Диссертация (Лингвокоммуникативная характеристика жанра литературно-критическая колонка в немецких СМИ), страница 9

PDF-файл Диссертация (Лингвокоммуникативная характеристика жанра литературно-критическая колонка в немецких СМИ), страница 9 Филология (47581): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Лингвокоммуникативная характеристика жанра литературно-критическая колонка в немецких СМИ) - PDF, страница 9 (47581) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Лингвокоммуникативная характеристика жанра литературно-критическая колонка в немецких СМИ". PDF-файл из архива "Лингвокоммуникативная характеристика жанра литературно-критическая колонка в немецких СМИ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 9 страницы из PDF

4].В немецкой лингвистике в основе классификации типов текста лежиткритерий «текстовая функция» (Textfunktion). Здесь следует, в первую очередь,упомянуть следующие концепции. В. Шмидт понимает под текстовой функциейкоммуникативное намерение создателя текста и предлагает разделять следующиеклассы текстов (Textklassen): информирующие тексты (informierende, функция –информировать о чем-либо), активизирующие тексты (aktivierende , функция –адресант текста побуждает адресата к определенному поведению и действиям),разъясняющие тексты (klärende, основная функция – расследовать положениевещей, заниматьсяпроблемой) [Schmidt, цит.

по: Гончарова, 2010, с. 100]. Врамках концепции В. Шмидта ЛКК представляет собой разъясняющий тип текста,ввиду наличия в нем интерпретирующего начала, однако стоит отметить, чтоблагодаря наличию информативного и оценочного блоков в структуре текста,данный тип текста выполняет также информирующую и активизирующуюфункции.В. Хайнеманн и Д.

Фивегер предлагают выделять в качестве основноготипологического критерия 4 ведущие коммуникативные функции или действия(Wirkungen): функция самовыражения (Sich-Ausdrücken, действие: психически«разгрузить» себя); контактная функция (Kontaktieren, действие: установить илиподдержать контакт с партнерами); функция информирования (Informieren,действие: получить от партнеров или передать им информацию); функцияуправления (Steuern, побудить партнеров что-либо сделать).

Эти функциисоотносятся с функциями, предложенными В. Шмидтом [Heinemann; Viehweger,471991, S. 149]. Оперируя понятиями данной концепции, отметим функциюсамовыражения и управления, как наиболее свойственные типам текста ЛКК.Функция самовыражения успешно реализуется в формате авторской колонки,которойсвойственнооткрытоевыражениеавторскогомненияпорассматриваемому вопросу, т.е. субъективизм, благодаря которому усиливаетсявоздействие на мнение читателя и его дальнейшие действия.Э.

Гроссе отмечает, что в случае, когда текст обладает несколькимифункциями, необходимо выделить, прежде всего, его доминирующую функцию.Исследовательпредлагаетразличать8классовтекстов(Textklassen)исоответствующие им типы текстов (Textsorten): нормативные, контактные, текстыс доминантой «указание на принадлежность к группе», поэтические, тексты сдоминантой «самопредставление», тексты с доминантой «обращение илитребование», класс переходных текстов, тексты с доминантой «деловоеинформирование» [цит. по: Heinemann; Viehweger, 1991, S. 138-139]. В рамкахэтой концепции целесообразно отнести ЛКК к классу переходных текстов, ввидусложности определения одной доминирующей функции.482.2.

Текстовые функции ЛККДля того, чтобы доказать принадлежность исследуемых экземпляровтекстов к одному общему типу текста «литературно-критическая колонка»(ЛКК,Literaturkolumne),мы,опираясьнаопределениетипатекстаВ. Е. Чернявской (см. стр. 42 наст. раб.), рассмотрим их с точки зрения ихфункциональных и структурных особенностей. Таким образом, мы получаемвозможность моделировать инвариант типа текста (или жанровый инвариант)учитывая – как в функциональном, так и в структурном плане – константные ивариативные признаки, зависящие от индивидуально-личностных особенностейавтора или характера печатного издания. Рассмотрению основных функций ЛККи будет посвящен второй подраздел настоящей главы.Литературная критика в СМИ по своим функциям соотносима с понятием«культурно-просветительской журналистики», т.е. такого вида творческойдеятельности журналиста, который взял на себя обязанности «перевода»важнейших компонентов культурного слоя общественной жизни на языкмассовой аудитории и выявления их смысла [Лазутина, 2011, с.

200]. Еслирецензия традиционно понимается как аналитический текст, посвященныйрассмотрению и оценке художественного явления, созданного литературой [тамже, с. 223], то ЛКК не имеет в этом случае жесткого ограничения и может бытьпосвящена анализу литературного произведения, а также творчеству писателя вцелом. В отличие от рецензии, ЛКК закреплена в печатном издании заопределенным автором, характеризуется регулярностью выхода и содержит в себеавторский отклик на актуальные проблемы в обществе и их отражение влитературе.ЛКК для автора – это, прежде всего, форма реализации профессиональнойдеятельности критика.

Авторство регулярной ЛКК в печатном издании открываетвозможность в образно-эмоциональной форме публично выражать свою позициюи свое мнение. Свободная форма ЛКК, которая дает автору право на49субъективную интерпретацию основной темы, допускает различные способысамопрезентации, вплоть до ассоциативного использования эпизодов собственнойбиографии. Авторитет, которым обладает автор у читателя, позволяет емурассчитывать не только на интерес к своему профессиональному мнению, но и ксвоей личности.

Так, в приведенном ниже примере Эльке Хайденрайх в колонке„Weiterlesen!“ информирует о выходе новой книги, посвященной известномумодельеру Коко Шанель, привлекая в качестве интродуктивного способаперехода к основной теме эпизод из своей биографии, подразумевая, что этозаинтересует читателя не менее чем новое событие в мире литературы:(1) Meine Mutter war Näherin […] So nähte sie denn für das ganze Ruhrgebiet inden 50er Jahren die Kino-und Theatervorhänge […] immer in rotem Samt. Und immerfiel was ab, daraus kriegte ich ein Mützchen, ein Krägelchen […].

Ich sah immer auswie eine Mischung aus Rotkäppchen, Dornröschen und der Prinzessin auf der Erbse,und meine arme Mutter nähte und nähte und wurde leider nie so berühmt wie CocoChanel. […] Daran denke ich, weil ich gerade das wunderbare Buch von und überCoco Chanel lese, das Paul Morand aufgezeichnet hat und das es im VerlagSchirmerGraf gibt: „Die Kunst, Chanel zu sein“. (S, 11.08.09)Выбор литературного произведения в качестве центрального объектарассмотрения подразумевает то, что автор ЛКК, проведя обширный анализпроизведений, выделяет и отмечает его особым образом среди других,рекомендуя его к прочтению или предостерегая аудиторию от некачественнойлитературы.Этоспособствуетразвитиюаналитической,селективнойориентирующей функций ЛКК. Критик предоставляет читателюиподборкуактуальных книг на определенную тему, тем самым, сокращая его время изатраты на поиск и ориентируя во множестве существующих на книжном рынкелитературных произведений.

Подобный обзор сопровождается авторскимикомментариями, риторическими вопросами, адресованными аудитории, чтоспособствует усилению коммуникативной функции в жанре, сокращениюдистанциимеждуавторомиаудиторией.Вкачествеиллюстрации50вышесказанного приведем следующий фрагмент текста колонки „Weiterlesen!“Эльке Хайденрайх, где она представляет обзор недавно вышедшей научнопопулярной литературы, рассматривающей вопросы механизмов и процессовмышления:(2) Aber es gibt ja auch schon den Mann, der weiß, was wir denken: ein Autornamens Havener, noch schöner als Precht, der denkt nicht nur, sondern sieht direkt inmeinen armen dummen Kopf: „Ich weiß, was du denkst“ bei rororo, und zusammen miteinem Herrn namens Dr.

Spitzbart (der heißt wirklich so, ist aber nicht annährend soschön) hat er gleich noch ein Buch hinterher geschoben: „Denken Sie nicht an einenblauen Elefanten!“ Und was soll ich Ihnen sagen? Schon denke ich an einen blauenElefanten! (S, 05.06.09)Наконец,критикунеобходимопредоставитьчитателюоценкуиинтерпретацию литературного произведения или творчества автора, акцентируявнимание на передаче личного мнения, выражении своего субъективноговосприятия.

Оценка в литературно-критическом тексте – это способ воздействияна процесс освоения читателем конкретного произведения путем объяснения егохудожественных достоинств или недостатков.Оценочная функция являетсядоминирующей для типа текста ЛКК. Оценка в ЛКК не зависит от общего мненияредакции печатного издания, автор вправе индивидуально выбирать основание исоответствующий способ выражения оценки:(3) Das Problem dieses Romans ist, dass er gar kein Roman ist.

Sondern einmerkwürdig unentschieden zwischen Softporno, Seelenberichte und Eheratgeber hinund her schwankendes Konglomerat. (F, 10.08.11)Для того, чтобы оценка была убедительной, автору ЛКК необходимо ееаргументировать,т.е.доказатьееправомерность,обосноватьипроиллюстрировать примерами. Автор может обращаться к тем внутреннимэмоциямипереживаниям,которыесвязанысобъектомкритическогорассмотрения. Так, например, рассуждая о своеобразии национальной польской51литературы, Марсель Райх-Раницкий в подтверждение одного из тезисов овысокой степени народного признания и любви к литературе в этой странеприводит следующий случай из своей жизни:(4) Auf der schönsten Straße Warschaus fiel mir einmal eine Gedenktafel auf,eine ganz gewöhnliche, wie man sie in allen Hauptstädten Europas finden kann.

DieInschrift war es, die mir verblüffte. Sie besagte, dass in diesem Haus einst der Ladenvon Stanislaw Wokulski gewesen war. Aber einen Bürger dieses Namens hat es nie inWarschau gegeben. Denn der Wokulski ist eine erfundene Figur, sie stammt aus einemder erfolgreichsten polnischen Romane […] (FAZ, 16.03.2011)Оценка в ЛКК является способом реализации воздействия на поведениереципиента, которое заключается в том, чтобы открытыми призывами илискрытыми интенциями стимулировать его к определенным действиям, чтоиллюстрирует проявление стимулирующей или персуазивной функции в жанреЛКК.ВотношениичитателяЛККтакжепроявляетнепосредственнопросветительскую и информирующую функции.

Читатель видит в авторе ЛКК непросто журналиста, а авторитетного специалиста, в силу своего призвания ипрофессиональнойкомпетентностиполучившегоправонарегулярнуюпубликацию. Автор ЛКК – это своего рода навигатор в мире литературы, мнениюкоторого можно доверять. Он является проводником в культурной сфере,демонстрируя и передавая свое умение интерпретировать культурные объекты.В отношении писателя и издательства ЛКК успешно реализует рекламнуюфункцию, объявляя о выходе нового или пробуждая интерес к забытымлитературным произведениям, тем самым оказывая воздействие на читателя какна потенциального покупателя.522.3. Структурные особенности ЛККПроведенный анализ выявил очевидное сходство в составе структурныхэлементов текстов публикаций.

Это позволило выделить общие особенностиструктурной организации жанра ЛКК, которая включает в себя следующиекомпоненты: заголовочный комплекс (комбинация из надзаголовка, заголовка илида), зачин, основной корпус текста. Изучение структурных элементов ЛККподразумевало решение нескольких задач: 1) необходимо было установить, какаяинформация предоставляется читателю в каждом из элементов (тематическийпараметр рассмотрения); 2) выявить особенности языкового выраженияисследуемых элементов (структурно-языковой параметр рассмотрения); 3)определить роль и назначение рассматриваемого элемента, его функцию(функциональный параметр рассмотрения).Заголовочныйкомплексвключаетвсебяследующиеэлементы:надзаголовок, заголовок, лид.

Основной элемент заголовочного комплекса –газетный заголовок – должен сочетать в себе единство формы и содержания,передавать отношение автора к происходящим событиям, подчеркивать значениесообщаемого факта и, таким образом, активно воздействовать на читателя[Бессонов, 1958, с. 4]. Функции заголовка, как известно, отражают егонепосредственную, открытую связь с текстом. Так, в своем исследованииЛ.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
426
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее