Диссертация (Семантика и прагматика обращений (на материале журналов для детей 20–40-х гг. XX в. «Еж» и «Чиж»)), страница 6

PDF-файл Диссертация (Семантика и прагматика обращений (на материале журналов для детей 20–40-х гг. XX в. «Еж» и «Чиж»)), страница 6 Филология (48070): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Семантика и прагматика обращений (на материале журналов для детей 20–40-х гг. XX в. «Еж» и «Чиж»)) - PDF, страница 6 (48070) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Семантика и прагматика обращений (на материале журналов для детей 20–40-х гг. XX в. «Еж» и «Чиж»)". PDF-файл из архива "Семантика и прагматика обращений (на материале журналов для детей 20–40-х гг. XX в. «Еж» и «Чиж»)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 6 страницы из PDF

В «Еже» чаще появлялисьфотографии, особенно если речь шла о производственных жанрах иоб отчетах, например, о демонстрациях. В журналах активноиспользуются разные шрифты, разбивка текста, применяютсяразличные цветовые решения, соотносящиеся с временем годавыхода того или иного номера; активное взаимодействие с читателями: выражалось как в отдельныхрубриках («Разговоры Чижа», «Почтовый ящик Чижа», «Ежпочтальон» и др.), так и в призывах редакции выполнять какие-тозадания, писать письма, сочинять рассказы, собирать деньги (настроительство дирижабля, например). Таким образом возникаложивое общение между редакцией журналов и читателями, что даваловозможность авторам более успешно решать поставленные перед ихизданиями воспитательные задачи. Это также позволяло свести всетри временных плана к плану настоящего, объединить читателей исократить социальную дистанцию между взрослыми и детьми.Характерной чертой литературно-воспитательной стратегии обоихжурналов, по мнению исследователей, в частности, М.

И. Холмова [Холмов1983], была их двуплановость: решение собственно воспитательных,образовательныхизанимательного сюжета.идеологическихзадачпосредствомигры,30Как отмечает М. Т. Славова [Славова 1987], игровое начало — однаиз основных составляющих детской книги, особенно ориентированной намладшего читателя. В соответствии с онтопсихологической теориейД. Б. Эльконина [Эльконин 1989], игра — ведущая деятельность для детейэтого возраста12. Это объясняет появление в номерах журнала «Чиж»большого количества произведений, в том числе графических рассказов, воснове сюжета которых лежит шалость или необычное происшествие.Такие сюжеты имеют целью осветить советскую жизнь, реже — датьпредставление о жизни в других странах и о мире в целом (например,«Приключение Петьки Доценко и гуся Барбоса» Е.

Шварца и др.).В качестве отдельного жанра журнала «Чиж» следует отметитьописание игр — военных, колхозных, посвященных социалистическомустроительству, которые активно адаптируют игру к новым социальнымреалиям.В «Еже» ориентация на сюжетные произведения дополняетсяпублицистическими жанрами — заметками, очерками, злободневными иисторическими.И в том и в другом журнале одним из основных приемов подачиматериала становятся ирония, юмор, языковая игра. Активно используютсянеобычныезаголовки(например,Можнолипроспатьгод,непросыпаясь?).

Языковая игра может стать двигателем сюжетной линии,чаще всего имея целью в иронической форме указать на недостаток знанийо современном обществе отдельных ее членов13. В этом отношениипоказательно, что именно юмористическое и сюжетное начала впроизведениях «Чижа» и «Ежа» обычно подвергались критике со стороны12Важность игры в культурном и воспитательном плане заключается в том, что она требует усвоения рядаправил и подчинения этим правилам, которые как бы ограничивают игровую свободу [Хейзинга 1997:45].13— А чем ребята охотятся? - спросила Ленка.

— Барабаном! Вот подойдут и давай барабанить надсамым ухом. Зверь от испуга столбенеет. Тут его и убивают! — А чем убивают? — спросила Нюрка. —Знаменем! — сказал Парамошка [рассказ героя-ребенка о том, как старшие пионеры живут в лагере — А.Б.] (Ч., 1930, 6).31педологов, которые требовали от произведений для детей гологофактологизма, не соответствующего особенностям детского восприятия.Внимание к особенностям восприятия читателей прослеживается и вречевом оформлении произведений журналов.Для «Чижа» характерны небольшие по объему произведения, четкоабзацно структурированные.

Большую их часть занимают диалоги, аповествовательныеотрезкивыступаютввидескреп14.сюжетныхСюжетное развитие визуализируется с помощью иллюстраций. Вграфических рассказах (речь в первую очередь идет о серии рассказов обУмной Маше и Ване Мохове) иллюстрации выступают в роли главныхсюжетныхэлементов,атекст,обычностихотворныйилегкозапоминающийся, — в роли дополнительных. Для самых маленькихпредусматривалась «Страничка малыша» (была нерегулярной рубрикой), вкоторой печатались стихи, загадки, потешки небольшого объема.Структура произведений «Ежа», рассчитанных на детей среднеговозраста, допускает усложнение, увеличение повествовательных отрезков врассказахиповестях,вплотьдопереходавповествовательно-описательный жанр в отдельных очерках — научно-популярных, очерках оприроде.Очерковыежанрывобоихжурналахподкрепляютсяиллюстративным или фотографическим материалом и по своему речевомуоформлению ориентируются на читателя-ребенка.

На это указываютиспользованиесравнительныхоборотов,личныхместоимений.Обращения, напротив, практически никогда не появляются.К особенностям языкового свойства следует отнести относительнопростой синтаксис,четкое построение диалогических отрезков ссоблюдением принципов иллокутивной связности и малым количеством14На то, что диалогическая речь достаточно долго влияет на монологическую речь младших школьников,указывал еще Л.

В. Щерба [Щерба 2007].32коммуникативных неудач, особенно в рассказах журнала «Чиж».Отличительнойособенностьюхудожественныхдиалоговвпроизведениях «Ежа» становится более последовательное использованиепринципов адаптации живой речи — в первую очередь передачипроизносительныхособенностей,обусловленныхкоммуникативнойситуацией или же диалектом и социолектом.Влексикетакжепроизводитсядостаточножесткийотбор,используется большое количество неологизмов, описывающих новыесоциальные реалии, и историзмов.

Последние появляются в основном висторических повестях журнала «Еж». Историзмы создают своеобразнуюзону «напряжения», способствуя оформлению лексического значениянеологизмов — краснопутиловец, товарищ, ЖАКТ и др15. Затрагиваютнеологизмы и сферу социальной жизни детей: октябренок, пионер,комсомолец, очаговец и др.Обращенияиспользуютсявосновномвхудожественныхпроизведениях (в диалогах рассказов и повестей, в стихотворных текстах)и в ряде публицистических жанров, адресованных непосредственночитателям: в коротких информативных заметках / сообщениях, агитках,письмах.Внаучно-популярныхжанрахидругихтипахтекстаописательного характера обращения появляются крайне редко (обычно вкачестве элемента авторского стиля — например, обращение друг врубрике В. Бианки «Из моего окна» в журнале «Чиж»).Таким образом, журналы «Чиж» и «Еж» представляют оченьзначимый и интересный материал как для литературных и культурных, таки для лингвистических исследований.

Это объясняется не только качествомпроизведений, которые в них печатались, но и достаточно четкой авторской(редакторской) установкой. В условиях ограниченного пространства15Лексические и отчасти грамматические особенности языка революционной эпохи подробно описаны вкниге А. М. Селищева [Селищев 1928].33журнала и учета особенностей детского восприятия она предполагалажесткий отбор речевого материала, в том числе и обращений, адаптациюсобственно воспитательных и идеологических требований под читателейразного возраста.1.5. Терминологическая база исследованияВ настоящей работе весь корпус текстов из всех номеров обоихжурналоврассматриваетсякакмакротекст,связанныйобщностьюавторской (редакторской) установки и транслируемой воспитательнойтрадиции, а также общностью адресата-ребенка младшего и среднеговозраста соответственно.

Макротекст обнаруживает и другие признаки,традиционно приписываемые тексту (см.: [Валгина 1998; Гальперин 1981;Тураева 1986]). В числе таких признаков следует назвать наличиеповторяющихся тем, сквозных героев, возможность проспекции иретреспекции (отсылки к прошлым номерам журнала, анонсированиебудущих произведений, конкурсов).В рамках имеющегося макротекста исследованию подвергаютсяотдельные текстовые отрезки, содержащие в своем составе обращение.Среди возможных терминов синтаксического уровня, определяющихнеобходимый и достаточный для анализа контекст (фразовое единство,синтаксическое целое), предпочтение отдается термину «текстовыйотрезок».Текстовыйопределеннойотрезокиллокутивнойпредполагаетцели,текстовуюреализациюхарактеризуетсяразличнойпротяженностью, жанровой отнесенностью, единством темы и наличиемязыковых и иллокутивных элементов связности.

Он может представлятьсобой предложение, абзац (фразовое единство), реплику или сочетаниенескольких реплик диалога (диалогическую фразу). В качестве синониматакжеиспользуетсятермин«контекст»,подкоторымпонимаетсязаконченный текстовый отрезок, в границах которого актуализируются34семантические,грамматическиипрагматическиеособенностиегоэлементов.В процессе анализа принимаются во внимание и жанровыехарактеристики конкретных текстовых отрезков — их отнесенность кхудожественным или публицистическим жанрам (письмам, агиткам,сообщениям).Диалогическаяхарактеризующийсяразговорнаяречьспецифическими—особыйпринципамитипречи,иллокутивнойиязыковой связности, а также особенностями синтаксиса, грамматики илексики,обусловленнойобщностьюкоммуникативногоконтекста,наличием двух и более коммуникантов, непосредственным развертываниемобщения (происходящего здесь и сейчас).

Наблюдения над особенностямипостроения, синтаксическими и прагматическими, спонтанного диалога иего адаптации в художественной речи отражены в работах многихотечественных лингвистов [Андреева 2005; Балаян 1971; Баранов,Крейдлин 1992; Борисова 1996; Будагов 1967; Винокур 1953; Дебриш,Нариньяни 1983; Земская, Китайгородова, Ширяева 1981; Земская 2006;Лаптева 2008; Менг 1982; Михлина 1955; Падучева 1982; Плотникова 2006;Полищук 2006; Чиркова 1992; Шведова 1956; Ширяев 2001; Якубинский1986] и др., чьи результаты учитывались при оценке текстов разных типови жанров в журнале «Еж» и «Чиж».При исследовании живой разговорной речи описание диалога втерминах текста представляется спорным, так как диалог не всегда можетхарактеризоваться завершенностью, единством замысла (даже при егоналичии), а также возможностью проспекции для коммуникантов впроцессеобщения(см.:[Матвеева1994;Сиротинина1994]).Вхудожественных произведениях диалог может и должен рассматриватьсякактекст,характеризующийсяособымипринципамиадаптацииразговорной речи, в том числе ориентированными на читателя.

Одним из35таких способов адаптации (и одновременно одним из элементов текстовойкогезии) становится обращение. В художественных произведениях,особенно в произведениях для детей, обращение представляется болеепрагматически нагруженным. Оно выступает в качестве одного извозможных способов восполнения отсутствия визуального контакта иобщности коммуникативной ситуации, возможности установить контактневербальными средствами.Существеннойразницымеждуреферентамиобращенийвпублицистических и художественных жанрах не обнаруживается, так как вобоихслучаяхадресации.обращениеГраницамеждувыступаетчитателемкакисредствогероемэксплицитнойхудожественногопроизведения (или сквозным персонажем журнала) достаточно размыта всилу того, что детям свойственно в процессе чтения отождествлять себя сгероями произведения. Это особенно характерно для детей младшеговозраста.1.6. ВыводыОбращение — языковая единица с дискуссионным синтаксическимстатусом и широкими лексико-прагматическими возможностями.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
426
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее