Диссертация (Мозговая организация вербального творческого мышления)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Мозговая организация вербального творческого мышления". PDF-файл из архива "Мозговая организация вербального творческого мышления", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "биология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора биологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИИНСТИТУТ МОЗГА ЧЕЛОВЕКА ИМ. Н.П. БЕХТЕРЕВОЙРОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУКНа правах рукописиСТАРЧЕНКОМария ГригорьевнаМОЗГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕРБАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГОМЫШЛЕНИЯСпециальность: 03.03.01 – физиологияДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степенидоктора биологических наукНаучный консультантАкадемик РАНН.П.БехтереваСанкт-Петербург20182ОглавлениеВведение.................................................................................................................5Глава 1 Обзор литературы....................................................................................171 Психология творческого мышления.................................................................171.1.
Креативный процесс.......................................................................................231.2 Креативный продукт........................................................................................391.3. Креативная личность.......................................................................................401.4 Креативная ситуация........................................................................................412 Физиология творчества........................................................................................452.1 Клинические данные.........................................................................................452.1.1 Креативность как результат межполушарноговзаимодействия.........................................................................................................462.1.2 Креативность как результат работы правого полушария............................462.2.
Структурные нейроанатомические данные(«нейроанатомии креативности»)............................................................................492.3 Нейрофизиологические данные.........................................................................532.3.1 Работы, связывающие креативность с общим уровнемкортикальной активации...........................................................................................552.3.2 Работы, описывающие процесс креативностив терминах изменения пространственно-временныхвзаимодействий между различными областями мозга...........................................572.3.2.1 Дивергентное мышление ..............................................................................582.3.2.2 Работы, описывающие различные аспекты мозговойорганизации художественного и визуального творчества......................................712.3.2.3 Исследования мозговой организации инсайта иассоциативных коррелятов творческого процесса...................................................80Общее заключение по обзору литературы................................................................85Глава 2 Методы исследования...................................................................................882.1 Тестовые задания...................................................................................................942.1.1 Задание «Рассказ»...............................................................................................9532.1.2 Задание "Цепь"...................................................................................................1022.1.3 Задание «Пословицы».......................................................................................1042.1.4 Задания «Выбор» и «Импровизация»..............................................................1092.1.5 Задания «Беглость», «Гибкость», «Оригинальность»....................................1322.1.6 Задание «Образы»..............................................................................................1422.2 Физиологические методы исследования............................................................1442.2.1 Метод позитронно-эмиссионной томографии................................................1442.2.2 Метод функциональной магнитно-резонансной томографии.......................1492.2.3 Метод электроэнцефолографии.......................................................................1572.3 Испытуемые..........................................................................................................158Глава 3 Результаты проведенных нейрофизиологическихисследований и их обсуждение.................................................................................1603.1 Результаты выполнения задания «Рассказ» и их обсуждение.........................1603.1.1 ПЭТ-результаты выполнения задания «Рассказ»...........................................1613.1.2 ЭЭГ-результаты выполнения задания «Рассказ»...........................................1813.1.3 Сопоставление ЭЭГ и ПЭТ результатов выполнениятеста «Рассказ»............................................................................................................1853.2 Результаты выполнения задания «Цепь» и их обсуждение.............................1893.2.1 ПЭТ-результаты выполнения задания «Цепь» иих обсуждение............................................................................................................1903.2.2 ЭЭГ-результаты выполнения задания «Цепь» иих обсуждение............................................................................................................2003.2.3.
Сопоставление ЭЭГ и ПЭТ результатов выполнениязадания «Цепь»..........................................................................................................2043.3 Результаты выполнения заданий «Беглость», «Гибкость»и «Оригинальность» и их обсуждение....................................................................2053.3.1 фМРТ-результаты выполнения заданий «Гибкость»и «Оригинальность»...................................................................................................2053.3.2 ЭЭГ-результаты выполнения заданий «Беглость»,«Гибкость» и «Оригинальность»..............................................................................20943.3.3 Сопоставление фМРТ и ЭЭГ данных при выполнениизаданий «Гибкость» и «Оригинальность»...............................................................2153.4 Результаты выполнения заданий «Рассказ», «Цепь»,«Образы», «Беглость», «Гибкость», «Оригинальность» у испытуемыхс разным уровнем развития креативности................................................................2153.5 Результаты выполнения задания «Пословицы» и их обсуждение....................2303.6 фМРТ результаты выполнения заданий «Выбор» и«Импровизация» и их обсуждение............................................................................2453.7 Анализ функциональных взаимодействийв фМРТ-исследованиях...............................................................................................2533.8.
Общее заключение по всем ЭЭГ, ПЭТ,фМРТ –данным...................................2673.9 Тренировка творчества..........................................................................................269Заключение...................................................................................................................278Выводы.........................................................................................................................282Список литературы.....................................................................................................2855ВведениеАктуальность темы исследованияОднойизважныхнаучныхпроблемявляетсяизучениенейрофизиологической организации обеспечения высших видов психическойдеятельности человека. Актуальность подобного рода исследований обусловлена,в первую очередь, очевидной важностью изучения работы мозга человека,необходимостью фундаментального понимания того, как соотносится мозг ипсихика человека, какие принципы мозговой функциональной организации лежатв основе базовых характеристик высших видов психической деятельности, какрождается новое знание в человеческом мозге.Для прорыва в нейронауке необходимо использование всех методовисследования работы мозга и особенно необходим переход от поискакорреляционных зависимостей к выявлению причинно-следственных связей ираскрытию собственно механизмов.
Прогресс в понимании базовых механизмовработы мозга человека и его функциональной организации, помимо развитиязнаний о природе человека, необходим не только для трансляции полученныхрезультатов фундаментальных исследований в клиническую практику, дляразработкиконкретныхспособовповышенияэффективностиметодовдиагностики и лечения, но и связан с целым рядом социально значимых областейдеятельности: технологиями адаптации психики человека к быстро меняющимсяусловиям среды, развитием новых когнитивных и речевых технологий в сфереобразования и искусства, развитием технологий искусственного интеллекта и т.д.На современном этапе развития наших знаний о человеческом мозгеимеется большое количество данных о локализации мозговых структур,обеспечивающих различные психические функции в мозге, и в некоторыхслучаях, данные об особенностях функционального взаимодействия между ними.Однако представления о механизмах и принципах работы мозга при реализациивысших интегративных когнитивных видов деятельности значительно скромнее.6Тем не менее, для большинства высших психических функций человека, такихкакречь,внимание,эмоцииит.д.существуютнепротиворечивыефизиологические концепции реализации мозгом данных функций.Иная ситуация складывается с изучением нейрофизиологических основсамого высокоорганизованного и самого «человеческого» вида деятельности творческого мышления (или креативности).
На данный момент существуетбольшое количество различных определений термина «творчество», «творческоемышление», «креативность». На наш взгляд, наиболее четко передает смыслданного термина определение творчества как способности индивида порождатьновые, необычные и полезные (применимые) идеи, отклоняться в мышлении отстереотипов и традиционных схем.Сейчасмышленияизучениеявляетсяособенностейоднимизмозговоговажныхобеспечениянаправленийтворческогосовременнойпсихофизиологии.
Но несмотря на большое количество нейрофизиологическихработ по исследованию мозговых коррелят творчества, до сих пор не существуетединой концепции мозговой организации творческой деятельности и еенейрофизиологических механизмов.До последнего времени большинствоисследователей пыталось изучать процесс творческого мышления без учета еговременных и качественных особенностей, что привело к тому, что в настоящиймомент большинство нейрофизиологических данных, полученных разнымиисследователями, не согласуются между собой и не позволяют построитьцелостную картину мозгового обеспечения творческого процесса. В такойситуации ясно, что дальнейшее исследование мозгового обеспечения творчества вданном ключе бесперспективно и требует иного подхода, который позволил быраскрыть именно механизмы работы мозговых систем при творчестве.Таким образом, разработка подхода, учитывающего сложность, временныеи качественные особенности творческого мышления, и формулирование на основеполучаемых экспериментальных данных непротиворечивой концепции мозговойорганизации творческой деятельности является актуальной теоретической ипрактической задачей, что является новым шагом в понимании не только7механизмов собственно творческой деятельности, но ифундаментальныхпринципов работы мозга человека в целом.Степень разработанности темы исследованияВотечественнойизарубежнойпсихологиивысказывалисьсамыеразличные взгляды на сущность (т.е.
что лежит в основе творческого мышления),свойства и особенности творческого процесса, дискутировались вопросыобособенностях творческой личности, о возможности воспитания творческихспособностей, о критериях креативного продукта, о связи творческой способностичеловека с интеллектом, воображением и другими психическими функциями(такими, как, например, внимание, память, наблюдательность, скорость реакции).Наиболее известные психологические теории творчества связаны с именамиГилфорда, Медника, Торренса, Амабайл, Стернберга, Любарта, Выготского,Брушлинского, Богоявленской, Пономарева, Шадрикова, Мелик-Пашаева и др.исследователей.творчестваНесмотряна отсутствие единой концепции, психологиядостаточно хорошо и подробно изучена для того, чтобы служитьбазисом для развития нейрофизиологических исследований мозговой организациикреативности.Можно считать, что систематическое изучение физиологических основтворческой деятельности в мире началось в 70-х годах 20 века.