Диссертация (Утопический проект в культуре Просвещения), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Утопический проект в культуре Просвещения". PDF-файл из архива "Утопический проект в культуре Просвещения", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Егосправедливость заключается в равном обладании всем, в скромном желании7374Мортон A.Л. Английская утопия. Пер. с англ. О.В.Волкова. М.: Иностранная литература, 1956.С.27.Мор Т. Утопия. Философия Возрождения и Нового времени. [Электронный ресурс]. Мультимедийныйкурс. Бурлака Д.К. СПб.: Из-во РХГА, 2005. 1 электрон. опт. диск (СD)75Мор Т. Утопия. Философия Возрождения и Нового времени. [Электронный ресурс].Мультимедийный курс. Бурлака Д.К. СПб.: Из-во РХГА, 2005. 1 электрон. опт. диск (СD)76Кудрявцев О. Ф. Ренессансный гуманизм и утопия. М.: Наука, 1991. С.266.45благ в силу интеллигентности.
Он сохраняет семью (был женат), подробнорассматривает спорные вопросы, разрешая всё по-своему. В государствеподробная регламентация, но все приемлют порядок, счастливы. Мор соединяетв себе Средневековье и Возрождение, он верит в победу разума, рациональныйпорядок который сделает людей благими. В действительности, природечеловека не соответствуют идеи заложенныеавтором.Рекламируемоеравенство в одежде, достатке, желаниях и интеллектуальных решениях, можетбыть только у одного человека – Мора.Мы видим в его проекте равное расселение, потребление, достаток,одежды, мышление. Эти идеи входят в другие утопические проекты. ПланФиладельфии точно повторяет описание моровской столицы, а 54 городаспутника в рамках Большого Лондона построены по моровским принципамравных расстояний (не превышающих одного пешеходного дня), ограниченногонаселения и квот его расселения). «Утопия Мора являлась продуктом типичноренессансного мышления, когда в идеальном обществе хотели видеть сочетаниеидей Платона с идеями христианской общины, и именно христианскаясоставляющая является кардинальным идеологическим и культурным отличиеммодели Мора от модели Платона»77.Яркую религиозную окраску периода Реформации, имеет утопическийпроект Томаса Мюнцера.
Крестьянский предводитель, Томас Мюнцер«обнажил меч, чтобы царство небесное пришло на землю». «По своемупроисхождению он не принадлежал к сословию крестьян-ремесленников, скоторыми отождествлял себя в своей миссии. Мятеж Мюнцера противэрудированных профессоров, его враждебность к респектабельному отцубюргеру (с которым он ссорился из-за наследства) ознаменовали отказ от своихистоков и поиск избранных, отмеченных Богом побратимов вне своего круга»78.Мюнцер посещал университеты Лейпцига и Франкфурта, овладелеврейским и греческим языками, читал диалоги Платона, гуманистическую7727.78Мортон A.JI. Английская утопия. Пер.
с англ. М.: Иностранная литература, 1956. С.Мангейм К. Идеология и утопия // Утопия и утопическое мышление. М., 1991. С.28.46литературу. Он выделялся знанием Священного писания, трудов «отцовцеркви», сочинений средневековых проповедников, изучал мистиков-теологов.«Он стал учить своих прихожан, что формальное, «внешнее» слово священникаидет от него самого, а не от Бога, и поэтому оно не спасает людей. Он учил, чтоБог соединяется с человеком через Дух Святой, а приверженность букве Библииможет стать еще одной формой плотского рабства» 79. Так же как Мор, Мюнцерсчитал, что общество «развращает» праздность, частная собственность,роскошь.«Растущеенедовольствокрестьянонвоспринялкаксигналнеизбежности установления царства Божия на земле» 80.«Пророчество Даниилао том, что власть небесная дана будет «народу святых Всевышнего» (VII, 27),Мюнцер толковал как освящение власти простых людей» 81. «Несмотря напериодические взрывы отчаяния по поводу тупости и невежества народа,Мюнцер ставил его выше развращенных господ «...».
Простой человек ближе кпониманию Евангелия чем знать, неспособная постигнуть жизнь при своемроскошном существовании. Хотя христианское братство и союз — основанового порядка, но только честные труженики могут постичь его смысл. Здесьпринцип избранности полностью противоположен более поздним идеямкальвинизма, считающего благополучие Божьим знаком»82.Мюнцер считал, что всё должно быть общим, как написано вапостольских книгах. Люди должны относиться друг к другу как братья.
«Еслиу кого-то нужда в еде или одежде, он может взять их у богатого по правухристианина...Если богатый не отдает добровольно, надо отнять у негосилой»83. Если утопический проект Мора опирался на наиболее рационально активные слои общества, то Мюнцер опирается на «честные», невежественные,бедные слои, склонные к принятию его идей. Мюнцер выступает противбогатства и богатых, за власть бедных, владеющих всем сообща.
Он79808182Там же С.28.Мангейм К. Идеология и утопия: Пер. в 2 ч. Ч.2. М.: АН СССР, 1976. С.29.Там же С.30.Мангейм К. Идеология и утопия: Пер. в 2 ч. Ч.2. М.: АН СССР, 1976. С.32.83 Там же С.32.47демонстрирует в своем проекте племенные утопические идеи, воспринятыесквозь призму христианской культуры. «В гностических сектах, средневековыхересях,вученияхРеформации,в народныхутопическихдвиженияхсредневекового хилиазма жила та же идея абсолютно равной для всех жизни,жила не как проект, а как воскрешение реально бывшего времени, «когда Адампахал, а Ева пряла»»84.Сознание, которое стремится достичь истинного религиозного существования,проявляется в проекте Томмазо Кампанеллы, но его отличает более яркийнеоплатонизм, вера в возможность разумно устроить совершенный порядок в обществе,где мудрые монахи помогают жителям, как можно рациональней жить для общегоблага.
Так если Мюнцер был уверен, что Бог в нём и что Бог направляет его меч, тоКампанелла считал, что учреждение лучшего государства не дело рук Божьих, а плодсчастливой находки человеческого разума. Монах (францисканец), он опирался наПлатона, Ямбула, стоиков, писавших об «Островах Солнца». Находясь внеаполитанской тюрьме, Кампанелла создает утопический проект «ГородСолнца».
Он был уверен в возможности осуществления «всеобщей реформы».Как представитель Ренессанса, Кампанелла считал, что Христос естьвоплощенный вечный разум (Логос), и, стало быть, всякий разумно идобродетельно живущий человек уже заслуживает спасения. Познание истиныдают две божественные книги - Природа и Писание. Маг (ученый), «действует,основываясь на знании глубочайших взаимосвязей мира, знания различныхнаук, особенно физики, астрологии...», он «должен быть законодателем,который вводит вещи приятные и полезные всем, а немногих противящихсяубеждает, что они хороши....»85.Кампанелла в проекте описывает «идеальное» радиально - кольцевоеустройство поселения соляриев.
Город расположен на высоком холме, разделён84Чаликова В.А. Утопия и свобода: Эссе разных лет /В.А. Чаликова. М.: Весть, 1994.С.19.85Реале Дж., Антисери Д. Философия Возрождения и Нового времени. [Электронныйресурс]. Мультимедийный курс. Бурлака Д.К. СПб.: Из-во РХГА, 2005. 1 электрон. опт. диск(СD)48на семь обширных поясов или кругов, называющихся по семи планетам.Ориентирован на четыре стороны света, на них указывают проходы в стенах.Стены, окружающие город и делящие его территорию на окружности, надежнозащищают. В центре города находится круглый по форме храм, в нем хранится«написанный золотыми буквами свиток».
Храм «не обнесен стенами, апокоится на толстых и соразмерных колоннах»86. При входах в дома и на зубцахкруговых стен имеются солнечные часы с колоколами и флаги, показывающиевремя и направление ветра.Религиозностьжителейпростаирациональна.Онипознаютбожественную истину в Природе и в Писании.
Природа открывает передчеловеческим разумом безграничные возможности познания мира, предметомПисания является наставление в вере. «Верховный правитель у них –священник, именующийся на их языке «Солнце», на нашем же мы называли быего Метафизиком. Он является главою всех и в светском и в духовном, и повсем вопросам и спорам он выносит окончательное решение. При нём состояттри соправителя: Пон, Син и Мор, или по-нашему: Мощь, Мудрость иЛюбовь»87.
Кампанелла полагал связь структуры мира с троякой природой«первого разума». Он писал в «Главном Итоге»: «Весь мир и всякая его частицасостоит из мощи, мудрости и любви»88.Правители контролируют буквально всё, в интересах общего блага.Кампанелла пишет: «Народ этот появился из Индии «...», решил вестифилософский образ жизни общиной. И хотя общность жён и не установленасреди остального населения, живущего в их области, у них самих, она принятана том основании, что у них все общее»89. Производство потомства строгорегламентировано стражами и астрологией, имеет в виду интересы государства,а интересы частных лиц – лишь постольку, поскольку они являются частямигосударства.
Искусственно подобранные «Советом по деторождению» пары,86Кампанелла Т. Город Солнца /Пер. с лат. Ф. А. Петровского. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1954. С. 47.87Там же С.54.88Реале Дж., Антисери Д. Философия Возрождения и Нового времени. [Электронный ресурс].Мультимедийный курс. Бурлака Д.К. СПб.: Из-во РХГА, 2005. 1 электрон. опт. диск (СD)89Кампанелла Т. Город Солнца /Пер. с лат. Ф. А. Петровского. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1954. С.61.49«переваривпищуипомолившисьбогунебесному»,приступаютксовокуплению, в момент, назначенный жрецами»90.В городе нет частной собственности, жители занимаются земледелием иремеслами. Дважды в месяц созывается общее собрание, которое обсуждает всеважные вопросы.
Все сверстники называют друг друга братьями; тех, ктостарше их на двадцать два года, зовут они отцами, а тех, кто на двадцать двагода моложе – сыновьями. И должностные лица внимательно следят за тем,чтобы никто не нанёс другому никакой обиды в этом братстве. Стражиопределяют должности, на них избираются те, кого еще с детства признают вшколах к ней наиболее пригодным. «Виновные лишаются, в наказание либообщей трапезы, либо общения с женщинами, либо других почётныхпреимуществ на такой срок, какой судья найдет нужным для искупленияпроступка»91.