Диссертация (Религиозно-философская рефлексия в творчестве Э.Т.А. Гофмана)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Религиозно-философская рефлексия в творчестве Э.Т.А. Гофмана". PDF-файл из архива "Религиозно-философская рефлексия в творчестве Э.Т.А. Гофмана", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
1САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТНа правах рукописиХРАМУШИНА СОФИЯ ИГОРЕВНАРЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ В ТВОРЧЕСТВЕЭ.Т.А. ГОФМАНАСпециальность 09.00.14 ‒Философия религии и религиоведениеДиссертация на соискание ученой степеникандидата философских наукНаучный руководитель:профессор, доктор философских наук Шахнович М.М.Санкт-Петербург20162СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….....……...….4ГЛАВА 1.
Религиозно-мифологические идеи Э.Т.А. Гофмана в контекстеэпохи немецкого романтизма……………………....………………..……….151.1. Мифологияирелигиявэпохунемецкогоромантизма……………………………………………………………….………151.2. Религиозно-философская мысль немецкого романтизма.......................…231.3. Идейныеистокирелигиозно-философскихпредставленийЭ.Т.А.
Гофмана…………………………………………………....................…..311.3.1. Рецепция философии И. Канта и Г. Гегеля в творчестве Э.Т.А.Гофмана..................................................................................................................40Выводы………………………………….......…………………………..………..52ГЛАВА 2. Особенности религиозного сознания в миросозерцании Э.Т.А.Гофмана………………………………………...…..............................................542.1. Религиозное мировоззрение Э.Т.А.
Гофмана...........................…………...542.2. Своеобразие религиозного элемента в произведениях Э.Т.А. Гофмана.. 622.3. Концепт «религиозного» в романе «Эликсиры сатаны»............…............74Выводы...................................................................................................................89ГЛАВА 3. Неомифологизм в произведениях Э.Т.А. Гофмана....................923.1. Концептуализация мифа в немецком романтизме…………………..…...923.2.
Мифологизация обыденной жизни………………………………………...963.3.Мифологическийэлементв«страшныхрассказах»Э.Т.А.Гофмана….................................................................................................….…..10433.4. Интертекстуальные квазимифологические рассказы в произведенияхЭ.Т.А. Гофмана (на примере новелл «Принцесса Брамбилла» и «Золотойгоршок»)………………………………………………………………..……….117Выводы.................................................................................................................132ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...135СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….……..1424ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования. В российской и зарубежнойлитературе,посвященнойисследованиюособенностейнемецкогоромантизма, немало страниц уделено проблемам религии и философии,однако творчество Эрнста Теодора Амадея Гофмана в этом контекстеисследуетсяявнонедостаточно.Впредставленнойдиссертацииосуществляется попытка показать, как в произведениях Гофмана отразилисьяркие особенности его своеобразного религиозно-философского сознания.Гофман использовал в своих произведенияхразличные видымифологизации, типичные для романтизма и отразил в своем творчестве теумонастроения эпохи, которые отрицали скучную обыденность реальнойдействительности и противопоставляли ей прекрасный вымышленный миргрез и фантазий.В этой связи произведения Э.Т.А.
Гофмана прочноукрепились в массовом сознании современности. Его творчество актуально вXXI веке благодаря созданным им вневременным образцам романтическойлитературы,которыепреломляютсячерезпризмусовременностивпроизведениях, фильмах, театральных постановках нашего времени, но несутотчетливый отпечаток подлинной «гофманианы».Степень изученности проблемы. Большинство научных работ,посвященных творчеству Э.Т.А. Гофмана, являются литературоведческимиисследованиями. Среди отечественных литературоведов, внесших свой вкладв изучение гофманианы, особо следует отметить А.Г.
Аствацатурова,Н.Я.Берковского,А.Б.Ботникову,И.Ф.Бэлзу,Л.А.Калинникова,А.В.Карельского,И.В.С.В.Тураева,Д.Л.Чавчанидзе. СредиВ.И.Лаптеву,зарубежныхО.К.Грешных,Логинову,исследователей-литературоведов следует назвать К. Гюнцель, В. Зегебрехт, Р. Левандовски,Г.
Майер, Г.В. Менардо, Р. Сафрански, Б. Шеммель, Г. Штайнеке.5Начало анализа религиозного и мифологического компонента втворчестве Гофмана было положено работой В. Пфайфер-Белли «Mythos undReligion bei E.T.A. Hoffmann»1 в 1933 г, в которой автор рассматриваетрелигиозное мировоззрение Гофмана, прежде всего католические элементы вромане «Эликсиры сатаны» и разбирает мифологические конструкцииГофмана на примере его новелл.В 1988 г была опубликована книга Э. Клессмана «E.T.A. Hoffmann oderdie Tiefe zwischen Stern und Erde»2, которая представляет собой полнуюбиографию Э.Т.А. Гофмана.
В контексте нашего исследования интересныстраницы, посвященные пиетистской среде, в которой воспитывался Гофман.В статье Х. Д. Хольцхаузена «Jacob Böhme und E.T.A. Hoffmann. EinigeBemerkungenzurFragederReligiositätHoffmannsausAnlaßdesE.T.A. Hoffmann-Buches von Eckart Kleßmann»3 сопоставляется религиозноемировоззрение Э.Т.А.
Гофмана и религиозно-философское учение Я. Беме. В1999 году была опубликована статья Н. Зауля «Prediger aus der neuenromantischen Clique», посвященная роли римско-католических элементов втворчестве Гофмана4. В 2008 году была опубликована докторскаядиссертация Ш.Гоншорека «Serapion sei unser Schutzpatron: die Heiligen imErzählwerk E.T.A. Hoffmanns»5, в которой представлен развернутый анализобразов католических святых, встречающихся в произведениях Гофмана. В2012 году издана монография Л.А.
Калинникова «Э.Т.А. Гофман и И. Кант.Преодоление романтизма»6, посвященная рассмотрению влияния философииКанта на Гофмана. И.В. Лаптева в 2007 году написала докторскуюдиссертацию на тему «Культурологическое прочтение Э.Т.А. Гофмана на1Pfeiffer-Belli, W.: Mythos und Religion bei E.T.A. Hoffmann. In: Euphorion 34.1933.Kleßmann E. E.T.A.
Hoffmann - oder die Tiefe zwischen Stern und Erde. Stuttgart: Deutsche Verlagsanstalt. 1988.3Holzhausen, Hans-Dieter: Jacob Böhme und E.T.A. H. Einige Bemerkungen zur Frageder Religiosität H.s aus Anlaß des E.T.A. H.-Buches von Eckart Kleßmann. In: MHG 34 (1988), S. 1-10.4Saul N. Prediger aus der neuen romantischen Clique. Königshausen & Neumann, 1999.5Gonschoreck S. Serapion sei unser Schutzpatron. Die Heiligen im Erzählwerk E.T.A.
Hoffmanns. Duisburg, Essen,2008.6Калинников Л.А. Э. Т. А. Гофман и И. Кант. Преодоление романтизма: монография; Балт. федер. ун-т им.И. Канта. - Калининград : Изд-во БФУ им. И. Канта, 2012.26рубеже ХХ-ХХI вв.: онтологизм фантастического». В 2011 году появиласьстатьяГ.А.Козловой«ФантазмыГофманаизападноевропейскаяфилософия»7, в которой представлен анализ религиозно-философскихвзглядов Гофмана на примере новелл «Мастер Иоганн Вахт» и «Песочныйчеловек».Анализ философского начала в творчестве Гофмана представлен такжев работах зарубежных исследователей. Особенно следует отметить статьюВ.
Эттельта «Philosophische Motive im dichterischen Werk E.T.A. H.s.»8, вкоторой автор рассматривает влияние Шеллинга и Фихте на Э.Т.А. Гофмана,а также статью Б. Фришмана «Personale Identität und Ironie. E.T.A. HoffmannsPrinzessin Brambilla, Fichtes Philosophie und Friedrich Schlegels Ironie»9, вкоторой на основе текстов Гофмана рассматривается проблема егоперсональной идентичности через призму философии Фихте и концепциииронии Ф. Шлегеля. Также философским проблемам в творчестве Гофманауделяли внимание такие исследователи, как Х.С. Деммрих 10, В.А. О`Брайн11,А. Дюмонт12, Х.Дамен13. Отдельного внимания заслуживают работыО.Ф.
Больнов14, А.С.Вайсенд15 и К. Монти16, которые исследовалинатурфилософскиевзглядыЭ.Т.А.Гофмана,отраженныевегопроизведениях.Козлова Г.А. Фантазмы Гофмана и западноевропейская философия. Зарубежная литература в контекстехристианской мысли: сборник научных статей / Г.А. Козлова. – Армавир: РИО АГПА, 2011.8Ettelt W. Philosophische Motive im dichterischen Werk E.T.A.
H.s. – In: MHG. 25 (1979) S. 31-459Frischmann B. Personale Identität und Ironie. E.T.A. Hoffmanns Prinzessin Brambilla, Fichtes Philosophie undFriedrich Schlegels Ironie. In: Colloquia Germanica 38 (2005), S. 93-123.10Daemmrich H.S.: Fragwürdige Utopie: E.T.A. H.s geschichtsphilosophische Position. – In: Nr. 24, S. 503-514.11O’Brien W.А. E.T.A. H.’s critique of idealism: Psychology, allegory and philosophy in „Die Automate“. In:Euphorion 83 (1989), S. 369-409.12Dumont A. Die Einflüsse von Identitätsphilosophie und Erfahrungsseelenkunde auf E.T.A.
H.s „Elixiere desTeufels“. In: ZfG 1 (1991), S. 37-48.13Dahmen H. E. T. A. Hoffmanns Weltanschauung. Marburg 1929.14Bollnow O.F. Der „Goldene Topf“ und die Naturphilosophie der Romantik. Bemerkungen zum Weltbild E.T.A.Hs. Sammlung 6, 1951, S. 203-216.15Weisend A.S. Poetry, nature and science. Romantic nature philosophy in the works of Novalis and E.T.A.
H.Diss.: The Ohio State Univ. Columbus 1994.16Monti C. „Naturwissenschaft“ e „Naturphilosophie“ nel prospettivismo di E.T.A. H. [„Naturwissenschaft“ und„Naturphilosophie“ aus der Sicht H.s, ital.]. In: Istituto Universitario Orientale, (Napoli), Annali/SezioneGermanica. N. S. 3 (1993), Nr. 1/3, S. 161-172.77Проблемамиследующиемифологииотечественныевпроизведенияхисследователи:ГофманаЕ.П.БарановскаяН.Н. Мисюров17, А.Б. Ботникова18, В.Х.
Гильманов19,Г.И. Мокеева21, Г.А. Токарева22.занималисьиО.Н. Гронская20,Зарубежные исследования, освещающиетему мифа в творчестве Гофмана, принадлежат следующим авторам:П.П. Габбинс23,Т.А. Ковач24, П. Кюхлер25.,А.Б. Смит28, Д. Р. Хаббард29.Р. Мюллер26, К. Негус27,В рамках темы мифологии следует такжеупомянуть работы, посвященные теме автомата в творчестве Гофмана30.СредиотечественныхисследователеймыможемотметитьА.Г. Аствацатурова31, М.А. Куличихину32, Е.В. Милосердову33, а такжеЕ.А.
Нечаеву, защитившую диссертацию «Поэтика демонического втворчестве Э.Т.А. Гофмана» (2010 г.). В зарубежной гофманистике даннаяБарановская Е.П., Мисюров Н.Н. «Золотой горшок» Э.Т.А. Гофмана как романтическая модификацияплатоновского мифа. Вестник Омского университета, 2003.