Диссертация (Жанрообразование в сетевых СМИ технологические и творческие факторы), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанрообразование в сетевых СМИ технологические и творческие факторы". PDF-файл из архива "Жанрообразование в сетевых СМИ технологические и творческие факторы", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Однако, если применить ее кизучениюжурналистскихжанровИнтернета,мыпоймем,чтолингвистический подход тяготеет все-таки к компьютерно-опосредованнойкоммуникации и усиливает интерес к теории речевых жанров. В нашемслучае, обращаясь к понятию журналистский жанр Интернета, необходимоучитывать, что это категория историческая, развивающаяся во времени ипретерпевающая изменения в процессе своего существования. В связи с этимоченьважнопроследитьтехническиеусловияжурналистскогожанрообразования в коммуникационной среде Интернет, выявить основныежанровые группы на основании их тематических (тема и содержание текста)и структурно-семантических признаков (структура, композиция, способорганизации информации и паралингвистические средства), а такжесистематизировать типологические признаки.1Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000.С.250-251.2Там же.3Мисонжников Б.
Я. Жанры журналистики: предмет и форма творческой рефлексии(вместо предисловия) // Жанры в журналистском творчестве: Материалы науч.-практ.семинара «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов(19 марта 2003 года, Санкт-Петербург /отв. ред. Б. Я. Мисонжников. СПб.: С.-Петерб. гос.ун-та, 2004. С. 3.37Другие ученые изучают вопросы жанрообразования в Интернете черезтехнический критерий. А именно через «материальные, инженерные ипрограммные ресурсы, обеспечивающие электронную коммуникацию»1.Исследователи употребляют такие понятия как:«дигитальный жанр»,«цифровой жанр» (Л.
Ю. Щипицина) и электронный жанр (М. Л. Макаров,Л. А. Капанадзе, А. Н. Саенко). На первый взгляд, кажется, что этиопределения тождественны друг другу. Однако, сравнив их, мы выяснили,что это не так. В электронной энциклопедии «Википедия» этим терминамданы следующие объяснения2:– Дигитальный – (от англ. digital – цифровой) – термин относится кинформации, созданной изначально с использованием других медиа, или кпроизведениям в цифровой форме, которые были модифицированы припомощи компьютерных программ.– Цифровой – технология передачи изображения, видео и звука при помощикодирования видео, фотосигнала и сигнала звука с использованиемцифровых каналов.– Электронный – информация, зафиксированная на материальном носителе ввиде набора символов, звукозаписи или изображения и предназначенная дляпередачивовремениипространствесиспользованиемсредстввычислительной техники и электросвязи с целью хранения и общественногоиспользования.Исходя из этих определений, получается, что понятия «дигитальный» и«цифровой»являются«электронный».обозначенияИсходяжанровойгипонимами3изэтихпоотношениюсоображений,принадлежностимыктерминупредлагаемкоммуникациисдляпомощьюкомпьютеров, мобильных телефонов, цифровых фотоаппаратов, диктофонов1Макаров М.
Л. Жанры в электронной коммуникации: quo vadis? // Жанры речи. Саратов:Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2005. Вып. 4. Жанр и концепт. С. 336.2СвободнаяэнциклопедияВикипедия//[Электронныйресурс]URL:http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 26.11.2012).3Гипоним – понятие, выражающее частностную сущность по отношению к другому,более общему понятию.38и другие оперировать термином «электронный жанр». Тем не менее,рассмотрим каждый подход в отдельности.С точки зрения Л. А.
Капанадзе, «электронные жанры» описываются в«рамках особого типа языкового существования – электронного»1. Другимисловами, электронная форма, по которой каждый раз воссоздается текст,графический образ, видео, фотография или звук, это матрица, состоящая изнабора байтов. Например, то, что мы запрашиваем в окне браузера – это нетот запрашиваемый HTML-документ, который лежит на сервере, а его копия,переданная вам по Интернету, скаченная вашим браузером и помещенная вкэш. Таким образом, происходит обезличивание информации (она становитсяоднородной), благодаря чему достигается небывалая легкость ее обработки2.Наиболее распространенные «электронные жанры» по мнению Л. А.Капанадзе это: веб-сайт, домашняя страница, электронная библиотека,электронный журнал, электронное письмо, чат, гостевая книга, доскаобъявлений,коллекцияпрограмм,каталог(например,виртуальногомагазина), коммерческие объявления, рекламные баннеры3.
Этой жеклассификации частично придерживаетсяМ. Л. Макаров в своей статье«Жанры в электронной коммуникации: quo vadis?»4. Исследовав пятьэлектронных жанров (гостевые книги, форумы, ICQ, чаты и электроннуюпочту), автор пришел к выводу, что «в процессе формирования новых жанровна фоне других факторов все более заметную, а иногда и простоопределяющую роль играет возрастающая зависимость общения оттехнических средств, определяющих формат общения»5.
В данном подходе1Капанадзе Л. А. Структура и тенденции развития электронных жанров // Жизнь языка:сСб. ст. к 80-летию М. В. Панова / сост. Л. А. Капанадзе; отв. ред. С. М. Кузьмина. М.,2001. С. 112.2Смирнов В. С. Авторские проекты как пример адекватной реализации свойств интернета(на материале истории российской интернет-журналистики 1995-2002 годов) //[Электронный ресурс] URL: http://spectator.ru/diploma/ дата обращения 29.11.2012).3Капанадзе Л. А.
Указ. соч. С. 113.4quo vadis – с лат. – куда идешь?5Макаров М. Л. Жанры в электронной коммуникации: quo vadis? // Жанры речи. Саратов:Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2005. Вып. 4. С. 351.39жанры выступают как коммуникативные средства, в которых важен наборязыковыхформул,графическихзнаков,разнообразныхакронимов1,сокращений и т. п.Исследователь Л. Ю.
Щипицина считает, что становление жанров вИнтернете сильно зависит не только от «компьютерно-опосредованнойкоммуникации», но и от цифровых технологий, например, мобильнаятелефония или SMS как ее текстовая разновидность. Только при изученииновых форм получения, переработки, распространения и примененияинформации, базирующихся на специальных цифровых (или дигитальных)технологиях, исследователь использует термины «дигитальный» / «цифровойжанр»2.К важным признакам «электронных» и «дигитальных жанров»исследователи относят:– Наличие гипертекста (А.
Л. Канападзе, М. Л. Макаров), который«позволяет скрывать в осмысленное целое на основе эксплицитновыраженных внутренних связей как собственно печатный текст, так и аудиоивидеозаписи,фотографии,мультипликацию,темсамым,меняятрадиционное представление о тексте вообще»3.– Конвергенцию (А.
Н. Саенко), которая в технологическом аспекте являетсярезультатом перевода содержания в цифровую форму и выражается вобъединении различных технологий в единую технологическую платформу(тексты в форме гипертекста или мультимедийного характера)4.1Акроним (от греч. άκρος – «высший, крайний» и όνυμος – «имя») – аббревиатура,образованная из начальных букв, частей слов или словосочетаний, произносимая какединое слово, а не по буквам.2Щипицина Л. Ю.
Комплексная лингвистическая характеристика компьютерноопосредованной коммуникации (на материале немецкого языка): автореф. дис. Воронеж,2011. С. 6.3Макаров М. Л. Жанры в электронной коммуникации: quo vadis? // Жанры речи. Саратов:Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2005.
Вып. 4. С. 336.4Саенко А. Н. Жанровая конвергенция электронных PR-текстов // Вестн. ХНУ. № 848.Харьков, 2009. С. 87.40– Анонимность и дистантность (Е. Н. Галичкина, А. Л. Канападзе, М. Л.Макаров),которые«влияютнаобщениевсети:возможность”присоединиться” или “отсоединиться” в любой момент разговора.– Эмоциональную насыщенность (Е. Н. Галичкина, А. Л. Канападзе, М. Л.Макаров) с помощью графических вербальных средств (использованиезаглавных букв, повторений пунктуационных знаков, смайлики и прочее),так и специальных программных графических средств, прошитых в оболочкепрограммного обеспечения, например “эмотикон1”.–Множественностьличностныхпрезентаций(Е.Н.Галичкина):экспериментирование с собственной идентичностью (смена пола, возраста,внешности и т.п.)»2.Суммируя все вышесказанное, мы не можем не согласиться с темфактом, что сегодня сформировалась среда межличностной коммуникации,внутри которой рождается новый контент – электронный.
Однако, учитывая,что вся совокупность текстов в сети, их функционирование, синтезирование,взаимопроникновение,напрямуюзависитотинтернет-технологий(вчастности, от технологии Веб 2.0), нам кажется некорректным использованиетерминов «электронный», «дигитальный» и «цифровой» к словосочетанию«журналистский жанр». Мы предполагаем, что при определении сущностинашегопонятияэлектроннуюсферуследуетвосприниматьвфункциональном единстве со средой Интернет, поскольку в условияхперехода традиционных медийных форматов к моделям трансмедиа(многоканальной передачи информации) в системе производства контентаформируются не электронные тексты, а мультимедиа тексты, которые могутсуществовать «в нескольких ипостасях, в нескольких сферах, в нескольких1Эмотикон – это графическое изображение «рожицы» (часто цветной), выражающееопределенную эмоцию, добавляется к любому текстовому сообщению или реплике.2Горошко Е.
И. Лингвистика Интернета: формирование дисциплинарной парадигмы //[Электронный ресурс] URL: http://www.textology.ru/article.aspx?aId=76 (дата обращения4.10.2012).41средах: и в бумажном виде, и в звучащем, и в визуальном»1. Итак, говоря, ожурналистских жанрах в сети Интернет, мы будем подразумевать«полифонический коммуникационный продукт»2.Жанровая принадлежность сетевых текстов была изученаТрофимовойвкниге«Языковойвкусинтернет-эпохивГ.