Диссертация (Мозговая организация вербального творческого мышления), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Мозговая организация вербального творческого мышления". PDF-файл из архива "Мозговая организация вербального творческого мышления", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "биология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора биологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
К настоящемумоменту, все полученные нейрофизиологические данные о творческом мышленииможно разделить на две большие группы: 1) нейрофизиологические данные,полученные на здоровых добровольцах, выполнявших задачи, включающие в себяразличные компоненты творчеcкого мышления и 2) клинические данные,полученные при анализе больных с различными мозговыми поражениями ипсихическими заболеваниями. При этом, как упоминалось выше, несмотря набольшое количество нейрофизиологических работ по исследованию мозговыхкорреляттворчества,данныеихявляютсявзначительнойстепенипротиворечивыми, и исследователи находят мозговые корреляты выполняемых8творческих заданий практически в любой области мозга (для обзора см.,например, Dietrich&Kanso, 2010; Jung et al, 2013; Pidgeon et al, 2016), что непозволяет на данный момент интегрировать все полученные экспериментальныеданные в какую-либо целостную (общую) и непротиворечивую концепцию дляпонимания мозговых механизмов обеспечения творческой деятельности.
Поэтомуочень важно проводить комплексные нейрофизиологические исследования,которые могли бы помочь созданию подобной концепции.Методология и методы исследованияОткрытиеакадемикомРАНН.П.Бехтеревойосновополагающихмеханизмов работы мозга, таких как теория организации любого видадеятельностимозговойсистемойзвеньевразличнойстепенижесткости(Бехтерева, 1974, 1985, 1988) и теория мозговой системы детекции ошибок(Bechtereva&Gretchin, 1968) послужило основанием концептуальной базы дляразработкиподходаксозданиюнепротиворечивойконцепциимозговойорганизации творческой деятельности.В первую очередь, необходимо прояснить, какие области мозга являютсянаиболее вероятными кандидатами на роль «жестких» звеньев системыобеспечения определенных видов творческого мышления как некоего целостногоконцепта и как они взаимодействуют с "гибкими" звеньями исследуемогопроцесса, зависящими от наличия или отсутствия определенных факторов, такихкак качественные и временные особенности самой творческой деятельности иличностные особенности индивидов.
Выяснение данного вопроса позволит взначительной степени объяснить наличие многочисленных противоречивых иотрывочныхэкспериментальныхданных,описанныхвлитературексегодняшнему моменту.Во-вторых, поскольку творческая деятельность является принципиальнонестереотипной мыслительной деятельностью, то ее целесообразно рассматриватьво взаимодействии с базовым мозговым механизмом детекции ошибок.9Мышление и память человека создает базис для творческого поиска, и в то жевремя содержит матрицы устойчивых стереотипов, облегчающих существованиеиндивида в привычной (ежедневной) среде.
Рассогласование с релевантнымиматрицами вызывает активизацию мозгового механизма детекции ошибок. Нопомогают ли выходу за пределы известного формирование и поддержание впамяти матриц стереотипов? Ведь творчество это все-таки выход за пределыстереотипов каждого отдельного человека, а иногда и общества.Таким образом, борьба со стереотипом может являться одной изсоставляющих творческого процесса, однако роль детектора ошибок (неизменноактивирующегося при необходимости нарушить стереотип) в процессе творчестваостается невыясненной.Исходя из представлений о функциональной роли механизма детекцииошибок, можно предположить, что механизм детекции ошибок в процессетворчества может, как оптимизировать творческую деятельность, так и затруднятьее. Оптимизация творческой деятельности может быть связана с выборомнаилучшего решения среди других возникающих вариантов.
Затрудняющая роль– с трудностью или невозможностью принять нестандартные варианты решениязадачи, поскольку детектор ошибок контролирует отклонение от стандартного,стереотипного плана, т.е. как бы находится в конфликте с творческим вариантоммыслительной деятельности.Принимая во внимание наши экспериментальные данные и концепциюдинамического системообразования мозговых систем, разработанную академикомС.В.
Медведевым (С.В. Медведев, С.В. Пахомов, 1987), следует ожидать, чтомозговая система обеспечения творчества будет принципиально более динамична,по сравнению с другими видами деятельности, в том числе и для одного и того жевидатворческогопроцесса,иможетхарактеризоватьсяразличнойпространственно-временной организацией. Из этого предположения вытекаетотличие нашего подхода от от ранее использовавшихся парадигм приисследовании мозговой организации творчества.10Предлагаемый нами подход отличается одновременным учетом рядаособенностей.Во-первых, это учет индивидуальных, в том числе и личностныхособенностей индивидов.
Если другие психические функции, такие как речь,например, обеспечиваются мозгом более-менее одинаково у всех людей, тотворческое мышление, по сравнению с другими психическими процессами, можетсущественно зависеть от ряда личностных особенностей индивидов.Во-вторых, это учет временных особенностей творческой деятельности.Любая деятельность состоит из ряда последовательных временных этапов, однакотворческаядеятельностьобладаетбольшимразнообразиемэтапов,чемнетворческая деятельность. Поэтому использовавшееся ранее в большинствеподобных исследований определение (понимание) творчества, как достаточнооднородного процесса, без учета особенностей его временных этапов, не являетсядостаточно адекватным. С нашей точки зрения, адекватным является пониманиетворческого мышления как процесса, особым образом развивающегося на каждомвременном этапе (в отличие от других психических процессов - внимания,восприятия и т.д.), что может зависеть от типа творческой задачи ииндивидуальных особенностей.В-третьих, это учет качественных особенностей творческой деятельности(т.е.
типа (вида) творчества). Представляется, что для каждого типа творческогопроцесса может существовать свой специфический баланс процессов обработкиинформации, получаемой из внешних (сенсорные каналы) и внутреннихисточников (память, механизм детекции ошибок, и т.п.), и каждый типтворческого процесса может характеризоваться различной направленностьювнимания, работой памяти, мышления, восприятия и т.п. Мы полагаем, чтоподобный подход является в наибольшей степени соответствующим накопленнымк настоящему моменту в психофизиологии творчества экспериментальнымданным.В-четвертых, применение полиметодического подхода (Н.П.
Бехтерева,1974,1985,1988)позволяетвзаимодополнитьивзаимоподтвердить11нейрофизиологические данные, получаемые с помощью разных методов,поскольку творчество как самый сложный и высокоорганизованный видкогнитивной деятельности как ни один другой вид деятельности требует дляпонимания своих механизмов как сочетания комплекса различных методов(психологических и физиологических (ЭЭГ, ПЭТ, фМРТ)), так и их адекватнойинтерпретации.Принейровизуализационныеэтомиисследования,комбинирующиеэлектрофизиологическиеисследованиясиспользованием одних и тех же тестовых заданий, являются адекватнымподходом для исследования творческого мышления, и любое расхождение врезультатах,полученныхразнымиметодами,можетбытьдажеболееинформативным, чем их совпадение из-за принципиальных различий визмеряемой активности (Bechtereva et al, 2007).Использование вышеописанной методологии и данного подхода позволилосформироватьнаосновеполученныхнамиэкспериментальныхданныхнепротиворечивую концепцию мозговой организации вербальной творческойдеятельности,что является принципиально новымшагомв пониманиимеханизмов собственно творческой деятельности, а отсюда и фундаментальныхпринципов работы мозга человека в целом.Цель исследованияФормулирование непротиворечивой концепции мозгового обеспечениявербальной творческой деятельности и выявление ее базовых механизмов наоснове использования предложенного нами подхода, учитывающего временные икачественные особенности собственно творческой деятельности, а такжеиндивидуальные психологические особенности испытуемых, используя ЭЭГ,ПЭТ и фМРТ-методы.12Основные задачи исследования:1.
Разработать и апробировать наборы оригинальных тестовых заданий,учитывающих временные и качественные особенности вербальной творческойдеятельности2. Провести нейрофизиологические (ЭЭГ, ПЭТ, фМРТ) исследования сиспользованием разработанных наборов задания у лиц с разным уровнем развитиятворческих способностей, в том числе у лиц, обладающих определенным типомтворческих способностей (актеры)3.Изучитьвлияниеличностных(уровеньразвитиятворческихспособностей) и профессиональных (актеры) особенностей индивида на мозговуюспецифику реализации творческой деятельности4.
Выявить «жесткие» и «гибкие» звенья мозговой системы обеспечениявербальной творческой деятельности и определить характер функциональныхвзаимодействий между различными элементами мозговой системы обеспечениявербальной творческой деятельности6. Исследовать характер влияния мозгового механизма детекции ошибок насистему обеспечения вербальной творческой деятельности.Основные положения, выносимые на защиту1. Показано, что при вербальном творческом мышлении происходитактивация практически всех областей мозга.2.
Локализованы зоны мозга, находящиеся преимущественно в лобном итеменном отделах, являющиеся наиболее вероятными кандидатами на рольпостоянных «жестких» звеньев мозговой системы обеспечения вербальнойтворческой деятельности.3. Локализовано большое количество «гибких» звеньев мозговой системыобеспечения вербальной творческой деятельности и установлена их зависимость13от различных факторов, таких как тип творческой задачи, этап творческогопроцесса, уровень развития творческих способностей индивида.4. Раскрыт амбивалентный характер функциональных взаимодействий«жестких» звеньев обеспечения творческой деятельности: наблюдается какослабление, так и усиление взаимодействий между теменной и префронтальнойкорой. При этом, ослабление функционального взаимодействия между лобными итеменными зонами в процессе творчества рассматривается как уменьшениевлияния системы детекции ошибок и когнитивного контроля, а усилениевзаимодействий – как вовлечение всех когнитивных ресурсов, интенсификациямыслительных процессов для решения творческой задачи без явного стереотипа всвоем условии.4.
Показана роль базового мозгового механизма детекции ошибоквпроцессах вербального творческого мышления. В случае, когда реализациявербальной творческой деятельности тесно связана с преодолением стереотипадетектор ошибок конфронтирует с творческим вариантом мыслительнойдеятельности, выступая как ограничитель, что отражается в ослаблениифункциональных взаимодействий между передней поясной корой и лобными итеменными областями.6.
Определены различия мозговых паттернов обеспечения вербальнойтворческой деятельности у людей с разным уровнем развития творческихспособностей, а также у лиц с определенным типом творческих способностей(актеры).7. Показано, что тренировка, влияющая на успешность решения творческихзадач, меняет характер вовлечения различных областей мозга при вербальнойтворческой деятельности.Научная новизнаВпервые сформулирована на основе полученных экспериментальныхданных непротиворечивая концепция организации мозгом вербальной творческой14деятельности, что является новым шагом в понимании нейрофизиологическихоснов собственно творческой деятельности, а отсюда ифундаментальныхпринципов работы мозга человека в целом.Предложен новый подход к исследованию творческой деятельности,учитывающий ее временные и качественные особенности, а также личностныеособенности индивидов.Локализованы «жесткие» звенья мозговой системы, обеспечивающейреализациювербальнойтворческойдеятельности,ивпервыераскрытамбивалентный характер их функциональных взаимодействий в процессетворческой деятельности: наблюдается как ослабление, так и усилениевзаимодействий между теменной и префронтальной корой.