Диссертация (Лингвокоммуникативная характеристика жанра литературно-критическая колонка в немецких СМИ), страница 5

PDF-файл Диссертация (Лингвокоммуникативная характеристика жанра литературно-критическая колонка в немецких СМИ), страница 5 Филология (47581): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Лингвокоммуникативная характеристика жанра литературно-критическая колонка в немецких СМИ) - PDF, страница 5 (47581) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Лингвокоммуникативная характеристика жанра литературно-критическая колонка в немецких СМИ". PDF-файл из архива "Лингвокоммуникативная характеристика жанра литературно-критическая колонка в немецких СМИ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 5 страницы из PDF

12]. ПрофессорфакультетажурналистикиВоронежскогогосударственногоуниверситетаЛ. Е. Кройчик определяет жанр как «относительно устойчивую структурносодержательнуюорганизациютекста,обусловленнуюсвоеобразнымотражением действительности и характером отношения к ней творца»[Основытворческойдеятельности…,2000,с.

138].Висследованиях,посвященных проблемам публицистики, встречается также понятие жанра как«обобщенной типизированной формы журналистских выступлений» [Мельник,2004, с. 105]. Нетрудно отметить схожесть признаков, которыми наделяют этоявление ученые: устойчивость, системность, типологичность, наличие общейструктурно-содержательной парадигмы.Среди встречающихся в справочной и научной литературе определенийвыделяется трактовка жанра, предложенная проф. Г.

В. Лазутиной и проф.С. С. Распоповой. Ученые рассматривают жанр не как группу текстов, не как типтекста, а как «исторически складывающийся вид того или иного рода духовноготворчества,обусловленныйпредметно-объектныммногообразием25действительности, многообразием потребностей общества и несущий в себепамять о средствах, подходящих для отображения соответствующего предмета иудовлетворениясоответствующейпотребности»[Лазутина, 2011, с. 16].Жанрообразование – процесс живой, однако в своем развитии жанр накапливаетпамять о прошлых формах, или, как отмечал М. М. Бахтин, «жанр всегда стар инов одновременно.

Жанр возрождается и обновляется на каждом этапе развитиялитературы и в каждом индивидуальном произведении данного жанра…Жанрживет настоящим, но всегда помнит прошлое, свое начало. Жанр – представительтворческой памяти в процессе литературного развития» [Бахтин, 1972, с. 178-179].Очевидно, что идеи о хранилище памяти и исторического опыта нашли своеотражение в исследовании Г. В.

Лазутиной и С. С. Распоповой.Суммируяхарактеристикивышесказанное,жанра.Во-первых,попытаемсяжанр–перечислитькатегорияосновныетипологическая,обладающая рядом устойчивых, повторяющихся признаков. В каждом жанресуществует свой способ отражения действительности, который предопределяетсязадачами, решаемыми публицистом.

Рассматривая жанр как специфическийспособ отражения действительности и специфический способ ее анализа,исследователи приходят к выводу, что метод в таком случае предстает каксоединитель содержания и формы: характер отобранных для анализа фактов(содержательный аспект) неотделим от выбранного автором метода ознакомленияс этими фактами (формальный аспект) [Основы творческой деятельности …,2000, с. 136].Во-вторых, жанр – это историческая или исторически конкретная (поопределению Кройчика Л.

Е.) категория. Это означает, что жанр развивается вовремени и претерпевает изменения в ходе своего развития.Обновлениетрадиционных и появление новых жанров обусловлено во многом такимифакторами, как изменение социально-экономических и социально-политическихусловий страны, развитие технического прогресса, рост потребностей аудитории,и др.26В-третьих, жанр – это категория гносеологическая.

Под этим Л. Е. Кройчикподразумевает то, что появление того или иного жанра всегда определяется темизадачами, которые решает публицист: что познается, на каком уровне, с какойцелью и какими средствами [там же]. Одно и то же событие (факт) может статьматериалом для публикации, выполненной в разных жанрах: в зависимости отинтенции журналиста могут «высвечиваться» разные аспекты содержания факта,например, критический или комический.В-четвертых, жанр представляет собой морфологическую категорию.Особенности структуры повествования, место факта в повествовании, образныйстрой повествования и специфика разработки проблемы (конфликта) составляютморфологию жанра.В-пятых, отмечают аксиологический характер жанра.

Жанр содержитопределенную оценку действительности публицистом, либо положительную,либо отрицательную. Система ценностей автора зависит от его мировоззрения,мироощущения, мировосприятия, т.е. от «субъективных компонентов познающейличности» (по Киму М. Н.), которые в своей совокупности образуют некуюсмысловую систему, помогающую человеку не только ориентироваться вмногообразном мире, но и познавать его. Благодаря этим компонентам журналистсоотносит реалии мира со своей субъективной реальностью [Ким, 2011, с. 81-85].На этом этапе возникает вопрос о соотношении объективного и субъективного втворческой деятельности публициста.

С одной стороны, журналист преследуетцель максимально объективного изложения, т.к. это обусловлено самой природойего профессии, предполагающей работу с достоверными фактами. С другойстороны, нельзя отрицать личностное отношение к окружающему миру, свойсобственный взгляд на рассматриваемую проблему. Достижение такого балансаявляетсяпоказателемуровнямастерстваикомпетентностижурналиста,субъективизм оценок, пренебрежение объективными условиями протеканияобщественных процессов и игнорирование фактов говорит, в свою очередь, онедостаточном владении навыками журналистского творчества.27И, наконец, жанр – это категория творчески-созидательная. Под этимпонимается возможность создания текста как определенной модели мира.Публицистический текст создает новое представление о действительности в видеее понятийно-образной модели; полнота и убедительность этой модели являютсярешающими факторами при ее восприятии аудиторией.Как правило, говоря о сходстве формально-содержательных признаков, наоснове которых становится возможным выделение жанра или группы жанров, подэтимипризнакамипонимаютсяжанрообразующиепризнаки(факторы).Важнейшими жанрообразующими признаками по А.

А. Тертычному являются:предмет отображения, целевая установка (функция) отображения, методотображения [Тертычный, 2014, с. 12]. Условно их суть можно сформулироватьв виде следующих вопросов: что отображается? с какой целью? как?Предметом отображения в журналистике являются любые реалиидействительности, заинтересовавшие автора и представляющие потенциальныйинтерес для читателя, например: отдельные события, процесс, содержащий в себеряд событий, ситуация, личность.

Предмет отображения как жанрообразующийфактор не всегда однозначно выполняет определяющую роль: разные жанрымогут иметь один предмет отображения, в то время как один жанр может иметьразные предметы отображения.Целевая установка, напротив, обладает сильным потенциалом прижанрообразовании. Целевая установка проявляет себя в том или ином уровнедетализации, глубины постижения связей отображаемого предмета, приводящих ксозданию своеобразных текстов, создающих определенный жанр. Именно от целижурналиста будет зависеть в каком жанре выйдет материал публикации вконечном счете – поставит ли он целью кратко осветить событие, в несколькихсловах обозначить его причину и вынести свою оценку (в таком случае материалбудет представлен в форме информационной заметки) или же он решитпредоставить читателю подробный анализ события с его тщательным описанием,28аргументированным изложением его причин и следствий (тогда речь пойдет опоявлении аналитической статьи или журналистском расследовании).

Наиболеераспространенными творческими целевыми установками являются описаниепредмета (создание его наглядной модели), выявление причинно-следственныхсвязей, оценка предмета отображения, прогноз развития предмета отображения,формулирование программы действий. Очевидно, что цели, которые журналистыставят перед собой при создании конкретных публикаций, разнообразны –отсюда и разнообразие качеств этих публикаций, что, в свою очередь, являетсяоснованием для отнесения их к разным жанровым группам.Для реализации предполагаемых целевых установок в процессе творчестважурналисту требуется особый арсенал способов отражения действительностиили методов познания действительности. Методы исследования предметаусловно подразделяются на: эмпирические (например, метод наблюденияпроработки документов, интервью, эксперимента), теоретические (формальнологические и содержательно-логические) и художественные.

Значение метода какфактора при жанрообразовании велико, т.к. методы, использованные приподготовке публикации, в определенной мере влияют на формирование качествтекстов, что также является основанием для их жанрового распределения.291.4. Типология публицистических жанров. Место литературнокритических текстов в жанровой парадигме современных газетножурнальных жанровСистемажурналистскихжанровпредставляетсобойдинамичноразвивающуюся структуру, обладающую внутренними и внешними связями.Внутренняя связь между жанрами определяется единым типом творчества, аименно публицистическим.

Внешняя связь между жанрами, в свою очередь,обусловлена тем, чтокаждыйжанржурналистики всегда порождаетсяпотребностями отражения современной жизни с целью воздействия наобщественное мнение (в отличие, например, от литературных жанров). Этиособенностиисследователиопределяютвкачествесистемообразующиххарактеристик журналистских жанров [см. напр., Ким, 2011, с. 238].По справедливому замечанию А.

А. Тертычного, объединение жанров вразличные группы может быть произведено на самых разных основаниях, взависимости от того, что для исследователя является наиболее важнымобъединяющим началом [Тертычный, 2014, с. 4]. Как следствие, возникаютразные представления о жанровой палитре журналистики. Рассмотрим подробнееосновные подходы к типологизации журналистских жанров.Вразработкепроблемпонятияжанра,жанровойтипологииидифференцирующих признаков существует несколько подходов. В отечественнойшколе журналистики основное направление базируется на ряде положений,принятых еще в 70-е годы ХХ века.

Советские исследователи рассматривалижанры как «устойчивые формы действительности, обладающие повторяющимисясущностными и структурными признаками» [Жанры советской газеты, 1972, с. 7].В рамках данного подхода жанры различались: по характеру объекта (в качествеобъекта для большинства публикаций выступали факты как непосредственныесобытия действительности и объекты отраженной действительности в жанрахлитературной, театральной, кинорецензии); по их конкретному назначению, т.е.30ориентируясь на определенную творческую задачу, которую необходимо решитьжурналисту в своем выступлении; по масштабу охвата действительности, т.е.по широте освещения действительности и соответствующему масштабу выводови обобщений; и по характеру литературно-стилистических средств, поспособам отражения действительности.

В 80-90-е годы ХХ в. эта концепцияоставаласьбезизменений(см.работыПельтаВ. Д.[Пельт,1984],Стрельцова Б. В. [Стрельцов, 1990]).Оригинальный подход к классификации публицистических жанров былпредложенпрофессоромМГУЕ. И.Прониным.Исследовательсоздалразвернутую типологическую модель журналистских жанров, сопоставив их подвум параметрам: по предметному подходу к отображению реального процессасоциальной практики (реалии, позиции, абсурды, шедевры, мнения, контакты,решения,эффекты)(оповещение,ипоуровнюориентирование,осмыслениякоррекция,предметаотображениясимволизация)[Социальнаяпрактика…, 1990, с. 49-51].

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
426
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее