Диссертация (Философская публицистика современной России генезис и потенциал познания), страница 12

PDF-файл Диссертация (Философская публицистика современной России генезис и потенциал познания), страница 12 Филология (47038): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Философская публицистика современной России генезис и потенциал познания) - PDF, страница 12 (47038) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философская публицистика современной России генезис и потенциал познания". PDF-файл из архива "Философская публицистика современной России генезис и потенциал познания", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 12 страницы из PDF

И – преждевсего – А. М. Горького и А. П. Платонова. В 1920-е–1930-е гг. некоторые ихОн же. Смысл творчества // Н. А. Бердяев. Философия свободы. Смысл творчества / Вступ. ст., сост.,подгот. текста, примеч. Л. В. Полякова. М., 1989. С. 264.143Там же. С. 254.144Н. С. Кожеурова называла их философской публицистикой «в узком смысле слова».14250работы, печатавшиеся в «Известиях» и «Правде», журнале «Наши достижения», газетах «Красная деревня» и «Воронежская коммуна», по смыслу и эмоциональному содержанию напоминали будетлянские театральные постановки,живописные фантазии Казимира Малевича или Эль Лисицкого.

Разрушить доконца старое общество и построить новый мир, центром которого станет человек – таков был основной посыл этих статей, перекликавшийся с дореволюционными богостроительскими исканиями.«Великий Муж Земли»145, человек призван «перебороть в себе “ветхогоАдама” – наследие векового прошлого»146 и окончательно победить природусвоим «деянием и мнением», считал Горький. «В человеке темное и ужасноепрошедшей вечности нашло свою последнюю могилу. /.../ В человеческойдуше вырастают крылья от синих просторов. И он преобразил землю, чтобтакже было здесь свободно и прекрасно, как в далекой небесной мечте орае»147, – обрисовывал контуры будущего Платонов.Великая Отечественная война и реставрация дореволюционных тем. Таким образом, в первые десятилетия существования советской власти в отечественной философской публицистике главенствующими стали рассужденияна антропологическую тему.

Во время Великой Отечественной войны ситуация изменилась. Реставрация национальных ценностей в идеологическойсфере затронула газетный фронт. Публицисты вновь сконцентрировались напредмете, интерес к которому, казалось, был безвозвратно утерян – на изучении национальных особенностей русского народа. Любопытно, что это вновьделали именно люди слова – журналисты или писатели, сотрудничавшие с«Известиями», «Красной звездой», «Комсомольской правдой», «Правдой».Горький М.

Заметки читателя // М. Горький. Собр. соч. В 30 т. Том 24. Статьи, речи, приветствия. 19071928. М., 1953. С. 284.146Он же. Десять лет // Там же. С. 291.147Платонов А. П. Преображение // А. П. Платонов. Фабрика литературы: Литературная критика,публицистика / Сост., комментарии Н. В. Корниенко. Подготовка текста Н.

В. Корниенко и Е. В. Антоновой.М., 2011. С 589-90.14551Статьи профессиональных философов, отправленных на идеологическую работу, скорее отдавали стандартной политической пропагандой148.У газетных работников Советского Союза, безусловно, не имелось возможности написать такое же широкое философское полотно, как у славянофилов, западников или почвенников. Быстрые события требовали быстрой реакции, поэтому философские нотки «разбросаны» по статьям лучших военныхпублицистов – эти материалы можно воспринимать как единое философскопублицистическое полотно. И. Г. Эренбург, например, в июне 1942 г., размышляя о «всеприимности» русского народа, едва ли не буквально процитировал «пушкинскую речь» Ф.

М. Достоевского. «Русским всегда было чуждопренебрежение к другим народам. /…/ Гений Пушкина, столь органическирусский, /…/ был в тоже время всечеловеческим гением»149. Раздумья об этическом основании национальной жизни заставляли газетчиков заниматься своего рода «военной феноменологией», переосмысляя трактовки понятий «ненависть», «патриотизм», «Родина», «мужество», «жизнь» и «смерть». А. Н. Толстой определял Родину как «движение народа по своей земле из глубин вековк желанному будущему, /…/ вечно отмирающий и вечно рождающийся потоклюдей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуру» 150.И. Г.

Эренбург, выявляя корни патриотизма, связывал их с ощущением «большой любви»151, расширяющей сознание, а, следовательно, направленной нетолько на собственную страну, но и на весь мир: «Нельзя, открыв величие родной земли, возненавидеть вселенную»152, – отмечал он. Примечательно, чтоподобная точка зрения коррелирует с выводами философов Серебряного века,к примеру, В. С. Соловьева.Таковы, например, работы сотрудников Института философии Академии наук, отправившихся в эвакуацию. См.: Адоратский В. Маркс и Энгельс о Германии // Большевик Казахстана. 1942.

№ 22. С. 24-28; Онже. Карл Маркс (к 60-летию со дня смерти) // Большевик Казахстана. 1943. № 5. С. 18-23; Кольман Э. Великое наследие // Большевик Казахстана. 1942. № 24. С. 19-28.149Эренбург И. О патриотизме // К. Симонов, И. Эренбург. В одной газете. Репортажи и статьи 1941-1945.М., 1979. С. 90.150Толстой А. Н.

Родина // А. Н. Толстой. Полн. собр. соч. Том 14. Рассказы, очерки и статьи 1941-1944 гг. /Под ред. А. С. Мясникова, А. Н. Тихонова, Л. И. Толстой; коммент. Ю. А. Крестинского. М., 1950. С. 159.151Эренбург И. О патриотизме. С. 88.152Там же. С. 89-90.14852Публицистика оттепели: этическое, гносеологическое, эстетическое.Последовавшую за смертью Сталина хрущевскую оттепель одна из современных исследователей удачно охарактеризовала с помощью синергийного термина «точка бифуркации»153 (так И.

Р. Пригожин и И. Стенгерс называли критический момент, когда перед какой-либо системой открывается возможностьвыбора одного из двух или более вариантов будущего154). «Подтаявшие» условия политической жизни активизировали общественную мысль – похожая закономерность была заметна в Российской империи начала XX в., а также вовремя перестройки. Философы занимались проблемами науки, творчества,разрабатывали аксиологию и теорию семиосферы; публицисты пробовалисебя в жанрах, близких к журналистскому расследованию, осваивали деревенскую тему. Что несла философская публицистика? Ее развитие было связано стремя моментами – этическим, гносеологическим и эстетическим – осмысленными в связи с развитием послевоенного советского общества.Этические искания стали специализацией профессиональных публицистов.

Среди десятков газетчиков, занимавшихся этой темой, выделяютсяимена обозревателя «Литературной газеты» Е. М. Богата, корреспондента«Комсомольской правды» И. П. Руденко, публициста «Известий» Т. Н. Тэсс.Их объединяло то, что они не морализаторствовали, объясняя, «что хорошо, ачто плохо», а вдумывались в суть высших этических категорий – одиночество,любовь, совесть, порядочность, воспитанность.

Часто толкование указанныхкатегорий приходилось противопоставлять реальной социальной практике.Так, Т. Н. Тэсс настаивала, чтобы читатели не путали понятия «одиночество»и «уединение»: первое означает потерю нравственной связи с миллионами соотечественников, второе – временное состояние, необходимое для раздумья итворчества155.Марущак А. В. Отечественная публицистика периода «оттепели». Автореф. дисс.

на соиск. учен. степ.канд. филол. наук. Екатеринбург, 2009. С. 7.154Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса / Общ. ред. В. И. Аршинова, Ю. Л. Климонтовича иЮ. В. Сачкова. М., 1986. 432 с.155Тэсс Т. Н. Нет одиночества горше // Т. Н. Тэсс. В редакцию обратился человек... М., 1964. С. 52-59.15353Е. М. Богат открыл новый для советской литературы жанр – философско-публицистическую книгу с обильными выдержками из читательских писем156.

Послания от учителей, врачей, шоферов, школьников порой приводились в таких произведениях полностью – с информацией о жизненных открытиях и обидах, любви и ссорах, впечатлениях от прочитанных книг и просмотренных фильмов. Письма передают сознательное желание народа «познатьсебя, жизнь»157, показывают, что «философскими вопросами, касающимисявысших целей человеческого существования, заняты тысячи людей (всех возрастов)»158, утверждал журналист. «Стали ли отношения между близкимилюдьми /.../ – менее духовными, чем сто лет назад?», «Если бы можно былочудом перенести в наше общество детей из античных Афин, выросли бы онисовременными во всех отношениях людьми?», «Действительно ли, что вселюди рождаются добрыми, доказано ли это наукой?»159 – такие вопросывполне серьезно просили разрешить публициста его поклонники.Гносеологическая тема разрабатывалась в связи с эстетической.

Как должен мыслить советский человек, что общего интеллект имеет с восприятиемпрекрасного? Этот вопрос был поставлен в ходе дискуссии «физиков» и «лириков». Она началась в 1959 г. в «Комсомольской правде» с письма обычнойстудентки и вылилась в едва ли не десятилетний спор в «Комсомолке», «Литературной газете», «толстых» журналах.

В нем приняли участие И. Г. Эренбург, кибернетик И. А. Полетаев, поэты П. Г. Антокольский и Б. А. Слуцкий160, популяризатор науки Д. С. Данин, писатель Д. А. Гранин, специалистпо философии науки Г. Н. Волков. Особенно следует отметить мнение философа, лидера неформальной школы московской диалектической логикиЭ. В.

Ильенкова. Способности к мышлению, считал он, напрямую соединеныСм.: Богат Е. М. Понимание. 2-е изд. М., 1986. 358 с.; Он же. Удивление (18 эссе-размышлений ифилософская повесть). М., 1969. 304 с.157Он же. Понимание. С. 8.158Он же. Читатель // Е. М. Богат.

Урок: Очерки. М., 1982. С. 6.159Он же. Мое ремесло // Там же. С. 447.160В его стихотворении «Физики и лирики», давшем название дискуссии, можно увидеть и публицистический, и философский компоненты.15654с эстетическими возможностями человека. «Эйнштейн отчетливо сознавал, какую колоссальную роль внутри самого научного мышления играет “элементпоэзии”, то есть развитое умение осознавать мир в образах и этими образами“играть”»161, – подчеркивал ученый. В целом Ильенков видел свою миссию втом, чтобы научить соотечественников «Думать» (так озаглавлен один из самых известных его материалов162) – философ стремился привить и распространить в институтах и школах, в повседневной жизни систематизированные имположения марксистской теории познания.Эстетическую тему – в связке с этикой – разрабатывал друг Ильенкова,философ, теоретик литературы М. А.

Лифшиц. В 1966 г. он разместил в «Литературной газете» породившую больше сотни откликов статью «Почему я немодернист?»163, где утверждал: свойственные искусству XX в. иррационализми истончение этического начала могли стать невольными предтечами фашизма.В 1970-е гг. философская публицистика двигалась по проторенной в1960-е гг. дороге. Писатели и ученые печатали этические статьи в «Правде»,«Комсомольской правде», «Литературной газете», «Новом мире», «Октябре»,ежегоднике «Шаги», развивали тему научного прогресса и его влияния на человека.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5288
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее