Диссертация (Мозговая организация вербального творческого мышления), страница 7

PDF-файл Диссертация (Мозговая организация вербального творческого мышления), страница 7 Биология (47704): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Мозговая организация вербального творческого мышления) - PDF, страница 7 (47704) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Мозговая организация вербального творческого мышления". PDF-файл из архива "Мозговая организация вербального творческого мышления", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "биология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора биологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 7 страницы из PDF

этот слой реально обнаруживает себя какрезультат проявленной активности. Таким образом, мышление и творчество – этопроцессы познания (Рубинштейн, 1958), а не решения задач.Богоявленская, 1969 вводит понятие «креативного поля».Суть этого понятия в том, что процесс познания детерминирован принятойзадачей только на первой стадии, а далее возможны два пути:обрыв процесса (если решение задачи и есть средство осуществлениявнешних по отношению к познанию целей);развитие процесса (если познание само является целью, при этомпроисходитвыходзапределызаданного,чтоипозволяетувидетьнепредвиденное).Здесь, в выходе за пределы заданного, в способности познавать за рамкамитребований ситуации, т.е.

вситуационно нестимулированной продуктивнойдеятельности и кроется тайна творчества (т.е. в данном случае в способности ксаморазвитию деятельности). При этом важную роль играет мотивация,ценностные ориентации личности.Богоявленская вводит понятие о трех типах деятельности:стимульно-продуктивная деятельность определяется каждый раз действиемвнешних стимулов;эвристическая деятельность принимает творческий характер, но выход вовторой слой и открытие новых закономерностей рассматривается лишь как новыйспособ решения задач;креативная деятельность предполагает выход во второй слой, открытиезакономерности воспринимается не как способ решения, а как новая проблема.Очень близки воззрениям Богоявленской и Брушлинского взглядыПономарева,1976.Онтакжерассматриваеттворчествокакмеханизмвзаимодействия и развития. Творчество может проявляться в той деятельности,регламентация правилами которойсодержит в себе известную степень36неопределенности,вдеятельности,приносящейновуюинформацию,предполагающей самоорганизацию.Основу психологического механизма творческой деятельности человекасоставляет взаимодействие внешнего (предметного) и внутреннего (модельного)планов действий.

Ситуацию творческой задачи человек обрабатывает, преждевсего используя сознательно организованный опыт. Но этого опыта для решениятворческой задачи недостаточно, и появляется потребность в новом знании. Входе конкретной деятельности всегда возникает помимо воли человека и вне поляего внимания и другой опыт – неосознаваемый (интуитивный). Иногда онсодержит в себе ключ к решению творческой задачи.Таким образом, по Пономареву, творческое мышление начинается всознательной сфере, затем попадает в область бессознательного и вновь попадаетв область сознания, где интуитивный опыт и проявляется в удачный момент ввиде подсказки (инсайта), ведущих к интуитивному правильному решению.Инсайт служит своеобразным сигналом для сознания, что найден «ключ» крешению задачи (Валуева, Ушаков, 2015).Академик РАН Н.П.

Бехтерева, 1999 также отмечает, что творчество - этоспособность находить правильные решения сложных проблем по минимумувыведенной в сознание информации. Причем для творческой деятельности важенопределенный эмоциональный настрой – «настрой приема», т.е. изменениепсихического состояния.Другая группа отечественных теорий делает упор на рассмотрениикреативностикакпроцессасамореализациичеловека,егодуховнойсоставляющей.Мелик-Пашаев, 1997 рассматривает творчество не как процесс созданиянового, а в аспекте самореализации человека-творца.

Он считает, что способностьк творчеству принципиально не выводима из освоения соответствующего видадеятельности и наличной культуры, и поэтому допускает существованиеисточника, трансцендентного по отношению к действительности и связанного спотенциалом человека-творца. Он вводит понятие «высшего Я», которое37существует в особом вневременном плане действительности и представляет собойкак бы уже осуществленную и в то же время принадлежащую человекувозможность его бесконечного развития как универсальной и уникальнойтворческой личности.

Человек по сути своей творец и этим подобен Творцу.Творческий дар направлен, в первую очередь, на реализацию «высшего Я» всамосознании и деятельности человека. Это стержень любых истинно творческихпроявлений человека в конкретных областях деятельности и культуры. «ВысшееЯ» самореализует себя в данной культуре. Это определяет личностную позициючеловека, тип отношения к миру в целом и к себе, который становитсяпервоосновой способностей к творчеству в данной области.Не существуетспособности к творчеству как совокупности отдельных качеств, эта способностьвыступает как проявление свойственного человеку целостного отношения к миру.Для самореализации «Я» в области искусства человеку необходимоэстетическое отношение к действительности, когда значимые впечатления ипереживания не разрешаются в самой жизни, а требуют создания особойдействительности – художественного произведения (Выготский, 1997).Для эстетического отношения характерно:осознанное переживание своего онтологического единства с миром (Басин,1985);мотивация передать другим то, что открылось в этом переживании;специфическая восприимчивость человека к форме.Шадриков, 1997в качестве основы творческого процесса предлагаетдуховные состояния, которые несут в себе сильный эмоциональный заряд.Духовность определяет направление поиска, в том числе в области науки итехники.

Духовность снижает контроль сознания над подсознанием, так какдуховность предполагает принятие морали как личностно-значимой, а значитморальные нормы переходят на уровень бессознательного и становятся ведущимипобуждениями. Объединение сознания и подсознания через духовность даетмощный интеллектуальный прорыв, позволяя выйти на вершину творчества. Чемболее человек духовен, тем больше он проникает в суть явлений.38Особняком в отечественной и зарубежной психологии стоит ТРИЗ – теориярешения изобретательских задач, разработанная Г.С.

Альтшуллером (1956, 1960,1975). Суть ее состоит в том, что процесс творчества, в первую очередь,технического, алгоритмизируется, т.е. используются процессы конвергентного,логического мышления без интуитивной и эмоциональной составляющейпроцесса. ТРИЗ изначально развивалась как дисциплина для инженеров,помогающая им решать технические задачи.Поскольку технические системыразвиваются по определенным законам, эти законы можно использовать длярешения изобретательских (нестандартных, творческих) задач по системеопределенных логических операций.«ТРИЗ основан не столько на человеческой интуиции, сколько наисследовании закономерностей развития технических, социальных систем. Вотличие от психологии творчества здесь не изучается, как человек мыслит. Здесьдаются методики, как преобразовать ситуацию.

Поэтому, если мы знаемзакономерности, мы сможем ими осознанно, достраивая нашу интуицию,пользоваться. Типичная ошибка психологии творчества — сведение проблемыталанта к индивидуальным способностям. На самом деле, важно и уметьиспользовать коллективный опыт» (Викентьев, 1996).«Деятельность изобретателя направлена на создание новых техническихобъектов, изобретатель - участник технического прогресса. Поэтому психологияизобретательского творчества становится понятной только при глубоком знаниизаконовразвитиятехники»(Альтшуллер,1956).Поэтомувнаиболеераспространенном случае процесс решения изобретательских задач можнорассматривать как выявление, анализ и разрешение технического противоречия.ТРИЗ «...делит процесс решения задачи на семь этапов (частей).

Каждый этапосуществляется постепенно - по шагам» (Альтшуллер, 1979). Существуют и«...правила выполнения шагов. Если нарушено то или иное правило, через 2-3шага ошибка становится явной: формулировки "не стыкуются"(Альтшуллер,1979). ТРИЗ «... снабжен обширным фондом сжатой, спрессованной информации,39полученной путем анализа десятков тысяч патентных описаний (Альтшуллер,1979).Альтшуллер отмечает, что первоначальной причиной возникновения ТРИЗименно в технической сфере послужило наличие большого патентного фондаизобретений, послуживших фундаментом теории. Но помимо техническихсуществуют и другие системы: научные, художественные, социальные и т.

д.,развитие которых подчинено сходным закономерностям, поэтому многие идеи имеханизмы ТРИЗ могут быть использованы при построении теорий решениянетехнических творческих задач.В целом, несмотря на противоречия во взглядах различных исследователейна процесс креативности, можно выделить некоторые общие требования к нему.Креативный процесс независимо от проблемы, на которую он направлен,обязательно включает следующее: изменение структуры внешней информации ивнутренних представлений с помощью формирования аналогий и соединенияконцептуальных пробелов; постоянное переформулирование проблемы; наличиевнутреннеймотивациибессознательныхкрешениюмеханизмовпсихикитворческихизадач;невербальногоиспользованиемышления;реструктуризация прошлого опыта, знаний, умений.1.2 Креативный продуктПонимание креативного продукта достаточно широко – это и новые идеи внауке и технике, новые стили в искусстве, технические инновации и т.п.

Однако,при оценке креативного продукта именно как креативного, неизбежно встаетвопрос о критериях.Первый критерий для оценки креативного продукта ввел Mednick, 1962 –критерий осмысленности, поскольку просто необычность может подразумеватьпод собой любую девиацию.

Jackson&Messick, 1967 выделяли следующиекритерии: новизна; необычность; пригодность (применимость); трансформацияустановок (элементы продукта должны быть скомбинированы таким образом,40чтобы сломать традицию и воспринимать реальность по-новому; конденсация(продукты не должны раскрывать своего полного значения с первого взгляда).Для оценки креативного продукта в области научных знаний выделяютследующие критерии: сензитивность к пробелам в существующих знаниях(Gruber&Torrance, 1963); переход дисциплинарных границ, так как они трудныдля категоризации (Taylor, 1988; Weisberg, 1988); соответствие поставленнойзадаче и неожиданность (Amabile, 1983; Simonton, 1984);сложность и изначальнаянесформулированность, синтез пограничных областей знания (Gruber&Torrance,1963).Оценка креативности продуктов художественного, литературного, научноготворчества может быть проведена только в контексте существующих в даннойкультуре, в данное время критериев.В этом плане интересно разделение, введеное Boden, 1989 на историческуюи личную креативность.

Историческая креативность предполагает создание такихпродуктов, которые являются новаторскими в данной области знания и могутпринести определенную пользу человечеству. Продукты личной креативностимогут уже давно быть открытыми и используемыми, но для данного человека онибудут новыми и необычными. В данном вопросе также важно, что считаетсякреативным продуктом - результат экспериментов по решению проблем, ответына тесты креативности или реальные жизненные достижения (Торшина, 1998).1.3 Креативная личностьТворческие задатки в разной степени присущи любому человеку, и лишьреализация творческого потенциала, каковы бы ни были его масштабы, делаетчеловека психически нормальным.Ghiselin, 1963 выделяет 2 типа творческих личностей – людей с первичной(осуществляют прорыв в какой-либо области знания, меняют видение реальности)и вторичной креативностью (разрабатывают уже известные концепции дляприложения в новой области).41Юркевич, 1997 отмечает возрастные особенности креативной личности,выделяя наивную (в детстве) и культурную (во взрослом возрасте) креативности.Креативность она рассматривает как преодоление стееотипов, и указывает, чтодля ребенка креативность – это естественное состояние, так как стереотипов покаеще просто нет, таким образом креативность - это нормальное состояние ребенка.А во взрослом возрасте развивается культурная креативность, предполагающаяпреодоление стереотипов, когда личностные особенности субъекта сплетаются снекоторыми характеристиками его когнитивной сферы.Среди особенностей, традиционно присущих творческим личностям,выделяют готовность к риску, огромное трудолюбие в той области, котораяинтересует творческую личность, склонность к игре, оригинальность (Лук, 1985,цит по Басин, 1985), чувствительность, спонтанность (Jackson,&Messick, 1967;Лук, 1985, цит по Басин, 1985), развитое эстетическое чувство (Олах, 1968),высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям и высокаяактивность в них (Jackson&Messick, 1967; Олах, 1968; Лук, 1985, цит по Басин,1985), открытость ума (Jackson&Messick, 1967; Олах, 1968) и независимость(Олах, 1968; Лук, 1985, цит по Басин, 1985).1.4 Креативная ситуацияПрирассмотрениикреативнойситуацииэкспериментальную креативную ситуацию,целесообразновыделитькогда человека просят решатьтворческие задачи или заполнять опросники на определение креативности, иреальную жизненную ситуацию, в которой людям приходится решать задачи,требующие привлечения творческого типа мышления.В реальной жизни выделены условия окружающей среды, ведущие кинициации креативного процесса (Henle, 1962, 1974): это противоречия всехродов и видов; неожиданные подобия между двумя несвязанными фактами;странные, необычные феномены; трудности с распространненым объяснением;42гипотезы, извлекаемые из теории; а также состояние ума, активно ищущее этиусловия.Getzels, Csikszentmihalyi, 1976 выделяютнастоящую (актуальную)проблемную ситуацию, в которой можно применить известные знания на каждомэтапе решения проблемы, и открываемую проблемную ситуацию, в которойнужно сначала идентифицировать проблему (поставить ее), и далее развиватьновые пути для ее решения.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
428
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее