались ступени обучения детей. Авторы полагали, что16Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: «Изобразительноеискусство» 1985. С.216.17 Там же С.21618Иконников А.В. Утопическое мышление и архитектура. /А.В. Иконников. М.:Архитектура, 2004. С.30.19изменив систему воспитания, обучения можно достичь желаемого идеала. Сэпохи Просвещения утопии сосредоточены на становлении нового, разумногообщества,черезпроцессформирования«новогочеловека»системойпросвещения (воспитания, образования). Эта область становится объектомприложения утопической мысли, центральным моментом во фрагментарныхутопиях. М.
Мидт в 80-х годах прошлого столетия писала: «Дайте мне новуюклассную комнату, и я переверну мир»19.Рассмотрев области формирования утопии в культуре, необходимоотметитьпричиныихпоявления.Дляэтого,рассмотримутопиюфункционально. Утопии формируются спекулятивно, им свойственны функциимышления. Важными функциями утопии является компенсация и критика.Компенсация у утописта носит болезненный, длительный характер, частоявляется фундаментом для выстраивания утопий, поддерживает утопическоесознание.
«Восстанавливающее» действие утопии позволяет автору избавитьсяот поразивших его общественных противоречий, дилемм. «Компенсаторноевоздействие утопии на человека может приводить его к эскапизму, проецируянесбыточные надежды в нереальный мир, сотворенный воображениемутописта, что приводит к обесцениванию реальной жизни. Такая реакциянаиболее типична для европейского общества»20.Критическая функция утопии тоже имеет определенные особенности.Критика направлена не только на конкретные пороки, но и на все общество вцелом.
Критическое мышление утописта крайне активно в рассмотренииопределённых недостатков окружающего общества, но не в отношениивыдвигаемых им идей. Лекторский отмечает, что критичность утопическогосознания«причудливымневменяемостью,образомсочетаютсяневосприимчивостьюксегоинтеллектуальнойтеоретическойкритикеинесовместимостью с реальным функционированием общества» 21. Утопия не19Социокультурные утопии 20 века. Выпуск 3. М.: Академия наук 1985 С.233.20Лаврова А.Г.
Актуальность утопии как культурологическая проблема : дис. … канд.культурологии: 24.00.01 / Лаврова А.Г. Челябинск, 2009. С.130.21Лекторский В.А. Идеал, утопия и критическая рефлексия. Отв. ред.В.А. ЛекторскийМ.:РОССПЭН, 1996. С. 6-7.20предполагает проверки идей на соответствие действительности, не нуждается вподтверждении истинности предлагаемых идей со стороны.Э. Я. Баталов, Т. А. Пчелинцева, Н. В.
Стариков И. В. Фролова и С. М.Поздяевавыделяютнормативную(регулятивную)икогнитивную,конструктивную и прогностическую функции утопии. При этом, нужноотметить, что утопист вводит свою мораль в ранг правовой нормы.Неудивительно, что при этом, утопии полны регламентаций во всех сферахжизни общества, а люди в ней безлики, лишены собственных этическихпредставлений. Конструктивная функция в утопии также основа ее создания, нотворение нового миропорядка, человека, носит крайне субъективный характер.«Залипание» в утопиях крайне велико. Новый мир привязан к проблемам,потребностям автора, он скорей происходит из проблем прошлого, чемустремлений в будущее. Социальные прогнозы зависят не от реальныхсобытий, а от желаний, предпочтений автора.
К. Ясперс писал, что в утопии:«Прогноз никогда не бывает нейтральным»22.Можно отметить в утопии функцию идеализации. Утопист стремитсясоздать идеальное общество. Понятие идеала, идеального - нередко входит вопределение утопии. Как элемент утопического сознания, понятие идеалаотличается от идеала художественного, нравственного. Идеал художественныйпредполагает гармонию в соотношении с природой субъекта, не изымает егоотдельных частей. Идеал нравственный может быть основой поведениячеловека, но не обязателен для каждого члена общества (иначе это был бызакон).
Идеал утописта отождествляется с понятием практической цели, чтонесовместимо с природой идеала. Е. Шацкий пишет об утопическом идеале:«Нет утопии без идеала, но утопия, как мы ее понимаем, предполагает ещёопределённоеотношениеидеалакдействительности:отношениепротивопоставления, непроницаемости, разрыва преемственности»23.22Ясперс К. Истоки истории и ее цель//Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1994.
С.163.23Бакулов В.Д. Социокультурные метаморфозы утопизма: дис….д-ра филос. наук:24.00.01/ Бакулов В.Д. Ростов-на-Дону, 2003. С.8121Идеал утописта – это скорее его желание, его воля, а не рациональный,моральный выбор. Утопия рисует не только утверждаемый ею идеал, но ипозитивное отношение к нему. Совершенство, порядок, лучший, чем вдействительностиимеетсомнительныйхарактер,главноевнем«желательность» для автора, поэтому он пытается упрочить в сознанииреципиента позитивное отношение к нему. В своём произведении, утопист(социально),всегдавсамойвыгоднойпозиции,(управителя,горячопринимаемого гостя), чем усиливает позитивность восприятия его утопическихидей. Утопический идеал, который принимается как цель, оправдывает любыесредства, для его достижения, то есть установления воли утописта.