Диссертация (Жанрообразование в сетевых СМИ технологические и творческие факторы), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанрообразование в сетевых СМИ технологические и творческие факторы". PDF-файл из архива "Жанрообразование в сетевых СМИ технологические и творческие факторы", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Вызвано этоследующими причинами: корреспондентские материалы в интернет-средестановятсякакпоформесоздания,такиповоспроизведениюмультимодальными (Н. В. Чичерина), поликодовыми (В. Е. Чирнявская).Новость, начиненная медийными «добавками» (Т. Г. Добросклонская),гипертекстовыми ссылками автоматически порождает «другой смысловойконтекст и становится центром кристаллизации новой темы»1, чтосвидетельствует о естественной гибкости и подвижности границ сетевыхтекстов. Так, коммуникативное пространство Интернета стало своеобразнойжанропорождающейсредой,котораяспособствовалакакболееинтенсивному развитию жанроведения в целом, так и возникновению новых,свойственных только данной информационной среде жанров2.В силу молодости интернет-журналистики современная система жанровподвижна и зачастую не имеет четких границ, представляет собоймалоструктурированное явление.Поэтому в теории журналистики жанроваятипология журналистских интернет-текстов окончательно не сложилась и насегодняшний день требует своего разрешения проблема обозначениянепротиворечивой трактовки журналистских интернет-жанров.Многие исследователи стремятся вывести современное универсальноеопределение жанра.
И сегодня мы имеем множество подходов к трактовкепонятия «жанр» применительно к интернет-журналистике.1Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С.15.2Горошко Е. И., Жигалина Е. А. Виртуальное жанроведение: устоявшее и спорное // Учен.записки Таврического нац. ун-та им. В.
И. Вернадского. Серия «Филология. Социальныекоммуникации». Харьков, 2011. Том 24 (63). № 1. Ч. 1. С. 105-106.33В процессе идентификации понятия жанр часть теоретиков выделяет егоосновные системообразующие компоненты. Так, исследователи Е. И.Горошко, Е. А. Жигалина, Е. А. Землякова, Л. Ю. Щипицина предпочитаютиспользовать в своих научных трудах термин «виртуальный жанр», исходя излингвистического подхода.
Под данным понятием Е. И. Горошко и Е. А.Землякова подразумевают, с одной стороны,различные виды и аспектыкоммуникации в сети Интернет, а с другой – типовую форму речевойдеятельности в коммуникации, опосредованной каналами мгновенногообмена информации (ICQ, Miranda, QIP, Microsoft Messenger, YahooMessenger и др.)1.Интерес к особенностям функционирования сетевого языка и условиямпротекания коммуникации в Интернете вызван тем, что со второй половиныXX в.
Интернет стал восприниматься как новое средство массовойкоммуникации с особой сетевой культурой. В связи с этим ученые Е. И.Горошко и Е. А. Жигалина выявили две позиции в изучении «виртуальногожанра».Первая–лежитвруслелингвистики,гдеподжанромподразумевается категория, характеризующая устойчивость качественных,базовых характеристик текста. Авторы используют подход саратовскойлингвистической школы, где релевантным в «виртуальном жанроведении»считается речевой жанр, исходя из его особенности – «вербально-знаковогооформления типичной ситуации социального взаимодействия людей»2.Вместе с тем, в современной лингвистике выделяют и такие жанровыеформы, как субжанр, гипержанр и жанроид. При этом под субжанромпонимают такую жанровую форму, которая представляет собой одноактныевысказывания.1Подгипержанром–объединениевсехжанровыхГорошко Е.
И., Землякова Е. А. Виртуальное жанроведение: становление теоретическойпарадигмы // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И.Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». Харьков, Украина, 2011. Том24 (63). № 1. Ч. 1. С. 227.2Горошко Е. И., Жигалина Е. А. Виртуальное жанроведение: устоявшее и спорное // Учен.записки Таврического нац. ун-та им. В. И.
Вернадского. Серия «Филология. Социальныекоммуникации». Харьков, 2011. Том 24 (63). № 1. Ч. 1. С. 110.34макрообразований, которые сопровождают социально-коммуникативныеситуации и объединяют в своем составе несколько жанров. И поджанроидом определяется переходная форма, которая осознается говорящимикак нормативная, но располагающаяся в межжанровом дискурсивномпространстве1.Вторая позиция основывается на развитии интернет-лингвистики:освещение всей научной рефлексии, связанной с особенностями изучениякоммуникативного пространства Интернета на всех языковых уровнях: отморфологии и синтаксиса до прагматики и особенностей восприятия текстовс экрана компьютера2.В рамках данного подхода наблюдается модернизация всей системывзглядов на жанрообразование и вводятся новые понятия. Мотивируется этотем, что интенсивно меняются условия информационного обменавсоответствии с ними принципиально меняются формы презентацииматериала.Вэтомконтекстепредставляетинтересклассификациявиртуальных жанров, разработанная Л.
Ю. Щипициной,которая былавыстроена в зависимости от коммуникативных функций интернет-общения.– Информативные жанры, используемые для предъявления или полученияинформации (институциональные веб-страницы, веб-страницы новостныхагентств и сетевых СМИ, поисковые системы, онлайн-энциклопедии,каталоги, списки рассылки, электронные библиотеки и архивы);– Директивные жанры, которые призваны побудить адресата осуществитькакое-либо действие (веб-реклама, коммерческие и частные объявления,интернет-магазины и аукционы);– Коммуникативные жанры, удовлетворяющие потребности в общении исоблюдения этикетных норм (чат, электронные письма, новостные группы,форумы, социальные сети);12Горошко Е. И., Жигалина Е.
А. Указ. соч. С. 107.Там же. С. 109-110.35– Презентационные жанры, служащие для самовыражения и представленияданных о себе или своих произведений (личные веб-страницы, вебблоги);– Эстетические жанры, основная цель которых реализация художественнотворческого потенциала и эстетическое воздействие на партнеров с помощьюсоздания мнимой реальности (сетевой роман, фанфикшн);– Развлекательные жанры, основной целью которых – это получениеудовольствия от выполнения определенных коммуникативных действий(многопользовательские миры и игры)1.Заметим, что классификация не является идеальной, поскольку в нейпредставлены не столько жанры интернет-журналистики, сколько формыпрезентации различных информационных материалов в Глобальной сети. Вцелом положительно оцениваясегментирование текстов по их целевомуназначению в реализации функции общения, мы, тем не менее, не можемсогласитьсяс трактовкой обозначенных материалов, отнесенных копределенным жанрам.
Так, не ясно, почему институциональные сайтыявляются информационными, а личные презентационными, почему кжанрам относят электронные библиотеки и архивы, а такжепоисковыесистемы и списки рассылки. Не ясно также, на каком основании рекламныеобъявления и аукционы называются директивными, а новостные группыотносятся к коммуникативным жанрам. Вряд ли социальные сети можноназвать жанром. Очевидно, речь идет об информационных платформах, накоторых располагаются тексты, реализуемые в разных жанрах, ожидаемыеразличной аудиторией.Заметим также, что необходимо исходить из понимания «крайнейразнородности речевых жанров (устных и письменных)» (по М.
М. Бахтину)и существенного различия первичных (простых) и вторичных (сложных)речевых жанров, «возникающих в условиях более сложного и относительно1Щипицина Л. Ю. Дигитальные жанры: проблема дифференциации и критерии описания:сб. науч. ст.// Коммуникация и конструирование социальных реальностей. Ч. 1.
СПб.,2006. С. 377-378.36высокоразвитогосвоегои организованного культурного общения»1. В процессеформированияжурналистскиежанры(«разнообразныймирпублицистических произведений»2) вбирают в себя и перерабатываютпростые жанры, сформировавшиеся в условиях непосредственного речевогообщения.Согласимся также с ученым Б. Я. Мисонжниковым, что категорияжанравесьмаконсервативнавонтологическомплане,посколькуформировалась в течение длительного исторического периода вобрала в себямногие константы не только профессиональной, но и общенациональнойкультуры»3.Подытоживая все вышесказанное, отметим, что теория «виртуальныхжанров» развивается достаточно успешно как в рамках современной теориижанров, так и в интернет-лингвистике в целом.