Диссертация (Лингвокоммуникативная характеристика жанра литературно-критическая колонка в немецких СМИ), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Лингвокоммуникативная характеристика жанра литературно-критическая колонка в немецких СМИ". PDF-файл из архива "Лингвокоммуникативная характеристика жанра литературно-критическая колонка в немецких СМИ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Несмотря на то, что при таком подходе удалосьустановить соответствия между жанрами разного объема и с разной целевойустановкой, данная концепция не получила широкого распространения.В дальнейшем были выведены и унифицированы признаки, на которыхбазируется публицистический жанр – это предмет отображения, целеваяустановка и методы исследования предмета. В соответствии с этими признакамитеоретики журналистики М. Н. Ким и А. А.
Тертычныйосуществляютфункциональное деление жанров периодической печати на три группы:информационные,аналитическиеихудожественно-публицистические[см.Тертычный, 2014; Ким, 2011]. Под информационными жанрами понимаютсятексты-носителиоперативнойинформации,позволяющиеаудиторииосуществлять постоянный мониторинг наиболее значимых событий в той илииной сфере деятельности. Информационные жанры отличает точность, ясность,краткость подачи.
К ним относятся: заметка, репортаж, вопрос-ответ, интервью,анонс, блиц-опрос и др.Аналитические жанры подразумевают анализ,31исследование и истолкование происходящих событий, процессов или ситуаций.Среди аналитических жанров выделяют аналитическую корреспонденцию,аналитическоеинтервью,аналитическийопрос,беседа,комментарий,мониторинг, рейтинг, рецензию, обозрение, аналитическую статью и др.Художественно-публицистические жанры, представляющие собой образноеотражение и глубокое авторское обобщение действительности, характеризуетповышенная требовательность к языку и эмоциональная насыщенность текстов.Очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, эпитафия,шутка – наиболее распространенные представители данной группы жанров.Профессор Воронежского государственного университета Л.
Е. Кройчикотмечает, что вне зависимости от классификации, публицистический текстнепременно должен включать в себя три компонента: сообщение о новости иливозникшей проблеме, фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации,приемы эмоционального воздействия на аудиторию [Основы творческойдеятельности…, 2000, с. 138]. Он предлагает разбить публицистические тексты напять групп: оперативно-новостные, ядро которых – в сообщении новой,неизвестной ранее читателю информации (заметка и ее разновидности);оперативно-исследовательские – функция которых не только передать новуюинформацию читателю, но и предоставить ее истолкование (интервью,репортажи,переноситсяотчеты);синтерпретацию,исследовательско-новостныеновизнынаактуальность,комментарийс–вкоторыхизложения(корреспонденция,фактаакцентнаегокомментарий/колонка,рецензия); исследовательские – где акцент делается не на описании фактов, а наих логически-рациональном анализе, в центре повествования оказывается системарассужденийжурналиста(статья,письмо,обозрение);исследовательско-образные или художественно-публицистические – для которых характерен методобразного познания действительности, отчетливый психологизм при изображениивнутреннего мира личности (очерк, эссе, фельетон, памфлет).32Отдельного рассмотрения заслуживает концепция Г.
В. Лазутиной иС. С. Распоповой по отношению к классификации жанров публицистики. Взяв заоснову выделения жанров два критерия: предмет отображения и потребностиобщества, ученые предлагают различать: новостную журналистику (даетоперативное знание об изменениях действительности: краткая и расширеннаяновостные заметки, репортаж, критическая заметка «острый сигнал»), проблемноаналитическую журналистику (выявляет и исследует проблемную ситуацию,привлекаеткнейкорреспонденция,общественноестатья)внимание:очерковуюобозрение,журналистикукомментарий,(группажанров,ориентированная на удовлетворение общественной потребности в оперативномзнании о реальных отношениях людей, о ценностных ориентациях, одоминирующих поведенческих тенденциях: житейская история, зарисовка),смеховую журналистику (при помощи смеха делать очевидными возникающие вдействительности нелепости, побуждая общество освобождаться от них:юмористика – розыгрыш, байка, шутка, сатирическая заметка, фельетон),культурно-просветительскую журналистику (вид деятельности, который взял насебя обязанность «перевода» важнейших компонентовкультурного слояобщественной жизни на язык массовой аудитории и выявления их смысла:рецензия,научно-популярная(результатомданногостатья),вида деятельностиинтерактивнуюявляетсяжурналистикупродукт сотворчестважурналиста и аудитории, отражающий мысли соавторов о действительности и ееконкретные реалии через возникший контакт: обзор писем, вопрос-ответ,интервью, беседа, круглый стол, ток-шоу) [см.
Лазутина, 2011].Профессор Цюрихского университета Харальд Бургер в качестве критериевклассификациижанровпрессыпредлагаетиспользоватьструктурныйифункциональный критерии [Burger, 2005, S. 207]. Согласно первому критериюследует выделять монологические и диалогические тексты. Если раньше в прессе восновном преобладали монологические типы текстов, а диалогические текстыбыли скорее исключением, то сейчас, даже в таких консервативных по формату33изданиях, как Frankfurter Allgemeine Zeitung или Neue Zürcher Zeitung интервью итипы текстов, строящиеся на базе интервью, занимают постоянное место врепертуаре жанров издания.Говоря о функциональном критерии, швейцарский лингвист обращаетвнимание на типологию публицистических текстов Х.-Х.
Люгера, выделившего вкачестве основного классификационного принципа принцип интенциональности.«Интенциональность» (Intentionalität) – понятие, взятое из теории речевых актов,применительно к медиатекстам Х. Бургер советует использовать понятиелингвистики текста «функция текста» (Textfunktion) [Burger, 2005, S. 208]. Даннаяклассификация может быть соотнесена с классификацией текстовых функцийК. Бринкера, выделявшего информативную (Informationsfunktion), апеллятивную(Appellfunktion),функциювозложения(Obligationsfunktion),контактную(Deklarationsfunktion)функции(принятияна(Kontaktfunktion)себя)и[Brinker, 2010, S. 96],обязанностейдекларативнуюзаисключениемоблигативной и декларативной функций, не релевантных для текстов прессы.Таким образом, Х.-Х.
Люгер выделяет: информативные (informationsbetonteTexte: Meldung «сообщение», harte Nachricht «жесткая новость», weiche Nachricht«мягкая новость» (по способу подачи новости и степени оперативности), Bericht«сообщение»,Reportage«репортаж»),тексты,выражающиемнение(meinungsbetonte Texte: Kommentar «комментарий», Glosse «глосса, краткийкомментарийактуальногособытия»,Kritik«критика,рецензия»,Meinungsinterview «опрос мнений»), императивные (auffordernde Texte: Aufruf«призыв»),инструктирующие(instruierend-anweisendeTexte:Handlungsanleitungen «руководство к действиям», Ratgebungen «советы») иконтакто-устанавливающие(kontaktorientierteTexte:Boulevard-Texte«бульварные тексты») классы текстов (Textklassen) [Lüger, 1995, S.
65].Профессор школы потребительской журналистики г. Кальв К. Фазель вроликритерияпредложеннойимдифференциациижанровопределяет34традиционносуществующеевжурналистикеразделениепонятийфакта(Tatsachen) и мнения (Meinung) [Fasel, 2013, S. 25]. Исследователь подчеркиваетважность этих двух элементов для всей системы публицистических жанров инеобходимость их «прозрачности», т.е. четкой распознаваемости в структуре тогоили иного жанра.
В процессе создания публицистического текста необходимоконтролировать соотношение сообщаемых фактов и мнения, чтобы не помешатьвосприятию данного жанра читателем. Группы жанров, выделяемые К. Фазелем,получили соответствующие обозначения:информативные (tatsachenbetonteDarstellungsformen: Nachricht, Bericht, Feature «очерк», Magazinstory «формарасширенного сообщения в журнале») и жанры, выражающие мнение(meinungsbetonteBetrachtungDarstellungsformen:«размышление»).повествовательныхжанровКромеKommentar,того,публицистикиGlosse,Feuilleton,исследователь(erzählendeKritik,выделяеттипDarstellungsformen:Interview «интервью», Porträt «портрет», Reportage). Принцип повествования онобъясняет следующим образом: «посредством описания фактов и результатовсобытий журналистом предпринимается попытка осмыслить ход этих событий,поступков и высказанных идей» [Fasel, 2013, S.
59].Рассмотрев вышеописанные классификации отечественных и зарубежныхисследователей публицистики, можно сформировать следующее мнение: границымежду жанрами весьма зыбки. Однако очевидна справедливость выводаХ. Бургера: «Какую бы классификацию и терминологию Вы ни выбрали, в этомотношении Вы всегда будете ограничиваться распределением [текстов] согласносодержательным,функциональным,структурнымособенностям,которые(также) сами по себе обусловлены развитием СМИ, прежде всего, размытиемграниц между традиционными типами текста» [Burger, 2005, S.
212].Проведенный анализ классификаций публицистических жанров показалналичие в каждой из них литературно-критического жанра, что свидетельствует остатусе литературной критики как особого вида журналистской деятельности. Вкачестве основного представителя этой группы жанров исследователи выделяют35рецензию как первичный жанр литературной критики. Важным для описанияобъекта настоящей работы представляется то, что в рамкахобщепринятыхклассификаций литературно-критические жанры в разных классификациизанимают место в ряду аналитических жанров (или жанров, выражающих мнение,„meinungsbetonte Darstellungsformen“).Аналитическиежанрыпредоставляютвозможностьдляреализацииосновных функций критики как культурного явления: аналитической –осуществлении анализа, исследовании объекта для проникновения в егосущность; и аксиологической (ценностной), заключающейся в формулировкеквалифицированногозаключенияосостоянииобъектанаоснованиипроведенного анализа [Матвеева, 2010, c.