Диссертация (Утопический проект в культуре Просвещения), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Утопический проект в культуре Просвещения". PDF-файл из архива "Утопический проект в культуре Просвещения", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Л.А.Морщихина отмечает, что «Любая попытка перестроить ход истории процесса вцелях воплощения абстрактного идеала, влечёт за собой неизбежноеприменение силы»24.Утопист, создавая свой идеал, формирует позитивное к нему отношение,как бы открывает новые возможности перед людьми, нарушает устоявшиесянормы, стимулирует мышление человека, его рефлексию по отношению кдействительности, выполняет «роль своеобразного катализатора мышления,способствуя обновлению и развитию системы ценностей, норм и социальныхориентаций читателя»25.
А.Г. Лаврова отмечает это как провокативнуюфункцию.Авторучит,какизменитьжизнь,создаётновыемоделиобщественного развития, которые несут ложные, утопические идеи, приприменении заводят социум в тупик.Этому же, способствует, по мнению Лавровой, функция визуализации,т.е. создание системы образов, (в искусствах: литературе, архитектуре)наиболее полно описывающих «идеальное» общество. «Идеал по своейприроде лежит вне реальности, и именно с помощью визуализирования24Морщихина Л.A. Классические и неклассические утопии в контексте социальнофилософских исследований: дисс.... канд. философ. наук : 09.00.11.
/ Морщихина Л.А.Архангельск, 2004. С.19.25Лаврова А.Г. Актуальность утопии как культурологическая проблема : дис. … канд.культурологии: 24.00.01 / Лаврова А.Г. Челябинск, 2009. С.133.22происходит попытка его осознания, видения.»26. В описании утопий мы видимстремление автора к предельной образной наглядности, в описании идеальнойреальности. В.Д.
Бакулов, опираясь на мнение М.М. Шолохова, указывает наошибки утопического сознания, замечает, что нельзя «давать волю мышлению вчувственных образах и представлениях», также, как «желудок, скажем, никак неможет выполнять функции головного мозга»27.Функцииутопиипредставляютеёкакпродуктопределённойинтеллектуальной деятельности. Однако, рациональная природа утопий, виднане только в функциях, но и в способе их построения. Каждая деталь созданногоутопистом воображаемого, идеального общества, постоянно соотносится с егореальным аналогом по схеме «сходство - различие», в результате чего, плодыутопическоговоображениянеоднородныобъектаммира,являютсяспекулятивно смоделированными конструкциями. Совершенные обществастроятся методом «от противного» — путем устранения тех общественныхустановлений,вкоторыхавторомвидитсяпричинанеблагополучия,привнесением спекулятивных идей общественного развития, ведущих, помнению утописта, к «всеобщему счастью».
Утопия не опирается на историю,практику, жизненный опыт.Можнозаметить,чтоширокоизвестныеутопии,создавалипреимущественно интеллектуалы своего времени. Они способны осмыслять,критиковать общество, интеллектуально создавать новое, нередко находились впроблемном соотношении с породившим социумом, отмечали его пороки,несправедливость, были чужды ему, лично несчастливы. Отсюда их желаниесоздать справедливое, счастливое общество, уверенность в том, что ихвоображаемый мир лучше реальности, желание воплотить свои утопии в жизнь.При этом, схема утопического романа — схема интеллектуальной творческойдеятельности. Проблемы существования, переход к активному воображению,создание образа, проработка деталей, оценка объекта, приостановка работы26Там же С.135.27Бакулов В.Д.
Социокультурные метаморфозы утопизма: дис….д-ра филос. наук:24.00.01/ Бакулов В.Д. Ростов-на-Дону, 2003. С.153.23воображения. Этим фазам соответствуют: удаление из родных мест, выходгероя в море, кораблекрушение (засыпание), нахождение острова, описание его,возвращение (пробуждение).При этом, мы видим, что в утопиях – описаны не живые люди.Соответственно, порядок рационально выстроенного социума далек отреальности, в результате чего, утопия есть спекулятивно - смоделированнаяконструкция.
Т.С. Паниотова пишет: «Мир утописта - это мир видимостей, мирпревращённых форм, принимаемых за мир подлинностей. Утопист (индивидили группа) может видеть общественные связи и взаимозависимости лишь подопределенным углом зрения, сквозь призму субъективных желаний ипредпочтений»28. В результате чего, элементы утопии, изображаемые люди,общественные связи - плоды интеллектуального воображения, нередкопротиворечащие действительности. При создании утопий авторы закрепляютспекулятивные, безжизненные идеи огромным числом регламентаций, которыезакрепляют, полностью подчиняют конструируемый социум.При этом, утописты, как правило, волевые люди, поэтому находясь впротиворечии по отношению к существующему миру, они убеждены в том,«что судьба поставила его свидетелем и участником нового сотворения мира» 29.Дляних(отличного),характернацелеустремленность,пренебрежениежизнью,неприятиелюдьми,чужогомнениядействительностью,революционность, стремление к иному обществу, созданному их сознанием.Создатели утопий обладают силой убеждения, так как они сами захваченысвоими утопическими идеями.
Можно также заметить, что утописты, приустановлении своей воли, не признают воли других людей. Составляющиечертыобщества«субъективистские,набраныволюнтаристски,произвольныерешения,тоестьдемонстрируютигнорирующиеобъективно28Паниотова Т.С. Генезис утопического дискурса: культурно-цивилизационныйконтекст: дис… д-ра филос. наук: 09.00.11/ Паниотова Т.С. Ростов-на-Дону, 2005. С.63.29Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII— начало XIX века). СПб.: Искусство, 1994. С.259.24существующие условия и закономерности общественной жизни», экономики, ит. п.»30.А.В. Иконников отмечает, что «утопии основываются на упрощённоконтрастной картине действительности, лишённой нюансов и тяготеющей кбинарным оппозициям»31. Ж.
Габель полагает, что утопии создаются людьми,имеющими проблемы психологического характера. Он полагает, что утопиствсегда пребывает на пересечении сфер психопатологии и социального действия,на уровне недиалектического мышления, основанного на «овеществленной»логике, поэтому его мир «можно назвать манихейским: добро и зло отделены внём непроницаемой стеной. Рационалистско - шизофреническая логикаутописта не фиксирует вторичных и сложных связей»32.То есть, утопист не принимает проблемного, сложного, многогранногохарактера социального развития, не обладает историчностью мышления,отказывается признать внешний мир таким, каким он его застал. Нередко авторутопии «выступает против реальности, поскольку он не способен играть в нейроль, к которой считает себя призванным и способным» 33.
При этом, надозаметить, что далеко не все утопии оцениваются современниками илипоследователями как плоды проблемного сознания.Итак, мы выяснили, что утопии представляют собой продуктыопределённой интеллектуальной деятельности. Они производятся уязвленнымсознанием, не признающим сложное, противоречивое состояние социума.Вследствие чего, утопист выстраивает спекулятивную конструкцию нового,лучшего общества, лишённого недостатков, которые были причиной егопроблемного сознания. В утопии проявляется сам автор, его воля, желания,предпочтения, но отсутствует социально - объективное мышление. Утопист30Словарь иностранных слов. [Электронный ресурс].URL:https://dic/academic/ru (датаобращения: 07.03.2018)31Иконников А.В.
Утопическое мышление и архитектура. /А.В. Иконников. М.:Архитектура, 2004. С.432Социокультурные утопии 20 века. Выпуск 1. М.: Академия наук, 1979. С.277.33Там же С.274.25волюнтаристски закладывает в основе создаваемой конструкции совершенного,беспроблемного социума недействительные принципы, идеи.Таким образом, утопия - это волюнтаристски созданная, спекулятивнаяконструкция, относительно совершенствования социума.Спекулятивные, субъективистские решения, игнорирующие реальносуществующие условия и закономерности, не считающиеся с законамиисторического процесса, с жизненными условиями и возможностями, приводятктому,чтосоздаваемаяутопистомконструкцияидётвразрезсдействительностью. Нежизнеспособность утопических идей, лежащих восновании утопий, обнаруживается, как правило, при применении их напрактике, в построении социума, но они могут быть выявлены и прикритическом осмыслении (антиутопии), где становится понятным, чтоутопическиеидеинеобоснованы,могутпривестиобществонексовершенствованию, а к деградации.Говоря о несостоятельности утопических идей, мы затрагиваем ещё одноважное качество утопии — осуществимость.
Ряд авторов утверждает, чтоутопия неосуществима, так как относится к области «идеального», а нереального. Франк замечает, что осуществление утопии в абсолютной полнотеневозможно, потому что она содержит внутреннее противоречие. Пока этотолько замысел, они скрыты, и обнаруживаются, когда делается попыткаосуществить утопический идеал на практике. К тому же, «сами водителижизни, долженствующие своей разумной и благой волей преодолеть ее злоенеразумие, фактически, как люди, полны того же несовершенства человеческойприроды»34.Утопию создают и осуществляют люди, захваченные утопическимсознанием,т.е.сознанием,захваченнымнекимутопическимидеалом,утопическими идеями.