Диссертация (Утопический проект в культуре Просвещения), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Утопический проект в культуре Просвещения". PDF-файл из архива "Утопический проект в культуре Просвещения", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Представление об утопическом идеале определяетнегативное отношение утопического сознания к реальности, историческому34Франк С.Л. Ересь утопизма [Электронный ресурс].URL:ecsocman.hse.ru(датаобращения 21, 06. 2014)26процессу. По мнению Пономаревой, утопическое сознание можно определить«как проективное, превращённое сознание. Автор воспринимает мир как объектпереустройства, что провоцирует его на создание утопического проекта (от лат.projectus — выброшенный вперед), проекта идеального долженствования, чемуспособствует убеждённость в возможности, необходимости непосредственноговоплощения его утопического идеала»35.Сама категория «возможности», «осуществимости», ключевая дляутописта, она лежит в основе всех утопических проектов (хотя бытехническая), «поэтому социальная модель утопического государства строитсяв соответствии с естественными законами...» 36.
Утопический проект, которыйпозволяет полагать общество новых качеств и состояний, разрабатывается вспецифическом проектном языке. Благодаря этому, утопии оказывают заметноевоздействие на культуру. «Когда задачи переустройства мира и реализацияидеала совершенства становятся определяющими в жизни общества и образуютосновуегоидеологиииполитики,утопическоесознаниеполучаетблагоприятную для своего роста почву и способно подчинить себе все иныестороны и способы познания»37.В ходе истории развития человечества, утопическое сознание формируетне только утопии, но и утопизм, как особый тип сознания и отношения к миру,выросшего на почве утопии и генетически с ней связанного.
Утопизм частопроявляется как «система взглядов и действий, построенная на необоснованныхи нереальных идеях»38, нередко предстаёт, как вид идеологии, основанный наутопических идеях, сформированных утопическим сознанием, но при этом онне тождественен, ни одной из них. В результате чего, это «особый тип сознания,возникший вследствие особого понимания и применения утопических идей и35Пономарева Г.М.
Утопия и утопическое сознание в контексте русской культуры XIX –начала ХХ века: дис… д-ра филос. наук: 09.00.03 / Пономарева Г.М. М., 1996. С.20.36Социокультурные утопии 20 века. Выпуск 4. М.: Академия наук 1987. С.175.37Черткова Е.Л. Метаморфозы утопического сознания (от утопии к утопизму).1993.№3.С.71–81. [Электронный ресурс].URL:dspace.nbuv.gov.ua (дата обращения 21. 06. 2014)38Бакулов В.Д. Социокультурные метаморфозы утопизма: дис….д-ра филос.
наук:24.00.01/ Бакулов В.Д. Ростов-на-Дону, 2003.С 33.27поисков»39. Среди характеристик утопизма, можно выделить проективность,нормативность, априоризм, антиисторизм, максимализм, перфектибилизм».Эгильский пишет: «утопизм, как «культурное явление, характеризуетсяналичиемсвоеобразного«сообщества»40.Представителиеговедутсвоеобразный диалог по одним и тем же вопросам, он не отличаетсяоригинальностью: путан, бестолков, многословен, напыщен и неестествен.Бакулов замечает: «утвердившийся утопизм представляет собой утопизм как бы«ратифицированный», то есть в определённом смысле завершённое ицелостное образование, набор жёстко взаимосвязанных представлений, идей ипостулатов, нашедших свое соответственное, полномасштабное, практическоевоплощение»41.Таким образом, утопическое сознание, захваченное некой утопическойидеей,проявляетсебякакпроективноепревращённоесознание,т.е.воспринимает бытие как объект переустройства, что провоцирует его насоздание утопического проекта, т.е.
проекта, содержащего утопические идеи.Этому способствует утопизм, провоцирующий убеждённость в возможности,необходимости непосредственного воплощения утопического идеала. Самакатегория «возможности», «осуществимости» лежит в основе всех утопическихпроектов (хотя бы техническая), «поэтому социальная модель утопическогогосударства строится в соответствии с естественными законами»42.Можно сказать, что подлинная утопия создаётся как утопический проект,которыйпозволяетполагатьобществоновыхкачествисостояний,разрабатывать его в специфическом проектном языке, для него характернаустановка на проектную реализацию (как возможность создания и воплощениянового объекта). В силу заложенных в явлении противоречий, эта возможностьили не осуществляется, или протекает не так, как задумана.
С точки зрения39Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, М.: Сов.энциклопедия, 1983. С.749.40Эгильский Е.Э. Утопия как феномен культуры: дис.... канд. филос. наук: 09.00.13./Эгильский Е.Э. Ростов-на- Дону.1997. С.45.41Бакулов В.Д. Социокультурные метаморфозы утопизма: дис….д-ра филос. наук:24.00.01/ Бакулов В.Д. Ростов-на-Дону, 2003.С.203.42Социокультурные утопии 20 века.
Выпуск 4. М.: Академия наук 1987. С.175.28создания утопического проекта, утопия осуществима. В связи с проективнойприродой утопического феномена, можно говорить о двух стадиях воплощенияутопических проектов. Утопический проект представленный, подробноописанный, уже укоренен в духовной сфере социальной жизни. Так возникаетпервая стадия:- теоретическая ( текст, чертёж).В дальнейшем осуществлении утопического проекта есть разные пути.Первый путь — косвенный, когда существующий утопический проектвыступает в качестве источника идей, или вдохновения, или стимула кдействию, «вкрадываясь» в программные документы движений, партий, групп.При этом, нередко утопические проекты могут оказывать на сознание людейбольшее воздействие, нежели реальные события.
Второй, прямой путь - когдаутопический проект принимается в качестве программы действий или дажеплана действий больших и малых групп. Тогда формируется вторая стадия:- практическая (утопические эксперименты, политические, социальныедвижения, строительство, образовательные системы).Воплощение утопических проектов в действительности, обнаруживаетнесостоятельность образующих их утопических идей, вследствие чего, оно небывает полным и успешным. Частично воплощённый в жизнь проект, современем разрушается, но в культуре остаются его элементы, которыепродолжают существовать и оказывать утопическое влияние, представлятьсобой опорные пункты утопизма в культуре, наряду с теорией явления.В проведении культурологического анализа, нам необходимо отметить,как утопизм связан с культурой.
Эгильский пишет, что проекты «несут на себеотпечаток эпохи и культуры, в которой жили их создатели, что проявляется …. вязыке, избранном жанре или форме изложения концепции, особенностяхпространственно-временнойлокализациивоображаемогообщества» 43.Уутопизма есть авторитеты, учителя, которые выступают как основателисистемы, в тоже время, они связывают это явление с определённым развитием43Эгильский Е.Э. Утопия как феномен культуры: дис....канд. филос. наук: 09.00.13./Эгильский Е.Э.
Ростов-на- Дону.1997. C.45.29европейской культуры. На основе анализа утопических проектов, можновыделить в истории утопизма ряд основных направлений: племенной,идеалистический, научный, материальный, эстетический. Определение типовнаправленийутопизма,составляющихихидей,позволитпроводитьдоказательство принадлежности проектов к утопизму.Первое направление утопизма имеет обращение к довольно длительномупериоду первобытно - общинных отношений, где не было различных сословий,экономического неравенства, личности, личной морали, и т.д. В связи с этим,формируется племенной утопизм. Его основные идеи, идеи общественногорегресса: (ход назад к племенному образу жизни человека):– (экономика) отрицание собственности, торговли, денег, богатства,драгоценностей,обобществлениеземли,длядостиженияплеменногоравенства; (семья) - отрицание семьи, семейного воспитания, супружества, каксредства достижения племенного равенства; (этика) - отрицание личностно становящейся морали, замена ее всеобщими законами; поиск изобильнойземли, для всеобщего счастья.Три следующих направления соответствуют типам общественногосознания, нашедшим отражение в истории философии и политологии.
Второенаправление можно назвать идеальным утопизмом, для него характерно кластьв основу личного и общественного сознания разумную деятельность. Идеиидеального утопизма:– уверенность в возможности построения совершенного общества тольков опоре на разум, разумное во всем (регулярное) устроение общества,постоянный всеобъемлющий контроль, подмена реалий; отрицание рядаматериальных(жизненных)потребностей,опыта,традиций,разумноесовершенствование человека.В тесной связи с ним, находится третье направление утопизма – научное(рациональное). Оно имеет основание в формировании системы научныхзнаний о природе, и уверенности в способности, при применении этих знаний30на практике привести общество к всеобщему счастью. Идеи научного утопизма,(ход вперед к прекрасному будущему человека):– использование научных знаний, изобретений, как средство достижениясовершенного общества, без учёта комплексной природы человека; теорияпрогресса.Четвертое направление придерживается материализма, механицизма впонимании человека и общества, отчасти противостоит идеальному утопизму.Идеи материального (эмпирического) утопизма:– механицизм в понимании человека, общества («человек — машина», ееможно правильно сделать); признание только физических знаний, наук;пренебрежениедуховнымиценностями,заменаихестественнымипотребностями; физический труд предпочтительней умственного; чувства, опытвыше разума, отвлечённых знаний, в том числе и в воспитании.Идеи всех вышеперечисленных направлений утопического сознаниямогут преломляться в эстетике, особенного в планировании и создании средыобщественного устройства, в архитектуре.