Диссертация (Лингвокоммуникативная характеристика жанра литературно-критическая колонка в немецких СМИ), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Лингвокоммуникативная характеристика жанра литературно-критическая колонка в немецких СМИ". PDF-файл из архива "Лингвокоммуникативная характеристика жанра литературно-критическая колонка в немецких СМИ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
На материале русского языка газетная рецензия налитературное произведение была рассмотрена в работах Ю. А. Крикунова[Крикунов, 1976], В. М. Горохова [Горохов, 1970], А. Г. Бочарова [Бочаров, 1982],Е. Н. Остович [Остович, 1989]. О. В. Краснояровой [Красноярова, 2004], Н. В.Пасынкова [Пасынков, 2006], О. В. Винокуровой [Винокурова, 2012] и др.Недавние исследования также показали интерес к изучению оценочности в жанререцензии [Набиева, 2010].
На материале английского языка газетная рецензиябыла изучена с точки зрения ее вертикальной и горизонтальной структуры[Синдеева, 1984], были рассмотрены семантико-прагматические особенностиэлектронной рецензии [Прибыткова, 2004]. На материале немецкого языка былопроведеноисследование, в рамках которого автору удалось раскрытьтекстообразующую роль производных номинативных единиц на примерепублицистической рецензии [Федоровская, 2003]. Наиболее комплекснымисследованием на данный момент можно считать работу Н.
В. Довгань,направленную на выявление особенностей семантической, синтаксической ипрагматической организации типа текста «рецензия» в немецких печатных иИнтернет-изданиях на микро- и макротекстовом уровнях [Довгань, 2013].Теоретическаязначимость.Работавноситвкладвисследованиелитературно-критического дискурса в публицистике, а также расширяетразработку стратегии персуазивности, которая образует специфику исследуемыхтекстов.Практическая значимость работы состоит в возможности использованияполученных результатов в преподавании лекционных курсов по функциональнойстилистикенемецкогоязыка,семинаровпублицистических текстов.На защиту выносятся следующие положения:потипологиинемецких81.
С точки зрения теории публицистики литературно-критическаяколонка представляет собой устойчивый тип газетно-журнальныхпубликаций литературно-критической тематики, формирующийся наосновании общих для данного жанра признаков: предмет отображения,наличие конкретной целеустановки и определенный тип адресанта схарактерными для него индивидуально-стилевыми особенностями. ЖанрЛКК является актуальным жанром литературно-критического медийногодискурса, сформировавшимся в последние десятилетия XXI в.
итребующий подробного изучения как с позиций теории публицистики,так и теории лингвистики.2. Лингвистический подход к рассмотрению данного публицистическогожанра как типа текста «ЛКК» позволяет выделить его инвариантнуюфункционально-структурную модель. Основными функциями типатекста«ЛКК»являются:оценочная,информирующая,функциясамопрезентации автора.3. Функциональная направленность типа текста «ЛКК» определяет егоструктурную организацию: типологическая структурная модель ЛККвключает в себя заголовочный комплекс (надзаголовок, лид, заголовок),зачин, основной текст.4. Персуазивная стратегия оценки рассматривается как типологическая(жанровая) характеристика ЛКК.
Стратегия оценки в ЛКК реализуется втактиках прямой и косвенной оценок. Объектами оценки в тексте ЛККявляютсялитературноепроизведение,писательилитературныеперсонажи. Оценка в тексте ЛКК выполняет ориентирующую истимулирующие функции, оказывает воздействие как на рациональную,так и на эмоциональную сферы читателя и побуждает его копределенным посткоммуникативным действиям.95. Высокая степень индивидуально-авторской вариативности данного типатекстаподразумеваетсвободувыборакомпозициииязыковойманифестации. Основными стратегическими задачами автора ЛКК, внезависимости от типа издания, являются ориентированность начитателя и доступность подачи информации. В зависимости отконкретного автора и его установок, ЛКК могут проявлять разнуюстепень диалогичности и демонстрировать различные языковые способыриторико-аргументативной организации критических суждений.АпробациярезультатовработыпроводиласьнаXLIIIиXLIVМеждународных филологических конференциях (СПбГУ, Санкт-Петербург, 2014,2015 гг.), Научном конгрессе общества „GeSuS“ 23.
Linguistik- und Literaturtage„Die Sprachen Mitteleuropas und darüber hinaus“ (СПбГУ, Санкт-Петербург, 2015 г.)Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 научных статей из них3* в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:1. Тип текста «колонка» (на материале публикаций М. Райх-Раницкого). /Е.
С. Садовская. // Немецкая филология в Санкт-Петербургскомгосударственном университете : сб. науч. ст. / под ред. д-ра филол. наук,проф. С. Т. Нефёдова. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2014. – Вып.4 : Текст и текстовые единицы. – С. 120-130.2. Прагмалингвистическаяхарактеристикадиалогичностивпублицистическом жанре «колонка» (на материале текстов авторскойколонки М. Райх-Раницкого). / Е.
С. Садовская. // Материалы XLIIIмеждународной филологической конференции. – СПб. : Изд-во С.Петерб. гос. ун-та, 2014. – Выпуск 18. Секция грамматики (романогерманский цикл). – С. 68-76.3. *Садовская Е. С. Реализация субъективной оценки в критическомпублицистическомжанре«авторскаяколонка»(наматериалепубликации М. Райх-Раницкого “Ein Weltmeister im Selbstlob”). / Е. С.10Садовская // Вестник Орловского государственного университета. –Орел, 2015. – Серия: Новые гуманитарные исследования. Вып.
№ 2 (43).– С. 389-392.4. *Садовская Е. С. Типология публицистических жанров и литературнокритические тексты. / Е. С. Садовская // Филологические науки. Вопросытеории и практики. – Тамбов, 2015. – №8, часть 2. – С. 156-159.5. *Садовская Е.
С. Интертекстуальность как способ оценки в литературнокритических текстах (на материале немецких печатных СМИ). / Е. С.Садовская. // Научное мнение. – Санкт-Петербург: Некоммерческоепартнерствоученых,профессиональногопреподавателейобразованияиучрежденийвысшего«Санкт-Петербургскийуниверситетский консорциум», 2015. – № 8. – С. 130-136.Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав,заключения, списка источников и их сокращений, библиографического списка иприложения. Во введении обосновывается тема исследования, ее научная новизнаи актуальность.
Формулируются цели и задачи исследования, перечисляютсяметоды исследования, а также излагаются его теоретическая и практическаязначимость. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты исследуемойпроблемы. Автор дает определение понятию литературной критики, выделяетособенности функционирования литературной критики в немецком культурномпространстве, в частности, в системе немецких СМИ. Уточняется понятиепублицистического жанра, и выделяются основные жанрообразующие факторы.Определяетсяместолитературно-критическихтекстоввтипологияхпублицистических жанров. Отдельное внимание уделяется рассмотрению жанров«рецензия» и «авторская колонка» как первичных жанров, создающих основу дляформированияжанраЛКК.Втораяглавапосвященалингвистическомурассмотрению ЛКК как самостоятельного типа текста и рассмотрению егокоммуникативноифункциональнодетерминированныхструктурных11особенностей.Наосновеанализапрактическогоматериаласоздаетсяинвариантная модель типа текста ЛКК.
Отдельные структурные элементыподробно рассматриваются с точки зрения тематического, языкового ифункционального аспектов на примере 3 колонок в неспециализированныхобщественно-политических газетных и журнальных изданиях. В третьей главеопределяются языковые способы выражения персуазивной стратегии оценки какпроявления персуазивной интенции в текстах ЛККи рассматриваютсяиндивидуально-авторские особенности стиля колонок „Fragen Sie Reich-Ranicki“,„Brands Bücher“, „Weiterlesen!“. Общий объем исследования составляет 186страниц. Список использованной литературы включает 173 наименования. Вприложении приводятся тексты некоторых анализируемых публикаций.12Глава I.
Теоретические основы изучения литературно-критическихжанров в газетно-публицистическом дискурсе1.1. Понятие литературной критики, ее предмет и функции. Взаимосвязьлитературной критики с другими научными дисциплинами.Понятие «литературная критика» содержит в себе два значимых для егопонимания компонента: основополагающее понятие «критика» и определяющийкомпонент «литературная», характеризующий его предмет. Слово «критика»(нем.
die Kritik < фр. critique < лат. critica < греч. κριτική) означает «сужу,суждение». Суждение подразумевает два вида деятельности: с одной стороны,судить – т.е. рассуждать о чем-нибудь, рассматривать и анализировать объект,пытаться раскрыть его смысл, найти связь с другими явлениями. С другой –делать окончательный вывод об объекте, квалифицировать его по принципу «+»/«-», т.е. либо отвергнуть, осудить, либо оправдать, признать положительным. Такподтверждается тезис о том, что «всякая критика действительно включает в себя,если она хочет быть основательной, своего рода следствие, т. е. подробноерассмотрение предмета, а также и приговор о нем» [Литературная энциклопедия,1931, с. 589, курсив наш – Е.С.]. Этот тезис, несмотря на давность времени, тем неменее, содержит в себе те ключевые принципы, на которых литературная критикана протяжении своего периода развития базируется до сих пор и которыенепосредственно влияют на формирование текстовой организации литературнокритическихжанров(присопоставленииследствияспроцессоминформирования, анализа и изложения наиболее существенных с точки зрениякритика особенностей объекта, а приговора – с непосредственным оцениваниемобъекта критики).Применительно к современному процессу в обществе критика справедливотрактуется как «познавательно-ориентирующая деятельность, которая формирует13оценочное отношение людей к различным культурным явлениям либо к ихотдельным аспектам» [Санкова, 2010, c.
237].Литературная критика входит в общее понятие художественной критики,рассматривающей культурные явления, культурные артефакты (кино, музыка,архитектура, театр и т.д.), их включенность в художественный процесс.Для сравнения взглядов на данное понятие в русской и немецкой научныхпарадигмахрассмотримопределениялитературнойкритики,взятыеизсправочной литературы. Литературная критика, по определению Литературнойэнциклопедиитерминовипонятий,это«пристрастноеинтуитивно-интеллектуальное прочтение словесно-художественных текстов, пронизанное приэтом интересами, волнениями, соблазнами, сомнениями, связующими словесноеискусство с многоцветной реальностью жизни» [Литературная энциклопедиятерминов и понятий, 2001, с.