Диссертация (Жанрообразование в сетевых СМИ технологические и творческие факторы), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанрообразование в сетевых СМИ технологические и творческие факторы". PDF-файл из архива "Жанрообразование в сетевых СМИ технологические и творческие факторы", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Давыдов, атакже глобальные и кардинальные изменения, повлиявшие на системныепризнаки работы Интернета, смогли получить свое развитие в результатепоявления технологии Веб, время появления которой приходится как раз на90-е г. XX в. После разработки концепции Веб 1.0 в Интернете произошелтехнологический скачок – переход от простого размещения документов ввиде файлов к созданию своих собственных сайтов «на основе программногообеспечения (движка и шаблонов показа)»3 и баз данных.
Концепция Веб 1.0реализовывалась в трех областях: 1) программирование сайта; 2) дизайнсайта; 3) контент сайта, – и была ориентирована только на качественныйконтент. Вот почему 90-е г. прошлого столетия для печатной интернетжурналистики ознаменованы как время возникновения аналоговой печати:создание электронных версий газет, среди которых первопроходцами были«Известия» (1992), «Аргументы и факты» (1997), «Комсомольская правда»(1998). Именно с этого периода Интернет постепенно начнет о себе заявлятькак еще один коммуникационный канал передачи массовой информации,который обладает гибкой и многофункциональной системой. Открытым1Пак Е.
М. Указ. соч. С. 82.Там же.3Гладкий стиль WEB 1.0 и его отличие от WEB 2.0 // [Электронный ресурс] URL:http://www.yasoft.ru/typ1.php?poz=640 (дата обращения 16.10.2012).172остается вопрос, насколько сильно изменилось типологическое состояниесовременной периодики после ее стремительного перехода в сетевую среду.Теория об особенностях печатной журналистики в Интернетескладывается из различных типологических подходов, в каждом из которыхпредлагается свое видение.
Традиционная типология печатной периодики,включает в себя следующие параметры:– по территории распространения (общероссийские, региональные,местные);–посоциальномуназначению(общеполитические,отраслевые,специализированные, популярные, элитарные);– по времени выхода (ежемесячные, еженедельные, ежедневные,утренние, вечерние);– по характеру и типу материалов (новостные, аналитические,смешанные).Как можно заметить, данная типология по большей части представляетсобой разработку проблемно-тематической концепции издания, посколькуона (типология) построена с учетом информационной политики редакции.Я.
Н. Засурский предлагает более четкую теорию о типологическиххарактеристиках издания. В работе «Типология периодической печати:проблемы и тенденции развития» автор выделил три вида типоформирующихпризнаков – первичные, вторичные (зависимые) и формальные1. Какутверждает ученый, основу при формировании печатного органа составляютпервичные признаки:– издатель – социальный институт (учреждения, общественнаяорганизация и т.п.), выпускающий данный орган печати;– цели и задачи – проектируемый образ результата, на достижениекоторого направлены стратегические и тактические действия издателя;1Типология периодической печати: проблемы и тенденции развития типологическойструктуры современной периодики / под ред.
Я. Н. Засурского. М. 1994. С. 40-69.18– читательская аудитория – группа людей, читающих данноеиздание1.Именно эти три признака, по мнению исследователя, в зависимости отдоминирования одного из них, определяют тип издания и формируютвторичные (зависимые) и формальные признаки, к которым относятся:– авторский состав – штаб корреспондентов, публикуемых в этомиздании;– внутренняя структура издания – система разделов и рубрик;– жанровая палитра;– оформление газетных полос;– периодичность – число выпусков (номеров) издания за определенныйпериод времени;– объем – размер одного выпуска (номера) издания в учетноиздательских листах;– тираж – количество экземпляров одного выпуска (номера) издания2.Всвязисэтим,еслирассматриватьтипологиюсетевыхверсий/аналогов традиционных газет, то можно найти частичное сходство стипологией печатных СМИ, предложенной Я.
Н. Засурским, посколькуэлектронная газета унаследовала от бумажной некоторые принципиальноважные признаки. Прежде всего, признак формата издания. В онлайновомварианте периодического издания «имеется титульная страница, аншлаговыезаявки о материалах, фотографии, указатель содержания, состоящий из техжеразделовирубрик,чтоиихпечатныевыпуски 3.«Текстыперепечатываются из базового издания, частично создаются для Интернетаили адаптируются к условиям интернет-среды. Нередко тема и идея1Типология периодической печати: проблемы и тенденции развития типологическойструктуры современной периодики / под ред.
Я. Н. Засурского. М. 1994. С. 40-69.2Там же.3Мисонжников Б. Я. Электронная газета (содержание и форма, пространство и время) //Периодическая печать на пороге электронной эры / отв. ред. Б. Я. Мисонжников. СПб.:СПбГУ, 2000. С. 54-55.19публикации в традиционном издании сохраняется и в Сети»1. В качествепримера можно привести известные печатные периодические издания, такие,как«Ведомости»«Комсомольская(www.vedomosti.ru),правда»«Известия»(www.kp.ru),(www.izvestia.ru),«Московскийкомсомолец»(www.mk.ru), «Коммерсант» (www.kommersant.ru) и другие. Единственноепреимущество онлайновых версии печатного издания от его аналога в том,что они не ограничены объемом и временными рамками. В них можнопубликовать расширенные версии материалов, содержать интерактивныеархивы, в которых хранится информация предыдущих выпусков, наконец,изменитьпериодичностьвыходановостей.Однакодляполучениясвободного доступа к полным текстам материалов в таких изданиях(электронных версиях / аналогах печатного издания) требуется онлайнрегистрация для оформления платной ежемесячной или годовой подписки.Интернет-газеты размещают свой контент только в электронной среде.Это вызвано тем, что издания, работающие исключительно в Интернете,изначально повторить невозможно, так как они размещают на своихэлектронных страницах не только текстовые материалы и фоторепортажи, нои видеоматериалы, анимационные фрагменты, интерактивные беседы,инфографики и многое другое.
Это обстоятельство порождает целый рядпрепятствий при анализе типологических признаков сетевой прессы. Впервую очередь потому, что Интернет является быстро развивающейсясистемой, и трудно определить окончательные характеристики сетевыхСМИ.Второе,неменеесущественноеобстоятельство,отсутствиекомплексных теоретических работ по данной проблематике. И, тем не менее,некоторые существующие типологические признаки электронных изданийуже сформировались и требуют детального рассмотрения.К основным характеристикам сетевых изданий можно отнести:1Мельник Г.
С., Тепляшина А. Н. Актуальные проблемы современности и журналистика:учеб. пособ. СПб.: СПбГУ, 2008. С. 211.201. Сверхоперативность. «ВсетевыхСМИподготовкаитиражирование новостей происходит быстрее и легче в отличие от печатныхизданий, где много времени затрачивается на макетирование номеров,верстку, корректорскую правку, типографскую печать. В электронныхизданиях вся информация делится на два вида:1) статичную: тексты, размещаемые в редакционных рубриках.Данные материалы имеют три возможных варианта обновления содержания:– произвольное: по мере подготовки материала;– с установленной периодичностью, например, ежедневно илиеженедельно;– перманентное, когда новости и сообщения размещаются на сайтесразупомерепоступленияизинформационныхагентств,откорреспондентов или репортеров.2) постоянно обновляемую: “лента новостей”, обновляемая мгновеннов режиме реального времени (в часах, минутах и секундах — на моментвхода читателя в Интернет) по 20, а то и более раз в сутки, как толькоредакцияполучаетновостиотинформационныхагентствилипособственным каналам» 1.2.
Энциклопедичность. Сетевые СМИ обладают неограниченнымобъемом информации по интересующим людей темам. Кроме того, любойпользователь в любое время может обратиться к архиву новостей,журналистскимматериалам,документам,упорядоченныхподатам,заголовкам, рубрикам и отделам за несколько месяцев или лет.3. Иллюстративность. На страницах сетевого издания пользователю внеограниченном объеме могут быть предоставлены:– текст: он передает информационное, идейно-смысловое содержаниеновости и может сопровождаться такими элементами, как фото, графики,таблицы, звуки и др.;1Пак Е. М.
Сетевые издания: истоки формирования и особенности функционирования //Актуальные проблемы современности и журналистика: Сб. науч. ст. Томск. 2012. С. 82.21– видеотекст: это порождение первых электронных терминалов икомпьютерных сетей, он появился не более тридцати лет назад, когда наэкспериментальнойосноведляпервыхпользователейперсональныхкомпьютеров создавались интерактивные службы. Поначалу видеотекствыполнял те же функции, что и телетекст, т.е.
представлял собой в основноминформацию справочного характера, которую пользователи могли считыватьс экрана монитора. Спустя десятилетия возможностями видеотекстазаинтересовались издательские компании, информационные агентства, атакже крупные периодические издания. Именно видеотекст дал мощныйтолчок к развитию современных онлайновых СМИ и привел к созданиюобщественно-информационныхинтерактивныхслужб,играющихвнастоящее время важную роль в деятельности многих СМИ.– фотографии цветные и черно-белые: наглядно фиксируют деталиактуальной новости;–звуковыефрагменты:могутиспользоватьсякакзвуковоесопровождение в виде авторского текста или ремарки, шумовые эффекты,иллюстрирующие происходящие события и делающие их описание болеереалистичным, а восприятие эмоционально чувственным.
Звук можетсинхронно сопровождать включенные в текст повествования видеокадры,фоторепортажи или анимацию1;– видеосюжеты: темы, освещаемые в видеороликах;– анимацию: в электронных изданиях используется как компьютернаямультипликация или простые анимационные файлы, при загрузке требуетбольшей мощности. В основном анимация играет вспомогательную роль,способствуянаглядностиописаниясоответствующихпроцессовиулучшению понимания и запоминания их описания2.1Вуль В. А. Электронные издания: учебник // [Электронный ресурс] URL: http://www.hiedu.ru/e-books/xbook119/01/part-002.htm (дата обращения 26.08.2012).2Там же.224.
Гибкие системы доставки, переадресация.Сетевой редакторможет поместить какую-либо информацию как на сайт, включить ее впоисковые системы, так и отослать по мобильному телефону. Чтобыохватить как можно большее количество сетевых изданий и агентств, можнопереадресовать им материалы напрямую.5. Нелинейная конструкция. Базирование всех интернет-изданий нанелинейном принципе получения информации предполагает совершенноиной уровень мастерства, при котором аудитория получает возможностьсоавторства при развитии темы материала.