Диссертация (Мозговая организация вербального творческого мышления), страница 4

PDF-файл Диссертация (Мозговая организация вербального творческого мышления), страница 4 Биология (47704): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Мозговая организация вербального творческого мышления) - PDF, страница 4 (47704) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Мозговая организация вербального творческого мышления". PDF-файл из архива "Мозговая организация вербального творческого мышления", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "биология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора биологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 4 страницы из PDF

Переход на этот этап происходит в тот момент, когда,проанализировав всю имеющуюся в его распоряжении информацию и провериввозникшие варианты решения, индивид все-таки не находит ответ. Инымисловами, он оказывается в тупике.Возникающее при этом чувство «тупика» воспринимается не какзакономерный этап, сигнализирующий о том, что исчерпаны возможностирешения задачи на основе познанной реальности, а как барьер, преграду дляпроявления креативности.Негативное отношение к фрустрации, стремление избежать ее, «закрытьглаза» на ее существование во многом объясняется крайне дискомфортнымхарактером ее переживания.

Индивид ощущает напряжение, раздражение,обескураженность, свою неполноценность, скуку, усталость, апатию. Возникаетощущение, что решение в принципе не существует, что условие задачинекорректно, что кто-то виноват в сложившейся ситуации. Это переживание темсильнее, чем больше насыщено сознание субъекта стереотипами, установками,верованиями, ставшими жесткими идентификациями. Положение усугубляетсятем, что негативные эмоции приводят к снижению самоконтроля и уровнярефлексии происходящего.Конструктивное отношение к фрустрации предполагает признание за нейроли закономерного этапа креативного процесса, который служит сигналом дляреорганизации деятельности.

В этот момент целесообразно осознать, какой барьерили барьеры препятствуют проявлению креативности, в рамках какого стереотипамы находимся, в какой области нам недостаточно информации и где ее можнополучитьSapp, 1992 считает, что в ответ на фрустрацию возникает одна изследующих четырех реакций:1. Отрицание (отказ): в этом случае индивид бросает работу и отрицает то,что направление размышлений и пройденный путь были ценными, стоящими;2.

Рационализация: в этом случае человек избегает фрустрации. Оношибочно оценивает результат, считая его действительно ценным и творческим.213. Принятие стагнации: индивид смиряется даже без попыток отрицания илиоправдания проделанной до сих пор работы. Уровень мотивации настолько низок,что размышления над проблемой остаются незавершенными. Индивид неспособен противостоять фрустрации и двигаться дальше. Эта реакция является,по-видимому, самой деструктивной, она связана с состоянием апатии или скуки уиндивида;4.

Новый рост: это наиболее желательный ответ на фрустрацию. Оносуществляется совсем просто — продолжением работы. Индивид начинаетискать новые вариантыИнкубация (кажущийся уход от проблемы, нахождение затруднений,бессознательный процесс «созревания решения»);Инсайт (озарение, реструктуризация). Инсайт — это кратковременный, ноочень отчетливый этап креативного процесса, момент поступления в сферусознания решения проблемы. Он характеризуется бурными позитивнымиэмоциями, оживлением, даже эйфорией.

Это кульминационная точка креативногопроцесса, в которой проявляются результаты пролонгированной подготовки,своевременного перехода из состояния фрустрации к вынашиванию идеи.Собственно говоря, инсайт как прямое усмотрение ответа в первые секундыдалеко не всегда осознается человеком и не вербализуется. Поступление в сферусознания ответа нуждается в быстрой фиксации, что повышает вероятностьуспешного завершения креативного процесса.Проверка решения. Разработка или верификация является завершающимэтапом творческого процесса, в ходе которого происходит проверка истинностиполученного решения логическими средствами. Интрига этапа, его парадоксзаключается в возможности ошибочной верификации.Этап может быть представлен двумя подэтапами:5.1. Собственно проверка истинности инсайта (верификация).Субъект креативного процесса ищет ответы на вопросы:«Будет ли это работать?», «Соответствует ли это исходным условиям?»,«Действительно ли это ответ на поставленный вопрос?».

Иногда случается, что22казавшаяся блестящей идея меркнет и отвергается как ложная. В этом случаесубъект чаще всего возвращается на этапы инкубации или фрустрации, после чегоможет снова начать подготовку.Это обстоятельство показывает, что креативный процесс не являетсялинейной последовательностью событий, а скорее движением по спирали,обратимымпроцессомсвозможнымивзаимопереходамиивзаимнойдетерминацией этапов.5.2. Осуществление.Если истинность инсайта установлена, то процесс продолжается на второмподэтапе, продолжительность которого варьируется от нескольких секунд(например, реализация варианта поведения в общении) до десятков лет.Последние сроки характерны для воплощения идей в больших системах, так кактам идея входит в соприкосновение с десятками тысяч переменных.

Последствияэтих соприкосновений затрагивают привычные установления, коммуникации,отношения людей и пр.На стадии воплощения решающую роль играют навыки, умения, техники иресурсы.Для художественного творчества эти стадии слегка модифицированы(Якобсон, 1971; Лук, 1985, цит. по Басин, 1985).Выделяют:замысел произведения;конкретизацию замысла в обдуманный план;поиск адекватной формы для воплощения замысла;реализацию замысла в материальном плане.Описанные стадии креативности являются универсальными, так какприсутствуют в любых теориях, описывающих творческий процесс и неоспариваются на сегодняшний момент никем из исследователей.В настоящее время для описания креативности используют подход,предложенный Mooney, 1963,основных аспекта:который выделял в проблеме креативности 423креативный процесс;креативный продукт;креативную личность;креативную ситуацию.Одни исследователи в своих работах затрагивают какой-либо один аспекткреативности, другие пытаются осветить все.

Однако наиболее привлекательнымаспектом для исследования всегда являлся креативный процесс.1.1 Креативный процессПри рассмотрении этого аспекта целесообразно выделять зарубежныетеории творчестваи отечественные. Зарубежные исследователи склонныерассматривать креативный процесс в узком смысле, сводя его суть к одному или влучшемслучаекнесколькимпсихическимпроцессам.Дискуссииразворачиваются в основном вокруг следующего вопроса: что лежит в основекреативности?Впервые детально разработанный ответ на этот вопрос предложил Guilford(1950, 1956, 1967, 1971). В теории, разработанной им в 50х годах XX века,креативность рассматриваетсякакчасть интеллектуальных способностей.Интересно, что, по мнению некоторых исследователей, модель интеллекта в томвиде, в каком она была описана Guilford, давно утратила свою значимость всфере изучения интеллекта, в то время как теория креативности, котораянеотделима от этой модели, не утратила своей актуальности до сих пор (Nusbaum& Silvia, 2011).Модель интеллекта, разработанная Guilford и получившая названиеСтруктура Интеллекта (Structure of Intellect, or SI), опирается на положения,описанныевмногофакторной(Sternberg&Grigorenko,2001).Согласнотеорииэтойинтеллектатеории,Терстоунаинтеллектуальныеспособности человека можно разделить на 7 категорий: вербальное понимание,беглость речи, вычислительные способности, пространственное мышление,24память, скорость восприятия и логическое суждение.

Guilford же предположил,что число этих способностей значительное больше, а именно – 120, исходя израссуждения, что каждое мыслительное задание включает в себя три компонента:операцию, содержание и продукт. В свою очередь, операция делится на 5 типов(познание, память, дивергенция, конвергенция и оценка), содержание – на 4(фигуральное, символическое, семантическое и поведенческое), а продукт – на 6(единицы, классы, отношения, системы, преобразования и импликации). Другимотличием теории Guilford от теории Терстоуна является то, что, согласно Guilford,все обозначенные выше факторы независимы друг от друга, тогда как Терстоунполагал, что они могут коррелировать.

Перемножив 5, 4 и 6, мы получаем 120различных комбинаций, каждая из которых представляет собой в модели Guilfordопределенную интеллектуальную способность.По его мнению, креативность представляет собой определенный наборустойчивых черт, которые относительно независимы друг от друга. Он выделил 8первичных способностей, лежащих в основе креативности: чувствительность кпроблеме (креативные люди видят проблемы там, где другие их не замечают);беглость ( количество идей); оригинальность (необычные, новые, но применимыеидеи); гибкость (умение переключаться из одной области понятий на другую);синтез; анализ; комплексность (число взаимосвязанных идей, которыми можноманипулировать одновременно); способность оценить идеи.Основной вклад в креативность, по мнению Guilford, вносит дивергентноемышление,включающее в себя беглость, гибкость и оригинальность.Дивергенция или расхождение — это операция, которая в сочетании сразличными типами содержания и продукта образует 24 комбинации, которыеназываются дивергентным мышлением.

Дивергентное мышление в этом случаеопределяется как процесс поиска множества возможных решений для одной и тойже проблемы (в противовес конвергентному мышлению, когда для задачивозможно одно единственное решение). Дивергентное мышление – это умениемыслить одновременно в разных направлениях, оно начинает работать в техслучаях, когда проблема имеет не одно верное решение, а несколько.При25генерации ответа на поставленную задачу информация извлекается из памяти, ноиспользуется в новом контексте (происходит ее реструктуризация). При этомпоступившаяноваяинформация,взаимодействуясужеимеющейсяиреструктуризируя ее, приводит к адекватному творческому решению. Решающаяроль в этом процессе отводится дивергентному мышлению.Таким образом, творческая способность, по Guilford, неразрывно связана сдивергентным мышлением и может быть измерена с помощью тестов, сутьюкоторых является поиск множества решений для заданной проблемы.

Креативныйпроцесс Guilford рассматривает как процесс решения задач. Для успешногорешения этих задач человек должен быть способен выявлять такие проблемы,которые остаются незамеченными другими людьми. Он также должен обладатьсемантической гибкостью, которая проявляется в умении выявлять такие свойстваобъекта, которые могли бы помочь использовать его по-новому.На базе этой модели были созданы тесты креативного мышления, в томчисле и известный тест Torrance (1963), который был одним из последователейподхода, разработанного Guilford. В рамках этого подхода Torrance предложилсвое определение креативного процесса как “процесса выявления пробелов взнаниях и недостающих элементов, формирования идей и гипотез, направленныхна заполнение этих пробелов и восполнение элементов, тестирование этихгипотез, сообщение результатов, а также переформулирование гипотез и ихизменение” (Goldman, 1965).Torrance стал автором целого ряда тестов, которые известны в научнойлитературекакМинессотскиетесты.Этитестыпредставляютсобоймодифицированную версию тестов Guilford , адаптированную для детей разныхвозрастов.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
428
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее